г. Санкт-Петербург |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А56-14064/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Черников С.Н. по доверенности от 08.05.2014
от заинтересованных лиц: 1,2) Головин К.В. по доверенности от 25.02.2014 N 449
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16155/2014) Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2014 по делу N А56-14064/2014 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Дачного потребительского кооператива "Борки"
к 1. Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области, 2. Главному управлению МЧС России по Ленинградской области
об оспаривании предписания N 236/1/1 от 04.12.2013 и решения от 10.01.2014
установил:
Дачный потребительский кооператив "Борки" (188731, Ленинградская область, Приозерский р-н, Сосновское сельское поселение, платф. 67 км.; далее - кооператив, ДПК "Борки", заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписания Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее - административный орган, Управление) N 236/1/1 от 04.12.2013 и решения от 10.01.2014 по жалобе на предписание.
В качестве второго ответчика к участию в деле привлечено Главное управление МЧС России по Ленинградской области.
Решением суда от 16.05.2014 заявление кооператива удовлетворено, оспариваемые предписание и решение признаны недействительными.
Не согласившись с принятым решением, административный орган направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, Управление, вменяя кооперативу нарушение пункта 4.1* СНиП 30-02-97* и пункта 8.18 СП 4.13130.2013 не допускало нарушений норм материального права, так как нормы, действовавшие в момент застройки кооператива устанавливали более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действующие в настоящее время.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель заявителя возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу и в объяснениях заявителя.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 236 от 05.11.2013 административным органом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении объектов защиты ДПК "Борки".
Целью данной проверки являлось проверка фактов нарушений требований пожарной безопасности в ДПК "Борки", создающих угрозу жизни и здоровья людей, изложенных в обращении гр. Эльбек В.Л. (вх. от 09.10.2013 N Г-418).
Проверкой установлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: проезд к участку N 84 между участками N 86 и N 88 составляет менее 3,5 м (фактически составляет 3, 075 м), чем нарушены пункты 4.1*, 5.6, 5.7* СНиП 30-02-97*, п. 8.18 СП 4.13130.2013.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.12.2013 N 236.
В этот же день кооперативу выдано предписание N 236/1/1 со сроком исполнения 15.10.2014.
ДПК "Борки" не согласился с предписанием и обжаловал его в вышестоящем административном органе.
Решением Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области от 10.01.2014 жалоба кооператива оставлена без удовлетворения.
Полагая предписание и решение неправомерными, ДПК "Борки" оспорил их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявление кооператива, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования СНиП 30-02-97* и СП 4.13130.2013 для ДПК "Борки" не являются обязательными.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу статьи 51 Закона N 123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
В соответствии со статьей 2 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Статья 52 указанного закона устанавливает способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия: применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления -эвакуацией людей при пожаре; организация деятельности подразделений пожарной охраны.
В силу статьи 90 закона N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Статьей 33 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что основой для нормативов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.
Административный орган посчитал, что кооперативом нарушены пункт 4.1* СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан. Здания и сооружения" и пункт 8.18 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", которыми установлено, что ширина проездов на территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан - не менее 3,5 метров.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Пунктом 1.1* СНиП 30-02-97* (введен в действие с 1 января 1998 года) предусмотрено, что настоящие нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан (далее - садоводческое (дачное) объединение), зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 СП 4.13130.2013 (в соответствии с Приказом МЧС России от 18.07.2013 N 474 дата введения в действие документа 29 июля 2013 года) предусмотрено, что настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что требования СНиП 30-02-97* и СП 4.13130.2013 распространяются только на проектируемые, вновь строящиеся и реконструируемые здания и сооружения, а не на уже построенные и существующие объекты.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок был предоставлен дачно-строительному кооперативу "Калининец" актом на право пользования землей 20 января 1988 года.
С учетом изложенного является правомерным вывод суда о том, что требования СНиП 30-02-97* и СП 4.13130.2013 для ДПК "Борки" не являются обязательными.
При таких обстоятельствах оспариваемые ненормативные правовые акты обоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на пересмотр обстоятельств, установленных по настоящему делу, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2014 по делу N А56-14064/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14064/2014
Истец: Дачный потребительский кооператив "Борки"
Ответчик: Главный государственный инспектор Ленинградской области по пожарному надзору Лузин В. В., ГУ "Центр управления силами государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области"