г. Воронеж |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А35-1164/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.09.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Семенюта Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области:
от Комитета по управлению имуществом Курской области: |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 10.07.2014 по делу N А35-1164/2014 (судья Матвеева О.А.) по заявлению Комитета по управлению имуществом Курской области к Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от 12.03.2014 N Ф46/14-18864 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:101087:7 площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новоселовка; об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:101087:7 площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новоселовка по заявлению комитета от 29.11.2013 N 46-0-1-142/3001/2013-15190,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, регистрирующий орган):
- о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от 12.03.2014 N Ф46/14-18864 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:101087:7 площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новосёловка (далее - спорный земельный участок);
- об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:101087:7 площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новосёловка по заявлению Комитета от 29.11.2013 N 46-0-1-142/3001/2013-15190.
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы регистрирующий орган указывает, что:
- не представлены необходимые для кадастрового учёта изменений документы, а именно: акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:101087:7;
- установление, изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в рамках градостроительной деятельности органами местного самоуправления и не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В заседание апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Комитета также не явился в судебное заседание, о слушании дела извещён надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть жалобу в его отсутствие. Указывает, что решение Комитета от 31.10.2013 N 01-19/2972 можно оценивать как акт органа государственной власти, подтверждающий установленное разрешённое использование земельного участка.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Комитет по управлению имуществом Курской области зарегистрирован в качестве юридического лица 11.06.1997 за основным государственным регистрационным номером 1024600947502.
В Комитет 16.10 2013 обратился Щедрин Леонид Афанасьевич (далее - Щедрин Л.А.) с заявкой о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новосёловка, площадью 1700 кв.м., с кадастровым номером 46:29:101087:7, для строительства магазина по продаже строительных материалов на три года.
В представленном кадастровом паспорте указанного земельного участка выданного Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Курской области от 11.10.2013 N 46/13-3-221866 в пункте 10 указан вид разрешенного использования - для проектирования магазина по продаже строительных материалов.
Комитетом 31.10.2013 было принято решение N 01-19/2972 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 46:29:101087:7, расположенного по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новосёловка Щедрину Л.А., сроком на 3 года - для строительства магазина по продаже строительных материалов.
Комитет 29.11.2013 обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вышеуказанного земельного участка в части приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка - для строительства магазина по продаже строительных материалов.
К указанному заявлению была приложена копия решения Комитета от 31.10.2013 N 01-19/2972.
Регистрирующий орган 12.12.2013 принял решение N Ф46/13-96116 о приостановлении осуществления кадастрового учета спорного земельного участка в связи с тем, что не представлены необходимые для кадастрового учета изменений документы (основание пункт 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), а именно: акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:101087:7.
12 марта 2014 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области принял решение N Ф46/14-18864 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, по заявлению Комитета о государственном учете изменений объекта недвижимости N 46-0-1-142/3001/2013-15190 от 29.11.2013, в связи с тем, что не представлены необходимые для кадастрового учета документы, а именно: акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:101087:7.
Считая решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области N Ф46/14-18864 от 12.03.2014 об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным и не обоснованным Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд области удовлетворил заявленные требования, указав на то, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" в соотношении с положениями части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не препятствуют выбору правообладателем вида разрешенного использования земельного участка, при этом фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр; из содержания Решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 31.10.2013 N 01-19/2972 - акта органа государственной власти, следует, что земельный участок площадью 1700 кв.м. с кадастровым номером 46:29:101087:7, из категории земель населённых пунктов, расположенный по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новосёловка, предоставлен в аренду Щедрину Л.А. для строительства магазина по продаже строительных материалов. В данном решении, хотя и отсутствует соответствующее наименование "об изменении вида разрешенного использования земельного участка", вместе с тем, содержится вся необходимая информация о виде изменения разрешенного использования земельного участка и основаниях такого изменения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего:
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений (в том числе сведений об изменении вида разрешенного использования) осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменение названных сведений также осуществляется на основании обращения с заявлением лица, имеющего право на такое обращение.
Правом на обращение с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости частью 3 статьи 20 указанного Закона наделены собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Статьей 2 Закона Курской области от 06.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области" установлено, что в соответствии с федеральным законодательством распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Курск", являющемся административным центром Курской области.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Курск", являющемся административным центром Курской области, осуществляется Администрацией Курской области и органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" (далее - город Курск) в пределах полномочий, определенных настоящим Законом
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 названного Закона Администрация Курской области в сфере земельных отношений определяет исполнительный орган государственной власти Курской области, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Курской области, и на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 статьи 5 указанного закона органы местного самоуправления города Курска предоставляют земельные участки гражданам и юридическим лицам на основании своих решений, если размер земельных участков не превышает максимальных размеров, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона; в соответствии со статьей 4 уполномоченный орган предоставляет земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах города Курска, за исключением случаев, когда предоставление указанных земельных участков отнесено настоящим Законом к компетенции органов местного самоуправления города Курска.
