г. Пермь |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А60-15973/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Аэропорт Кольцово" (ОГРН 1026605419202, ИНН 6608000446): не явились;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1046603151935, ИНН 6659107821): не явились;
от третьего лица Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 июня 2014 года
по делу N А60-15973/2014,
принятое судьей Колосовой Л.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Кольцово"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
третье лицо: Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта
об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу (далее -Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу, административный орган) N 154 от 19.03.2014 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в полном объеме, ссылаясь на то, что состав административного правонарушения в действиях ОАО "Аэропорт Кольцово" установлен.
Поступившее от административного органа дополнение к апелляционной жалобе судом рассмотрено и приобщено к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ в качестве письменных объяснений.
Документы, приложенные административным органом к указанному дополнению, не подлежат приобщению к материалам дела.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, состав административного правонарушения в действиях общества отсутствует, административным органом нарушен порядок проведения внеплановой документарной проверки, предусмотренный Федеральным законом N 294-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили (от третьего лица поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя), что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу на основании приказа от 21.01.2014 N 62-нд провело внеплановую документарную проверку, в ходе которой установлено, что ОАО "Аэропорт Кольцово" по адресу: г. Екатеринбург, пл. Бахчиванджи, д. 11 в нарушение п. 5 ст. 22 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) использует незарегистрированное радиоэлектронное средство - базовую станцию сети технологического назначения на частоте 164,075175 МГц.
По итогам проверки составлен протокол N 077-Пр/5 от 03.02.2014 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу вынесено постановление N 154 по делу об административном правонарушении от 19.03.2014, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 КоАП РФ нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Согласно п. 5 ст. 22 Закона о связи средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.
Порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации, ведения учета радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, выдачи владельцу радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств свидетельства о регистрации установлен Правилами регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539 (далее - Правила N 539).
Согласно п. 3, 7 Правил N 539 регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по письменному заявлению их владельца. Право на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется на основании свидетельства о регистрации названных средств связи, являющимся именным документом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 15.04.2003 ОАО "Аэропорт Кольцово" Министерством транспорта Российской Федерации (Уральским ОМТУ ВТ Минтранса России) выдано разрешение N 1933 на право эксплуатации радиостанции ОВЧ диапазона на частотах 164,075 МГц, назначением - оперативная технологическая радиосвязь с машинами и дежурными СОПП (л.д. 62).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1049-34 "Об утверждении Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации" установлено, что полоса радиочастот 163,2 - 168,5 МГц - относится к категории совместного использования (СИ).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 1034-р ОАО "Аэропорт Кольцово" относится к аэродромам совместного базирования, в силу чего находится на радиочастотном обеспечении Министерства обороны.
Пунктом 1 Правил N 539 установлено, что названные Правила устанавливают порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации и территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, ведения учета радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, выдачи владельцу радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств свидетельства о регистрации.
Таким образом, действие Правил N 539 не распространяется на радиочастоты, выделенные для совместного использования, и не устанавливает порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств совместного использования объектов, находящихся на радиочастотном обеспечении Министерства обороны.
В силу п. 23 Положения о Федеральной авиационной службе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 994 (действовавшего на момент выдачи обществу разрешения N1933) во исполнение задач и функций Федеральная авиационная служба России участвует в разработке и реализации планов частотного обеспечения.
Разрешение N 1933 на право эксплуатации радиостанции ОВЧ диапазона на частотах 164,075 МГц было выдано до вступления в силу Закона о связи.
Названный закон, в свою очередь, не устанавливает ограничений действия разрешений, выданных до вступления его в силу, а также юридических последствий непереоформления соответствующего разрешения.
В соответствии с п. 4.3 Положения о порядке выделения полос радиочастот в РФ для радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, утв. решением Государственной комиссии по радиочастотам (далее - ГКРЧ) от 30.07.2001 (Протокол 11/1), установлено, что министерства, ведомства и организации, находящиеся на радиочастотном обеспечении Минобороны России и ФАПСИ, радиочастотные заявки на выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств правительственного применения в полосах радиочастот категорий "СИ" и "ГР" представляют в ГКРЧ через Минобороны России или ФАПСИ по принадлежности их радиочастотного обеспечения.
