г. Москва |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А41-7163/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Немчиновой М.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Фалькон-С" - Буланова Г.В., представитель по доверенности от 23.09.2014,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Правительства Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации города Королев Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от ИФНС по г. Королев Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Фалькон-С" на решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2014 по делу N А41-7163/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению закрытого акционерного общества "Фалькон-С" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Министерство имущественных отношений Московской области; Правительство Московской области; Администрация города Королев Московской области; ИФНС по г. Королев Московской области; об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Фалькон-С" (далее - ЗАО "Фалькон-С", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ о признании недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040101:8; признании незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и содержащиеся в ответе от 25.10.2013 N исх. 01-39/2368; исключении из государственного кадастра недостоверные данные о кадастровой стоимости и удельных показателей земельного участка (л.д. 104-109).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.07.2014 по делу N А41-7163/14 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано (л.д. 115-117).
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просило решение 10.07.2014 отменить.
Дело рассматривается в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Правительства Московской области, Администрации города Королев Московской области в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель ЗАО "Фалькон-С" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Фалькон-С" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040101:8, общей площадью 10421кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Северная, д. 15а, категория земель: "земли поселений", вид разрешенного использования: "под административное здание, складские помещения, спортивно-оздоровительные сооружения", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.09.2004 (л.д. 23).
Считая, что кадастровая стоимость данного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) ФГБУ "Кадастровая палата" и действовавшая как до 01.01.2014, так и после этой даты, не соответствует действительности, а также считая незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области по внесению в ГКН данных сведений, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указано, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, действовавшего до 25.05.2013, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
Согласно статье 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) в течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (далее - орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).
Функции по ведению государственного кадастра недвижимости, в том числе по отражению в нем сведений о кадастровой стоимости земельных участков, в настоящее время выполняет ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, действовавшие для целей налогообложения с 01.01.2012 по 31.12.2013.
В соответствии с приложением N 1 к указанному распоряжению по городскому округу Королев Московской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040101:8 утверждена в размере 41 827 809 рублей 80 копеек.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области (далее - распоряжение N 566-РМ).
Согласно приложению N 1 к указанному распоряжению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040101:8 утверждена в размере 489 368 862 рублей 24 копеек (порядковый номер 5553 в отношении земельных участков, расположенных в городском округе Королев).
Из материалов дела следует, что на основании данных положений органом кадастрового учета в ГКН были внесены сведения о кадастровой стоимости, оспариваемой заявителем.
В силу статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону; нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно совместному постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела не усматривается, какому закону или иному нормативному акту не соответствуют действия кадастрового органа по внесению сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в ГКН.
Следовательно, оснований для признания незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, у суда не имеется.
Также подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040101:8 являются недостоверными, поскольку Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-26093/06 от 25.06.2007 (л.д. 14-16) и распоряжением Министерства экологии и природопользования от 30.11.2005 N 204-РМ установлено, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 11 999 889 рублей.
В рассматриваемом случае распоряжение Министерства экологии и природопользования от 30.11.2005 N 204-РМ было признано утратившим силу на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ, а новая кадастровая стоимость, с которой не согласен заявитель, была установлена после рассмотрения Арбитражным судом Московской области дела N А41-К2-26093/06.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Земельным кодексом РФ кадастровая стоимость, утвержденная в порядке, предусмотренном действующим законодательством, может быть оспорена физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том случае, если оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
По существу заявленного обществом требования, имеют своим предметом изменение внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 65 АПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем как правомерно установлено судом первой инстанции заявитель не заявлял о том, что оспариваемая им кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, не представил соответствующих доказательств, не ходатайствовал о проведении судебной экспертизы.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции обществу было предложено провести по делу судебную экспертизу, с целью установления кадастровой стоимости земельного участка.
На предложение суда представитель истца пояснил, что в материалах дела имеется достаточно доказательств, в связи с чем необходимость в проведении экспертизы по делу отсутствует.
В абзаце втором пункта 3 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 указано, что в случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка общества на обращение в настоящее время в администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, отклоняется судебной коллегией.
Доказательств изменения в установленном порядке вида разрешенного использования спорного земельного участка, в материалы дела не представлено.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что отказ в удовлетворении заявленных требований не препятствует предъявлению аналогичного иска в отношении того же земельного участка по иным основаниям (в частности, определение рыночной стоимости в ходе других оценочных работ) и с иным предметом иска (иным денежным значением).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2014 года по делу N А41-7163/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7163/2014
Истец: Администрация г. Королева Московской области, ЗАО "Фалкон-С"
Ответчик: ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межрайонная ИФНС России N2 по Московской области, ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" по Московской области