В соответствии с постановлением губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 комитет по управлению имуществом Курской области (В.В. Гнездилов) определен органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (пункт 1); максимальный размер земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска, - до 200 кв.м. (пункт 2).
Следовательно, Комитет, как уполномоченный орган субъекта вправе как распоряжаться земельными участками, так и обращаться с заявлениями о проведении кадастрового учёта в соответствующий орган.
Данный факт подтверждается также выводами, изложенными в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.04.2012 по делу N А35-7183/2012.
В соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, п. 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N457, п. 7.1.11 Положения об Управлении Росреестра по Курской области, утв. Приказом Росреестра от 19.04.2010 NП/157, п. 11 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утв. приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331, п.2.1 Положения о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, утв. приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 25.10.2011 N128, ведение государственного кадастра недвижимости на территории Курской области отнесено к полномочиям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области.
В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа местного самоуправления об установлении (изменении) вида разрешенного использования земельного участка.
Состав необходимых для кадастрового учета документов перечислен в статье 22 Закона N221-ФЗ.
К числу таких документов согласно подпункту 9 пункта 1 указанной статьи отнесена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
Арбитражным судом области установлено, что Заявитель вместе с заявлением от 29.11.2013 представил в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области копию решения Комитета от 31.10.2013 N 01-19/2972, которым Щедрину Л.А. предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 46:29:101087:7, расположенный по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новосёловка - для строительства магазина по продаже строительных материалов.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды) использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон при условии соблюдения требований технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования и иных обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок действий по реализации приведенного выше права устанавливается законодательством.
Правообладатель земельного участка, имея обязанность соблюдать установленные правила использования земельных участков, в пределах этих правил может по своему выбору использовать земельный участок по любому назначению из возможных.
Соответственно, при отражении сведений о земельном участке в кадастре подлежат отражению все возможные виды разрешенного использования, а не только вид, фактически используемый правообладателем.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из содержания правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 12651/11 от 15.12.2011, следует, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Впоследствии данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 N 12919/11 по делу NА27-12204/2010 и была использована Президиумом ВАС РФ при разрешении вопроса о возможности изменения ранее установленного вида разрешенного использования земельного участка в случае, когда фактическое использование земельного участка осталось неизменным.
В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый учет производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов (статья 16 Закона N 221-ФЗ).
Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Статья 16 Закона о кадастре предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов. Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Таким образом, из приведенных положений следует, что принятие органом кадастрового учета решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка предполагает, что фактическое использование земельного участка изменилось, соответствует заявленному виду разрешенного использования, а также требованиям градостроительного и земельного законодательства.
В силу пунктов 2, 3 статьи 37 ГрК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из Решения Комитета от 31.10.2013 N 01-19/2972 следует, что его принятие преследовало цель предоставить земельный участок из категории земель населённых пунктов в аренду сроком на 3 года для строительства магазина по продаже строительных материалов (л.д. 15).
Тем самым, было совершено волеизъявление уполномоченного органа на установление вида разрешенного использования спорного земельного участка - "для строительства магазина по продаже строительных материалов", и принятие отдельного акта не требовалось, поскольку в данном случае названное решение Комитета является тем самым актом, подтверждающим установление разрешенного использования спорного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым учесть, что отсутствие у данного решения наименования "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", не свидетельствует о том, что такой акт не является документом, устанавливающим вид разрешенного использования участка, поскольку в решении содержится вся необходимая информация о виде изменения разрешенного использования земельного участка и основаниях такого изменения.
Кроме того, из анализа положений статьи 22 Закона N 221-ФЗ следует, что действующее законодательство не содержит требование о необходимости представления в целях осуществления кадастрового учета изменений именно акта об изменении вида разрешенного использования, - заявителю необходимо представить копию документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка.
По смыслу положений названного закона и диспозиции статьи в данном случае решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 31.10.2013 N 01-19/2972 является документом, подтверждающим установленное разрешенное использование земельного участка.
Доказательств признания решения Комитета от 31.10.2013 N 01-19/2972 в установленном законом порядке незаконным подателем жалобы не представлено.
Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета приведены в статье 27 Закона N 221-ФЗ.
Соглашаясь, с выводом суда первой инстанции об отсутствии у органа кадастрового учета законных оснований для отказа в учёте изменений спорного земельного участка, апелляционный суд принимает во внимание, что Комитетом в целях осуществления кадастрового учета уполномоченному органу были представлены все необходимые документы, в том числе подтверждающие установленное разрешенное использование земельного участка.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом деле устранение нарушения прав заявителя в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ возможно путем обязания ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:101087:7, расположенного по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новосёловка, по заявлению Комитета от 29.11.2013 N 46-0-1-142/3001/2013-15190.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области является незаконным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 10.07.2014 по делу N А35-1164/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1164/2014
Истец: комитет по управлению имуществом Курской области, КУМИ г Курска
Ответчик: ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области