ОАО "Аэропорт Кольцово" получено временное разрешение службы РЭБ ЦВО Объединенного стратегического командования Минобороны России от 29.10.2013 N 37-2013 сроком действия до 29.10.2014 (л.д. 65), о чем указано в оспариваемом постановлении.
ОАО "Аэропорт Кольцово" получено временное разрешение службы РЭБ ЦВО Объединенного стратегического командования Минобороны России от 14.03.2014 N 17-2014 (л.д. 68).
Таким образом, апелляционный суд полагает, что состав административного правонарушения в действиях ОАО "Аэропорт Кольцово" по ч.1 ст.13.4 КоАП РФ не доказан.
Тот факт, что полоса радиочастот выделена ОАО "Аэропорт Кольцово" для обеспечения технологической и внутриаэродромной радиосвязи гражданской авиации, не свидетельствует о том, что радиостанция ОВЧ диапазона на частотах 164,075 МГц подлежит регистрации в порядке, установленном Правилами N 539, поскольку в силу прямого указания постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1049-34 "Об утверждении Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации" полоса радиочастот 163,2 - 168,5 МГц относится к категории совместного использования (СИ).
Из временного разрешения на использование радиочастот N 17-2014 следует, что в случае создания недопустимых помех РЭС другого назначения работа РЭС на передачу, с использованием номиналов радиочастот, оказывающих помеховое воздействие, должна быть прекращена, о чем необходимо сообщить в службу РЭБ штаба Центрального военного округа и в/ч 01390 для принятия мер по исключению помехового воздействия, вплоть до замены номиналов радиочастот без предъявления претензий.
Пунктом 2 Правил N 539 установлено, что радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства государственных органов и организаций, используемые для нужд государственного управления, включая президентскую и правительственную связь, для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, присвоение (назначение) радиочастот (радиочастотных каналов) которым осуществляют Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба охраны Российской Федерации, подлежат регистрации в Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Следовательно, соблюдая установленный законодательством особый порядок получения разрешения на право эксплуатации радиостанций, ОАО "Аэропорт Кольцово" совместно с заявкой на назначение радиочастот (присвоенных, назначенных Министерством обороны РФ, ФСО РФ) передает технические данные РЭС для последующей их регистрации в Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Разрешение N 1933 на право эксплуатации радиостанции ОВЧ на частотах 164,075 МГц содержит все технические характеристики: тип средства, заводской номер, год выпуска.
Таким образом, факт нарушения ОАО "Аэропорт Кольцово" требований Правил N 539 и, как следствие, п. 5 ст. 22 Закона о связи не доказан; событие административного правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 1 ст. 13.4 КоАП РФ, в действиях ОАО "Аэропорт Кольцово" отсутствует.
Возражения Управления Роскомнадзора в той части, что полоса радиочастот 163,2 - 164,2125 МГц используется станциями сухопутной подвижной службы акционерного общества выделена для обеспечения технологической и внутриаэродромной радиосвязи гражданской авиации, как не основанные на представленных арбитражному суду доказательствах, не принимаются апелляционным судом в качестве основания для отмены судебного акта.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из смысла и содержания указанных норм следует, что принимая постановление о привлечении к административной ответственности, административный орган должен был доказать не только факт совершения административного правонарушения, но и вину заявителя в его совершении.
В оспариваемом постановлении не дана оценка субъективной стороны правонарушения, вопрос виновного совершения противоправного деяния обществом, с учетом имеющихся у него разрешений, не исследован административным органом и в постановлении о привлечении к административной ответственности не отражен, как это требуется в соответствии со ст. 1.5, 2.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы административного органа, пришел к верному выводу о недоказанности административным органом в действиях ОАО "Аэропорт Кольцово" вины, и соответственно, состава вменяемого административного правонарушения.
С учетом недоказанности наличия в действиях ОАО "Аэропорт Кольцово" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.4 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа о привлечении ОАО "Аэропорт Кольцово" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.4 КоАП РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июня 2014 г. по делу N А60-15973/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15973/2014
Истец: ОАО "Аэропорт Кольцово"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Третье лицо: Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта