г. Пермь |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А50-8751/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.
судей Голубцовой Ю.А., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае Ходыревой Н.В. (доверенность N 08 от 09.01.2014), представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Шистеровой О.Л. (доверенность от 16.12.2013),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 июля 2014 года
по делу N А50-8751/2014,
принятое судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованное лицо: Администрация Березовского муниципального района Пермского края,
о признании незаконными действий по постановке объекта на учет,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление) с требованиями признать незаконными действия Управления Росреестра по Пермскому краю по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества здание районного суда, кадастровый N 59:14:0161033:128, назначение нежилое, общей площадью 130,5 кв. м, расположенное по адресу: ул. Центральная, д. 4, с. Березовка, Березовский район, Пермский край, обязать Управление Росреестра по Пермскому краю исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 59-59-59-09/002/2013-085У об учете здания районного суда, кадастровый N 59:14:0161033:128, назначение нежилое, общей площадью 130,5 кв. м, расположенного по адресу: ул. Центральная, д. 4, с. Березовка, Березовский район, Пермский край в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
Определением от 11.06.2014 арбитражным судом на основании ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Березовского муниципального района Пермского края.
Решением суда от 11 июля 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Заявитель обжалует решение суда от 11.07.2014, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы считает, что здание районного суда является федеральной собственностью в силу закона, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным, о чем Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае сообщило письмом от 09.01.2013 N 03-21842-13. От права собственности на задние районного суда Российская Федерация не отказывалась, являлось и является собственником. Действия Управления, по мнению заявителя, нарушают права Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на реализацию полномочий собственника недвижимого имущества на территории Пермского края.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу. Управление считает, что судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка сложившимся материально-правовым отношениям, оспариваемый судебный акт является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель Управления доводы, изложенные в письменном отзыве, поддержала.
Администрация Березовского муниципального района Пермского края в судебное заседание представителя не направила, отзыв не представила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с кадастровым паспортом здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 25.10.2012, нежилое 1-этажное здание суда общей площадью 130,5 кв.м, имеющее кадастровый номер 59:14:0161033:128, введенное в эксплуатацию в 1958 году расположено по адресу: Пермский край, Березовский район, село Березовка, ул. Центральная, д.4.
25.01.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на основании заявления Администрации Березовского муниципального района Пермского края от 17.01.2013 внесена запись о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимости: здание районного суда, кадастровый номер 59:14:0161033:128, назначение нежилое, общей площадью 130,5 кв. м, расположенное по адресу: ул. Центральная, д. 4, с. Березовка, Березовский район, Пермский край.
Полагая, что действия ответчика по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества здания районного суда являются незаконными и нарушают права и законные интересы Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что удовлетворение требований заявителя и исключение из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество записи о постановке здания суда на учет не повлечет восстановление прав заявителя по настоящему делу, при прекращении данной записи не будет внесена запись о праве собственности Российской Федерации, а кроме того, заявитель не лишен права обращения в регистрирующий орган с самостоятельным заявлением о регистрации права за Российской Федерации в случае предоставления необходимых подтверждающих документов. Суд посчитал, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов действиями ответчика, а приведенные заявителем в обоснование своих доводов положения действующего законодательства не подтверждают несоответствие действий регистрирующего органа законодательству Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), основание для их принятия, возложено на орган или лицо, их принявший (ее).
На основании пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Постановление от 17.09.2003 N 580).
В соответствии с пунктом 5 Постановления от 17.09.2003 N 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 21 указанного постановления принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом до внесения в Единый государственный реестр прав записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет этого объекта или приостановления принятия на учет (п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580).
В соответствии с п. 20 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано.
Заявитель верно указывает, что в силу пункта 1 постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с частью 2 раздела II Приложения N 1 к постановлению N 3020-1 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Согласно ст. 13 Закона СССР от 30.10.1959 "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик" в государственный бюджет СССР включаются расходы на содержание органов государственной власти и органов государственного управления, суда и прокуратуры. В силу ст. 3 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" финансирование федеральных судом и мировых судей осуществляется из федерального бюджета. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (ст. 7 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции").
Таким образом, в силу закона здание районного суда, кадастровый номер 59:14:0161033:128, назначение нежилое, общей площадью 130,5 кв. м, расположенное по адресу: ул. Центральная, д. 4, с. Березовка, Березовский район, Пермский край, является федеральной собственностью.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на названный объект недвижимости само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйными.
Поскольку здание районного суда является федеральной собственностью в силу закона, о чем не могло не быть известно регистрирующему органу как профессиональному органу, уполномоченному от имени государства осуществлять действия по государственной регистрации прав, действиями Управления Росреестра по принятию данного имущества на учет как бесхозяйного имущества нарушены права и законные интересы заявителя.
Сообщение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 09.01.2013 (л.д. 32) формально свидетельствует об отсутствии спорного объекта в реестре федеральной собственности, однако при наличии у регистрирующего органа сведений, вызывающих сомнение в том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано (п. 20 Положения). Такие сомнения, по мнению апелляционной коллегии, должны были возникнуть у Управления Росреестра как в силу вышеприведенных положений действующего законодательства, так и из текста сообщения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 09.01.2013, во втором абзаце которого Территориальное управление обратило внимание на то, что отсутствие в реестре федерального имущества объекта недвижимости не является основанием отсутствия на него права собственности Российской Федерации.
Кроме того, указанные сомнения должны были иметься у Управления Росреестра также в силу того, что реестре федеральной собственности учтен земельный участок с кадастровым номером 59:14:016 1 033:0021, общей площадью 850 кв.м, распложенный по адресу: Пермский край, Березовский район, с. Березовка, ул. Центральная, д. 4, предоставленный на праве постоянного (бессрочного пользования Управлению Судебного департамента в Пермском крае (свидетельство о государственной регистрации права от 25.10.2006 - л.д. 12).
Поскольку целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности, постольку в рассматриваемом случае имеется совокупность обстоятельств: противоречие оспариваемых действий требованиям законодательства, и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного решение от 11 июля 2014 года подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), заявленные требования о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю по постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества здание районного суда, кадастровый номер 59:14:0161033:128, назначение нежилое, общей площадью 130,5 кв.м, расположенное по адресу: ул. Центральная, д. 4, с. Березовка, Березовский район, Пермский край - удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и исходя из указанных положений, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязано исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 59-59-09/002/2013-085У об учете здания районного суда, кадастровый номер 59:14:0161033:128, назначение нежилое, общей площадью 130,5 кв.м, расположенное по адресу: ул. Центральная, д. 4, с. Березовка, Березовский район, Пермский край, в качестве бесхозяйного имущества.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июля 2014 года по делу N А50-8751/2014 отменить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю по постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества здание районного суда, кадастровый номер 59:14:0161033:128, назначение нежилое, общей площадью 130,5 кв.м, расположенное по адресу: ул. Центральная, д. 4, с. Березовка, Березовский район, Пермский край.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 59-59-09/002/2013-085У об учете здания районного суда, кадастровый номер 59:14:0161033:128, назначение нежилое, общей площадью 130,5 кв.м, расположенное по адресу: ул. Центральная, д. 4, с. Березовка, Березовский район, Пермский край, в качестве бесхозяйного имущества.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8751/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МО "Березовский муниципальный район"