г. Вологда |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А05-6611/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Козарик Б.А. по доверенности от 23.05.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2014 года по делу N А05-6611/2014 (судья Хромцов В.Н.),
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (ОГРН 1025003213641; далее - общество, ООО "Росгосстрах") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В деле в качестве потерпевшего участвует гражданин Григорьев Анатолий Николаевич.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2014 года общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Считает, что срок для привлечения к ответственности на момент вынесения решения судом истек.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения. Считает, что у общества отсутствовала необходимость для обращения при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности (далее - ОСАГО) с Григорьевым Н.В. в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, поскольку в предыдущий период данный гражданин заключал договор ОСАГО также с ООО "Росгосстрах". Полагает, что вмененное обществу правонарушение посягает на установленный и охраняемый порядок в сфере защиты прав потребителей, и соответственного срок для привлечения к ответственности на момент принятия решения судом не истек. Считает, что факт совершения обществом вмененного административного правонарушения и его вина подтверждаются материалами дела.
Общество, Григорьев Анатолий Николаевич надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя банка, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступила жалоба гражданина Григорьева А.Н. на действия общества в связи с неверным применением при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности (далее - ОСАГО) коэффициента КБМ=1, которая была направлено для рассмотрения по существу заявителю.
Банк в ходе осуществления надзора за деятельностью субъектов страхового дела в связи с обращением Григорьева А.Н. сделал вывод о нарушении обществом лицензионных требований и условий, установленных абзацем 2 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", и о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлено частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2014 N 81-11-Ю/8/2, на основании которого банк обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции посчитал доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлено частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд считает данный вывод суда первой инстанции обоснованным в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Исходя из положений пункта 81 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, подпункта 2.10 пункта 2 Указания Банка России от 04.03.2014 N 3207-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" и подпункта 4.4 пункта 4 приказа управляющего Отделением по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 19.05.2014 N ОДТ-2-11-21 "О должностных лицах Отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", Банк правомочен составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Лицензирование страховой деятельности в силу пункта 11 части 2 статьи 1 Закона N 99-ФЗ осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, регулирующим отношения в этой сфере деятельности.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Общество внесено в Единый государственный реестр субъектов страхового дела за регистрационным номером 977 и осуществляет свою деятельность на основании лицензии С N 097750, выданной Федеральной службой страхового надзора 07.12.2009.
В статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) определено, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы); страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования; страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке; страховые тарифы - ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.
Статьей 1 Закона N 40-ФЗ также установлено, что договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются в соответствии с этим же пунктом как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Страховые тарифы в силу пункта 6 названной статьи обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Закона N 40-ФЗ установлено, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Страховые тарифы утверждены постановлением Правительства российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Постановление N 739).
В пункте 3 данного Постановления установлены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ).
В примечания к пункту 3 Постановления N 739 определено, что информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее - информация).
Также согласно примечанию к данному пункту коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.
Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата (пункт 2 раздела 1 постановления Правительства N 739).
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 267-ФЗ) установлено, что при заключении договора обязательного страхования страховщик в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Закона N 40-ФЗ и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
В данном случае между обществом и гражданином Григорьевым А.Н. 19.03.2014 заключен договор ОСАГО серии ССС N 0301953395, к управлению транспортным средством допущен Григорьев Н.Ф. Страховая премия по договору была рассчитана обществом в размере 1851 руб. 30 коп. с учетом применения понижающего КБМ=1.
Ранее между Григорьевым Н.Ф. и обществом в период с 23.03.2013 по 22.03.2013 был заключен договор ОСАГО от 21.03.2013 серии ВВ N 0194164314, по которому при расчете страховой премии был применен КБМ=0,85, класс водителя на начало годового срока страхования - 7.
Оба договора были заключены в отношении одного и того же транспортного средства.
При этом при заключении договора страхования серии ССС N 0301953395 страховщик не обратился в нарушении указанных выше норм в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, и соответственно не применил для расчета страховой премии понижающий коэффициент.
Общество не оспаривает, что при исчислении страховой премии по указанному договору им был неправильно применен коэффициент КБМ.
В связи с этим является обоснованный вывод банка о нарушении обществом положений пункта 6 статьи 9 Закона N 40-ФЗ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылки общества на положения пункта 5 статьи 6 Закона N 267-ФЗ, поскольку положения данного пункта следует применять в корреспонденции с пунктом 3 статьи 6 Закона N 267-ФЗ, из которого следует, что страховщик при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и применяет пятнадцатидневный срок, на который ссылается ответчик, только тогда, когда у страховщика отсутствуют сведения о страховании, а также отсутствует в месте заключения договора обязательного страхования необходимая информационно-телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании.
В данном случае, как указано выше, у общества имелись все необходимые сведения для исчисления страховой премии.
Также суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы же общества о том, что при заключении договора ОСАГО могло иметь место некорректное функционирование единой автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поскольку они не подтверждены какими-либо доказательствами.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества об истечении срока для привлечения к ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При этом в особенной части данного Кодекса административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с этим при квалификации объективной стороны состава правонарушения необходимо исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
При этом целью законодательства о защите прав потребителей является защита и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
При указанных обстоятельствах вмененное обществу правонарушение, исходя из его существа, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение услуг надлежащего качества в соответствии с установленными лицензионными требованиями, посягает на права потребителя, и соответственно срок для привлечения к ответственности в данном случае составляет один год.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2014 года по делу N А05-6611/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6611/2014
Истец: Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации
Ответчик: ООО "Росгосстрах"
Третье лицо: Григорьев Анатолий Николаевич