г. Самара |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А65-6321/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 сентября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22.09.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2014 по делу N А65-6321/2014 (судья Кириллов А.Е.) принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр", г.Альметьевск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Посейдон", г.Москва, открытого акционерного общества "Татнефть", г.Альметевск, Курамшина Р.М., г.Набережные Челны, об оспаривании решения и предписания,
с использованием систем видеоконференц-связи,
судебном заседании приняли участие:
от ООО "Татнефть-АЗС Центр" - Саюнова Ю.Т. (доверенность от 27.09.2012), Комаров М.В. (доверенность от 05.07.2013)
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Сафина О.А. (доверенность от 18.03.2014)
от ООО "Посейдон" - Фахрисламов Р.Р. (доверенность от 28.04.2014)
представители ОАО "Татнефть" и Курамшин Р.М. не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" (далее - ООО "Татнефть-АЗС Центр", общество) обратилось в Арбитражный суд с Республики Татарстан заявлением о признании недействительными (незаконными) решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 31.12.2013 по делу N 05-55/2013 и его предписания от 31.12.2013 N 1 по тому же делу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Посейдон" (далее - ООО "Посейдон"), открытое акционерное общество "Татнефть" (далее - ОАО "Татнефть") и Курамшин Р.М.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2014 по делу N А65-6321/2014 заявленные требования удовлетворены и на Татарстанское УФАС России возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемых решения и предписания законными и обоснованными. По мнению Татарстанского УФАС России, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также нормам действующего законодательства.
Рассмотрение дела было отложено с 25.08.2014 на 22.09.2014.
ООО "Татнефть-АЗС Центр" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить обжалованное судебное решение без изменения.
Татарстанское УФАС России представило дополнительные пояснения по делу.
В связи с нахождением судьи Юдкина А.А. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 22.09.2014, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Филиппову Е.Г.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судьи Юдкина А.А. на судью Филиппову Е.Г. рассмотрение дела начато сначала.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ОАО "Татнефть" и Курамшин Р.М., которые надлежащим образом извещались о времени и месте проведения судебных заседаний.
В судебных заседаниях, проведенных с использованием системы видеоконференц-связи, представители Татарстанского УФАС России поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, просили отменить обжалованное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представители ООО "Татнефть-АЗС Центр" апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель ООО "Посейдон" просил отказать Татарстанскому УФАС России в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить обжалованное судебное решение без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней, отзыве, выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Решением от 31.12.2013 по делу N 05-55/2013 Татарстанское УФАС России признало ООО "Татнефть-АЗС Центр" и ООО "Посейдон" нарушившими пункт 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива.
На основании этого решения Татарстанское УФАС России выдало ООО "Татнефть-АЗС Центр" предписание от 31.12.2013 N 1, в котором указало на необходимость в течение 30 дней со дня его получения прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: обеспечить свободную реализацию сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, любым хозяйствующим субъектам, обратившимся в адрес ООО "Татнефть-АЗС Центр" с предложением о заключении договора; обеспечить информирование о возможности заключения прямых договоров поставки сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, с ООО "Татнефть-АЗС Центр", в указанием конкретных условий, предъявляемых хозяйствующим субъектам при заключении договора поставки, с учетом разумности и обоснованности данных условий; сообщить всем покупателям о решении и предписании Татарстанского УФАС России по делу N 05-55/2013.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ООО "Татнефть-АЗС Центр" об оспаривании указанных решения и предписания.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России утверждает, что суд первой инстанции допустил смешение понятий "соглашения" и "согласованные действия" хозяйствующих субъектов.
Судом первой инстанции на страницах 2, 4, 7, 8 решения упоминается термин "соглашение", а не только термин "согласованные действия", что объясняется схожестью этих понятий.
Ныне действующая редакция Закона о защите конкуренции хотя и разграничила запреты на ограничивающие конкуренцию согласованные действия и соглашения (статьи 11.1 и 11 указанного закона соответственно), однако не дала четко сформулированного разграничения понятий "согласованные действия" и "соглашение". Так, согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Пунктом 5 части 1 статьи 11.1 запрещены согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия, как и соглашения, приводят к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Довод Татарстанского УФАС России о заключении обществом устного соглашения, приведшего к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, мог быть подтвержден только посредством доказывания совершения обществом с другими хозяйствующими субъектами согласованных действий.
Таким образом, суд первой инстанции, используя термин "согласованные действия", имел ввиду заключение обществом соглашения, приведшего к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сжиженного углеводородного газа, и его участие в этом соглашении.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
В оспариваемом решении Татарстанского УФАС России верно указано, что данный пункт Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении. Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Таким образом, Татарстанское УФАС России само указало на допустимость применения в рассматриваемом случае разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающихся согласованных действий.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неправильном определении Татарстанским УФАС России географических границ товарного рынка.
Довод Татарстанского УФАС России о том, что рынок оптовой реализации сжиженного углеводородного газа не является единым, а представлен несколькими уровнями, не подтвержден соответствующими доказательствами.
Татарстанское УФАС России не привело достаточных критериев разграничения одного "уровня" рынка оптовой реализации сжиженного углеводородного газа от другого "уровня".
Как видно из материалов дела, Татарстанское УФАС России направило запросы владельцам АГЗС на территории Республики Татарстан, однако не направило запросы иным покупателям сжиженного углеводородного газа - владельцам АГЗС, расположенным за пределами Республики Татарстан, что свидетельствует о неполноте исследования вопроса о географических границах товарного рынка.
Из оспариваемого решения Татарстанского УФАС России следует, что географическими границами товарного рынка оптовой реализации сжиженного углеводородного газа, на котором ООО "Татнефть-АЗС Центр" якобы нарушило требования пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, являются восточная и юго-восточная части Республики Татарстан.
Однако в этом решении также указано, что в ходе рассмотрения дела была проанализирована представленная ООО "Посейдон" информация о реализации газопродуктов за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 и установлено, что в 2012 году контрагентами ООО "Посейдон" являлось более 48 хозяйствующих субъектов, приобретавших у ООО "Посейдон" сжиженный углеводородный газ по прямым договорам на поставку данного товара. Эти хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность как на территории Республики Татарстан, так и на территории других субъектов Российской Федерации, в том числе: Республики Башкортостан, Республики Чувашия, Республики Марий-Эл, Оренбургской области, Ульяновской области, Самарской области.
Причем, как следует из пояснений ООО "Татнефть-АЗС Центр", указанные контрагенты не только осуществляют деятельность за пределами Республики Татарстан, но и зарегистрированы за пределами Республики Татарстан.
Татарстанское УФАС России не опровергло довод ООО "Татнефть-АЗС Центр" о том, что в рассматриваемый период оно осуществляло поставки сжиженного углеводородного газа хозяйствующим субъектам, зарегистрированным и осуществлявшим свою деятельность за пределами Республики Татарстан.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет утверждение Татарстанского УФАС России о том, что географическими границами товарного рынка является Республика Татарстан.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии внутреннего противоречия в оспариваемом решении Татарстанского УФАС России.
Термин "раздел рынка" используется в Законе о защите конкуренции в качестве квалифицирующего признака запрещенных антиконкурентных соглашений и не мог быть использован Татарстанским УФАС России в каком-либо ином значении, тем более, что решение Татарстанского УФАС России не содержит никакой оговорки о применении термина "раздел рынка" в значении, отличном от содержащегося в Законе о защите конкуренции.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности Татарстанским УФАС России события правонарушения также является обоснованным.
В обоснование незаконности соглашения между ООО "Татнефть-АЗС Центр" и ООО "Посейдон" Татарстанское УФАС России привело доводы о том, что у ООО "Посейдон" не имеется работников и необходимого имущества для осуществления деятельности.
Эти доводы суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку работники и имущество могли быть привлечены ООО "Посейдон" для осуществления хозяйственной деятельности на основании гражданско-правовых договоров.
Из положений пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции следует, что запрещается соглашение между равными хозяйствующими субъектами, заинтересованными в таком соглашении, тогда как в рассматриваемом случае имело место допускаемое Законом о защите конкуренции (за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 11, частями 1 и 2 статьи 12 этого закона) вертикальное соглашение, то есть соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар (пункт 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что иные хозяйствующие субъекты не имели возможности приобрести сжиженный углеводородный газ по той же цене, что и ООО "Посейдон", является бездоказательным и опровергается данными об объемах реализации ООО "Татнефть-АЗС Центр" данного товара, приведенными на стр. 6 оспариваемого решения Татарстанского УФАС России. Так, в 2013году ООО "Татнефть-АЗС Центр" реализовало сжиженный углеводородный газ, кроме ООО "Посейдон", девяти хозяйствующим субъектам. Действующее антимонопольное законодательство не предусматривает установление минимального количества коммерческих организаций, которым оптовый продавец сжиженного углеводородного газа обязан обеспечить поставку.
Довод Татарстанского УФАС России о том, что невозможность приобретения хозяйствующими субъектами у ООО "Татнефть-АЗС Центр" сжиженного углеводородного привела к ущемлению интересов конечных потребителей, приобретавших данный товар по завышенным ценам у хозяйствующих субъектов, осуществлявших его розничную реализацию через АГЗС, основан на предположении и опровергается фактом наличия практически идентичных цен на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа в Республике Татарстан.
