г. Пермь |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А60-10892/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей Е.О. Гладких, Т.В. Макарова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии:
от заявителя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Столбова Валерия Авимовича: не явились,
от заинтересованного лица - Администрации городского округа Ревда: Муралева К.П., доверенность от 28.07.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Столбова Валерия Авимовича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 июня 2014 года
по делу N А60-10892/2014,
принятое судьей Е.Г. Италмасовой,
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Столбова Валерия Авимовича (ОГРН 308662704900022, ИНН 662704703022)
к Администрации городского округа Ревда
о признании незаконными действий, выраженных в отказе в утверждении схемы и предоставлении в аренду земельного участка,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Столбов Валерий Авимович обратился в арбитражный суд с требованием о признании действий Администрации городского округа Ревда в виде отказа в утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 710 000 кв.м, с разрешенным использованием - для ведения сельского хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, южная часть урочища Ледянка, в аренду сроком на 49 лет, незаконными. В порядке устранения последствий незаконного отказа Столбов В.А. просит обязать Главу ГО Ревда утвердить и выдать схему расположения границ отмеченного земельного участка, а также в течение 14 дней со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении его в аренду заявителю.
Решением суда от 23.06.2014 в удовлетворении требований отказано.
Заявитель с решением суда от 23.06.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В апелляционной жалобе ее заявитель указал на то, что, как следует из кадастрового плана территории от 26.09.2013 N 66/301/13-440831, испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для ведения сельского хозяйства, что Администрацией не оспаривается. Доказательств, подтверждающих перевод в установленном законом порядке спорного земельного участка из данной категории в категорию земель лесного фонда, не представлено. Постановление Администрации об утверждении границ земельного (лесного) участка с разрешенным использованием - под защитными лесами не может служить основанием для перевода земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Действующее законодательство регламентирует предоставление земельных участков для нужд фермерского хозяйства из состава земель сельскохозяйственного назначения вне зависимости от вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
В судебное заседание заявитель представителя не направил.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, а также указало на то, что на сегодняшний день завершена процедура постановки на кадастровый учет спорного земельного (лесного) участка с разрешенным использованием - под защитными лесами, получен кадастровый паспорт. Основания для предоставления данного земельного (лесного) участка в аренду заявителю без проведения торгов отсутствует, удовлетворение заявления по формальным основаниям приведет к нарушению порядка предоставления земельного участка, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Столбов В.А. 04.02.2014 обратился с заявлением к Администрации городского округа Ревда об утверждении схемы расположения и предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка примерной площадью 710 000 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, южная часть урочища Ледянка (кадастровый номер 66:21:1301002:7). В заявлении указано, что земельный участок необходим для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно для ведения охотничьего хозяйства, разведения и полувольного содержания охотничьих животных, звероводства. Согласно заявлению в состав крестьянского (фермерского) хозяйства входит один участник.
По результатам рассмотрения заявления Администрация письмом N 102 от 04.03.2014 сообщила заявителю о невозможности утверждения схемы указанного земельного участка в связи с тем, что в настоящее время ведется работа по постановке на государственный кадастровый учет земельных (лесных) участков на основании свидетельства о праве собственности от 30.07.2010 на лесные участки, данный земельный участок относится к лесному кварталу N 17, на сегодняшний день границы данного земельного (лесного) участка с разрешенным использованием - под защитными лесами сформированы и утверждены постановлением администрации городского округа Ревда от 13.01.2014 N 17
Не согласившись с данным отказом и полагая, что Администрацией нарушены права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, Столбов В.А. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с п. 1 ст. 81 ЗК РФ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с п. 3 данной статьи Федерального закона орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В силу п. 4 ст. 12 указанного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Согласно п. 6 указанной статьи решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как правильно установлено судом первой инстанции, на спорном земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301002:7, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположена часть лесного участка с кадастровым (условным) номером 66-66-18/044/2009-514, принадлежащего на праве собственности городскому округу Ревда, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 66 АД 433229 от 30.10.2010 и соответствует п. 2 ст. 8 ЗК РФ.
В силу п.п. 1, 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ (далее также ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Верен вывод суда первой инстанции о том, что о формировании лесного участка свидетельствует постановка его на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п.п. 1, 2 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке, в том числе, в случае изменения границ объектов землеустройства.
В силу п. 2 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях иных (кроме земель лесного фонда) категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Согласно п. 6 ст. 102 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку лесной участок, часть которого находится на спорном земельном участке сельскохозяйственного назначения, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ Ревда, Администрация данного муниципального образования вправе осуществлять работы по формированию лесного участка с целью постановки его на кадастровый учет.
Таким образом, Администрация городского округа Ревда в силу возложенных на нее полномочий правомерно осуществляет деятельность по формированию лесного участка с целью отнесения данных лесов к защитным без изменения категории земель, на которых данные леса расположены.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, формирование многоконтурного земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения начато Администрацией задолго до обращения заявителя с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением Администрации от 13.01.2014 N 17 "Об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земель населенных пунктов, находящихся в собственности ГО Ревда", постановлением Администрации от 28.03.2014 N 878 "Об уточнении границ, площади многоконтурного земельного (лесного) участка".
Кроме того, в материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка от 11.06.2014 N 66/301/14-291324.
Следовательно, процедура формирования многоконтурного земельного участка с разрешенным использованием под защитными лесами Администрацией завершена.
Следует также отметить, что в силу п. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что заявителем не доказана в порядке ст. 65 и ст. 201 АПК РФ совокупность обстоятельств, которые явились бы основанием для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные. Решение суда отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя на основании ст. 110 АПК РФ.
На основании и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.06.2014 по делу N А60-10892/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
Е.О.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10892/2014
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Столбов Валерий Авимович
Ответчик: Администрация городского округа Ревда