г. Владивосток |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А59-318/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-11899/2014
на решение от 01.08.2014
судьи В.С. Орифовой
по делу N А59-318/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания" (ИНН 6501111746, ОГРН 1026500533751, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.11.2002)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (ИНН 6501114874, ОГРН 1026500543178, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.02.2002)
о признании незаконным решения N 3272 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (об индивидуальном (персонифицированном) учете) от 31.10.2013,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания": ;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области:,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление, пенсионный фонд) с заявлением о признании незаконным решения N 3272 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (об индивидуальном (персонифицированном) учете) от 31.10.2013 (далее - решение N 3272 от 31.10.2013), взыскании расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 01.08.2014 требования, заявленные обществом, удовлетворены в полном объеме. Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 01.08.2014, управление просит его отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции сделаны неправильные выводы об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения. Считает, что днем поступивших в адрес управления индивидуальных сведений является 23.09.2014, следовательно, обществом пропущен установленный законом срок для предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2-й квартал 2013 года.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве, на доводы апелляционной жалобы возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.06.2001 администрацией г. Южно-Сахалинска за регистрационным номером 2922, о чем Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области 05.11.2002 внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026500533751.
При регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074001017127.
16.08.2013 в 17 часов 03 минут, по электронным каналам связи общество представило в управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2-й квартал 2013 года, что подтверждается квитанцией о получении отчета и отрицательным протоколом входного контроля.
Проверив полученные от страхователя сведения и установив, что представленные данные содержат ошибки при составлении отчетности, пенсионный фонд оформил и направил обществу электронной связью отрицательный протокол входного контроля от 21.08.2013.
24.09.2013 исправленные сведения были направлены по каналам электронной связи обществом и получены пенсионным фондом.
Управлением проведена проверка и составлен протокол приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 01.10.2013 N 41/177608.
По факту несвоевременного представления сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах за 2 квартал 2013 года за застрахованных лиц, а также о страховом (трудовом) стаже управлением 01.10.2013 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 3272.
По результатам рассмотрения указанного акта управлением вынесено решение N 3272 от 31.10.2013, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 153 504 рубля 81 копейку. Данную сумму требованием от 21.11.2013 N 3272 предложено уплатить в срок до 10.12.2013.
Не согласившись с решением N 3272 от 31.10.2013, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Аналогичная обязанность страхователя по представлению в установленный срок органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, предусмотрена пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которой плательщики страховых взносов ежеквартально представляют не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в электронной форме. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 50 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период. Форма представления сведений в электронной форме определяется Пенсионным фондом Российской Федерации.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда России от 11.10.2007 N 190 утверждена Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Технология обмена документами), в пункте 7 которой предусмотрен порядок информационного обмена, согласно которому, факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом Пенсионного фонда России - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность электронно-цифровой подписи на документе.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ, индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 N 192 п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах N 987н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Кроме того, статьей 16 Закона N 27-ФЗ пенсионному органу предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке( в редакции действующей за проверяемый период).
Из материалов дела следует, что между пенсионным фондом и обществом заключено соглашение об обмене юридически значимыми электронными документами по каналам связи с использованием сертифицированных криптографических средств и сертификатов открытых ключей N 264 от 15.07.2009.
Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах за 2 квартал 2013 года в орган Пенсионного фонда РФ по каналам электронной связи в соответствии с заключенным соглашением были представлены обществом несвоевременно, а именно, 16.08.2013, тогда как должны быть представлены не позднее 15.08.2014.
Однако из оспариваемого решения следует, что установленные Законом N 27 - ФЗ сведения были представлены страхователем 27.09.2014, то есть в день приема учреждением скорректированных данных индивидуального (персонифицированного) учета. Таким образом, фактически управление применило в отношении общества штрафную санкцию за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, поскольку первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, так как подлежали корректировке в порядке, установленном действующим законодательством.
Учитывая что, согласно пункту 34 Инструкции N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений и при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные(пункт 41 названной Инструкции) апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из содержания акта от 01.10.2013 N 3272 и решения от 31.10.2013 N 3272 следует, что обществу вменяется непредоставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что представление корректирующих сведений 24.09.2013, то есть позже установленного срока не образует состав вмененного обществу правонарушения.
Кроме того, из материалов дела следует, что установленный частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования был нарушен обществом на один день, что влечет, по мнению управления, нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, в соответствии с абзацами 1, 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом N 212-ФЗ, поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании указанных законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная Законом N 212-ФЗ.
В соответствии со статьями 42, 43 Закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности на основании положений настоящего Закона возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Из материалов дела, коллегией установлено, что определением Арбитражного суда Сахалинской области от 03.04.2014 производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу арбитражному N А59-123/2014.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.03.2014 по делу N А59-123/2014 по заявлению ООО "Торговая компания" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области о признании недействительным решения от 19.11.2013 N 074 001 13 РК 0003531, установлено, что ООО "Торговая компания" с ЗАО "Ультраком" заключен договор от 26.06.2003 N020603-4 на предоставление информационно-технических услуг.
Согласно пункту 2.1 указанного договора ЗАО "Ультраком" обеспечивать круглосуточное предоставление услуг заказчику по подключению к сети "Интернет" по выделенной линии. Согласно письму ООО "Ультраком" от 22.11.2013 N 1-89 сотрудниками последнего 15.08.2013 в течение дня проводились профилактические работы на оборудовании, являющемся частью узла доступа к сети интернет, установленном в здании цеха бортпитания, из-за чего происходили перебои в предоставлении услуг связи и отсутствовал доступ в интернет. Доказательств, опровергающих данный факт, Управление суду не представило. Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии вины общества в несвоевременном получении управлением расчета страхователя, ввиду наличия технических неполадок, независящих от общества.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом материалами дела подтверждается принятие обществом мер для исполнения требований законодательства о предоставлении в Пенсионный фонд соответствующей информации в установленные законом сроки.
Следовательно, у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Кроме того, как следует из материалов дела общество привлечено к ответственности за представление корректирующих сведений, вместе с тем статья 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за представление страхователем сведений персонифицированного учета содержащих недочеты и ошибки.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, и постановлениях от 07.06.2000 N, от 27.04.2001 N 7-П, от 17.07.2002 N 13-П, определении от 09.04.2003 N 172-0, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Таким образом, фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), должны устанавливаться пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых осуществляется выявление нарушений законодательства, сбор подтверждающих доказательств, устанавливается наличие вины.
При определении состава правонарушения и виновности страхователя указанные обстоятельства не получили надлежащего изучения и оценки пенсионного органа, что безусловно влияет на оценку законности оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку оспариваемое решение не содержит данных, позволяющих однозначно определить, что представленные заявителем сведения являются недостоверными.
Таким образом, при представлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, в действиях страхователя отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку за представление сведений, имеющих недочеты и ошибки, которые не являются недостоверными сведениями, ответственность Законом N 27-ФЗ не установлена.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Сахалинской области правомерно признал недействительным решение Пенсионного фонда "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (об индивидуальном (персонифицированном) учете)" от 31.10.2013 N 3272.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что ненормативный акт пенсионного органа обладает признаками, являющимися основанием для признания его недействительным. Содержание оспариваемого требования не соответствует положениям ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ, ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Также установлено нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение обязанности по уплате суммы штрафа, и соответственно, создание препятствий для осуществления экономической деятельности.
Оценив в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания", признав решение ГУ УПФ РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области недействительным.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, представленным доказательствам дана правильная правовая оценка; выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.08.2014 по делу N А59-318/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-318/2014
Истец: ООО "Торговая компания"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области