г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А56-14813/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И. Протас, Е.А.Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Федорова О.С. - доверенность N 31-014 от 13.01.2014
от ответчика (должника): предст. Кудряшов К.И. - доверенность от 12.05.2014
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17505/2014) Администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2014 по делу N А56-14813/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по иску (заявлению) Администрации Невского района Санкт-Петербурга
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Альпийский Сад"
о признании незаконным и отмене решения
установил:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Санкт-Петербургское УФАС, Управление) от 03.12.2013 по делу N РНП-78-323.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Альпийский Сад" (далее - ООО "Альпийский Сад", Общество).
Решением суда от 01.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права - статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), статей 450, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и удовлетворить требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, Закон N 94-ФЗ, действовавший на момент заключения государственного контракта, регулирует отношения, связанные с особенностью процедуры размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов. Процесс дальнейшего исполнения обязательств, по мнению Администрации, регулируется исключительно нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, положениями главы о подряде, которые предусматривают возможность одностороннего отказа от исполнения договора.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы. Представитель Управления доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Третье лицо извещено надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу положений статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы без участия ООО "Альпийский Сад".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Администрацией Невского района Санкт-Петербурга на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 14.02.2013 было размещено извещение N 0172200004713000007 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории Невского района Санкт-Петербурга.
По результатам проведения открытого аукциона в электронной форме 23.03.2013 между заказчиком и победителем аукциона - ООО "Альпийский Сад" заключен государственный контракт N 0172200004713000007-0038373-01.
В связи с неисполнением Обществом обязательств по контракту заказчик направил в адрес Общества уведомление от 16.10.2013 о расторжении контракта с 01.11.2013 на основании части 2 статьи 715 ГК РФ и пункта 7.2.8 контракта. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта было размещено на официальном сайте.
В УФАС по Санкт-Петербургу заказчик письмом исх. N 114-2169 от 19.11.2013 направил извещение об отказе от исполнения контракта и сведения о подрядчике для внесения его в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные сведения, Управление вынесло решение от 03.12.2013 (объявлено 02.12.2013) по делу N РНП-78-323, которым в действиях Администрации было признано нарушение части 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ, антимонопольный орган также не усмотрел оснований для включения сведений, представленных Администрацией в отношении ООО "Альпийский сад", в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с решением Санкт-Петербургского УФАС, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. При этом, исходя их содержания заявления и апелляционной жалобы заявителя, Администрация не согласна с признанием ее нарушившей часть 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ, в части оспариваемого решения о невключении сведений, представленных заказчиком в отношении ООО "Альпийский Сад", в реестр недобросовестных поставщиков, доводов Администрацией ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не приведено.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав мнение сторон, не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, полагая правильными выводы суда первой инстанции о законности вынесенного Управлением решения.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в редакции, действовавшей до 07.06.2103 (до внесения изменений Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ), расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Таким образом, на момент размещения спорного государственного заказа и заключения государственного контракта N 0172200004713000007-0038373-01 законодателем не была установлена возможность расторжения государственного контракта в одностороннем порядке, в том числе по инициативе заказчика. Тем не менее, аукционная документация, в том числе пункт 7.2.8 контракта предусматривала возможность одностороннего расторжения контракта заказчиком, что не соответствовало действующему на тот момент законодательству, в связи с чем Управление правомерно признало Администрацию нарушившей часть 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ.
Статья 19.2 Закона N 94-ФЗ, в соответствии с которой заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом, введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и вступила в действие только 07.06.2013.
Как правомерно указал суд первой инстанции, сославшись на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а следовательно, заказчик не вправе был устанавливать в контракте возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
Доводы подателя жалобы о том, что Закон N 94-ФЗ, действовавший на момент заключения государственного контракта, регулирует исключительно отношения, связанные с особенностью процедуры размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов, основан на неправильном толковании и положений статьи 9 Закона о размещении заказов, часть 2 которой содержала правило о том, что контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров, выделенных законодателем в особую отдельную группу - государственных и муниципальных контрактов, регламентирован Законом N 94-ФЗ. Как правомерно указал суд первой инстанции, его положения являются специальными по отношению к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке заключения, исполнения и прекращения (расторжения) договоров. Таким образом, в регулировании отношений по заключению, исполнению и прекращению (расторжению) государственных и муниципальных контрактов общие нормы гражданского права должны применяться в части, не противоречащей специальным нормам, требованиям Закона N 94-ФЗ.
Поскольку частью 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в редакции, действовавшей на момент заключения контракта, была предусмотрена возможность расторжения государственного контракта только в судебном порядке либо по достигнутому между сторонами соглашению, то включение в документацию об аукционе положения об одностороннем расторжении контракта свидетельствует о нарушении Администрацией императивных положений названной нормы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в признании недействительным оспариваемого решения Санкт-Петербургского УФАС, правильно применив нормы материального права при оценке фактических обстоятельств рассматриваемого дела. Правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 01.07.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 июля 2014 года по делу N А56-14813/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Невского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14813/2014
Истец: Администрация Невского района Санкт-Петербурга
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Альпийский Сад"