Татарстанское УФАС России, исследовав состояние рынка реализации сжиженного углеводородного газа, а также проведя опрос хозяйствующих субъектов, действующих на оптовом рынке данного товара, установило, что рынок реализации сжиженного углеводородного газа построен на разветвленной цепочке посреднических отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими оптовую (мелкооптовую) и розничную реализацию указанного товара; один и тот же объем сжиженного углеводородного газа, прежде чем дойти до АГЗС (до конечного потребителя), может пройти через несколько посредников, осуществляющих куплю-продажу данного товара.
Таким образом, Татарстанское УФАС России подтвердило, что продажа сжиженного углеводородного газа владельцам (эксплуатантам) АГЗС осуществляется, как правило, не напрямую от производителей этого товара, а через цепочку посредников, что подтверждает довод ООО "Татнефть-АЗС Центр" о сложившейся бизнес-схеме (обычае делового оборота) на рынке оптовой реализации указанного товара как в целом в Российской Федерации, так и на территории Республики Татарстан.
Данное обстоятельство также подтверждает отсутствие состава вменяемого обществу правонарушения, поскольку Татарстанским УФАС России не опровергло, что аналогичным образом происходит реализация сжиженного углеводородного газа иными его продавцами на оптовом рынке.
Утверждение Татарстанского УФАС России о том, что хозяйствующим субъектам экономически выгодно и целесообразно приобрести сжиженный углеводородный газ у того поставщика, у которого пункт отгрузки этого товара находится на наименьшем расстоянии от покупателя, так как, даже в случае более низкой цены на товар у других поставщиков, у покупателей возрастают расходы на транспортировку и, следовательно, увеличивается себестоимость приобретаемого товара, не подтверждено соответствующими расчетами и иными доказательствами.
Татарстанское УФАС России также не исследовало вопрос об объеме сжиженного углеводородного газа, реализуемого на оптовом рынке Республики Татарстан, и о возможности реализации ООО "Татнефть-АЗС Центр" данного товара всем лицам, обратившимся к нему с заявлением о продаже.
По утверждению Татарстанского УФАС России, ООО "Посейдон" является единственным доступным поставщиком сжиженного углеводородного газа, произведенного ОАО "Татнефть", так как возможность приобретения данного товара непосредственно у поставщика (ООО "Татнефть-АЗС Центр") отсутствует.
В этой связи Татарстанское УФАС России сделало вывод о том, что ООО "Татнефть-АЗС Центр", в отличие от ООО "Посейдон", не осуществляло продажи на рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа, поскольку согласно понятию, данному в пункте 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Вменяемое в вину обществу нарушение, сформулированное в пункте 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, предполагает запрещение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке.
Поскольку согласно выводам, сделанным Татарстанским УФАС России в оспариваемом решении, ООО "Татнефть-АЗС Центр" не осуществляет продажи на товарном рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа, то ООО "Татнефть-АЗС Центр" и ООО "Посейдон" не являются субъектами-конкурентами, в связи с чем отсутствуют основания для признания ООО "Татнефть-АЗС Центр" виновным в нарушении пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, Татарстанское УФАС России не опровергло довод ООО "Посейдон" о том, что оно продает сжиженный углеводородный газ (при наличии свободных объемов) всем обратившимся с просьбой о его продаже.
Как уже указано, для признания хозяйствующих субъектов виновными в нарушении пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы соглашение, заключенное между этими хозяйствующими субъектами, привело или могло привести к отказу с их стороны от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
В этой связи, даже если посчитать доказанным отказ ООО "Татнефть-АЗС Центр" от заключения договоров с неустановленными контрагентами, Татарстанское УФАС России, не установив факты отказа ООО "Посейдон" от заключения договоров с определенными покупателями сжиженного углеводородного газа, не могло квалифицировать действия ООО "Татнефть-АЗС Центр" и ООО "Посейдон" как нарушение пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Татарстанским УФАС России не доказано заключение ООО "Татнефть-АЗС Центр" с ООО "Посейдон" соглашения, направленного на отказ от заключения договоров с определенными покупателями сжиженного углеводородного газа, а также участие ООО "Татнефть-АЗС Центр" в таком соглашении.
Следовательно, обжалованное судебное решение отмене не подлежит. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Татарстанским УФАС России в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2014 года по делу N А65-6321/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6321/2014
Истец: ООО "Татнефть-АЗС Центр", г. Альметьевск
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Курамшина Р. М., ОАО "Татнефть", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, ООО "Посейдон"