г. Томск |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А03-2956/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черемушки"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 28 июля 2014 года по делу N А03-2956/2014 (судья Н.М. Дружинина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черемушки" (ИНН 2221191773, ОГРН 1112225007730, г. Барнаул, ул. Антона Петрова,124)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (ИНН 2225777777, ОГРН 1102225000019, г. Барнаул, пр. Социалистический, 47)
о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2014 N 62 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Черемушки" (далее - ООО "Черемушки", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2014 N 62 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 28.07.2014 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие у ООО "Черемушки" обязанности по принятию расчетов через специальный банковский счет, поскольку между обществом и ФГУП "Почта России" отсутствуют договорные отношения по приему платежей от физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", оказание платежных услуг осуществляется в соответствие с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ).
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве налоговый орган просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как соответствующее действующему законодательству, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 03 февраля 2014 года по 05 февраля 2014 года сотрудниками Инспекции проведена проверка использования ООО "Черемушки" специального банковского счета для осуществления расчетов и сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
Проверкой установлено, что 13.01.2014 года на расчетный счет общества N 40702810200003205135 ФГУП "Почта России" перечислило 16 254 рубля 04 копейки - плату за коммунальные услуги, принятые от населения по договору N 2217/К/ВЦ.
По результатам проверки составлен акт от 05.02.2014 N СБС/004, на основании которого 05.02.2014 налоговым органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением от 12.02.2014 N 62 ООО "Черемушки" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно за неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Таким образом, объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязанностей:
- по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета),
- по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Субъектами данного административного правонарушения являются платежные агенты, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, а также банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе".
В статье 2 Федерального закона N 103-ФЗ определены следующие понятия:
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии со сведениями об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях у ООО "Черемушки" открыт расчетный счет: N 40702810200003205135 (ООО КБ "Алтайкапиталбанк").
Обязанность по приему от плательщиков и перечислению платежей в адрес ООО "Черемушки", в соответствии с пунктом 1.1.2 Договора от 29.01.2003 N 2217/К/ВЦ возложена на ФГУП "Почта России", которое согласно Правилам наряду с другими субъектами Системы является "Организацией-участником" осуществляющей платежные услуги плательщикам.
ФГУП "Почта России" является платежным агентом, оказывающим услуги по переводу денежных средств, поступающих обществу от населения за оказанные услуги в соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона.
Поскольку у ООО "Черемушки" специальный банковский счет в кредитной организации отсутствует, денежные средства, принятые платежным агентом - ФГУП "Почта России" в качестве оплаты за коммунальные услуги за период с 10.01.2014 по 12.01.2014, поступили на расчетный счет общества N 40702810200003205135, не являющийся специальным банковским счетом.
Объективных обстоятельств, препятствующих совершению ООО "Черемушки" действий по открытию специального банковского счета не установлено.
Изложенное свидетельствует о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из положений пункта 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вина общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что между обществом и ФГУП "Почта России" договорные отношения по приему платежей от физических лиц в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ отсутствуют, а оказание платежных услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", в связи с чем у ООО "Черемушки" отсутствует обязанность по принятию расчетов через специальный банковский счет, отклоняется судом апелляционной инстанции.
ООО "Черемушки" в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ и на основании пункта 1.1.1 Договора присоединения к системе сбора и обработки платежей "Город" от 29.01.2013 N 2217/К/ВЦ, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" (далее - ООО "Единый расчетный центр"), является поставщиком услуг и получателем денежных средств их потребителей.
Согласно пункту 1.1.1 Договора и положениям Правил работы в системе сбора и обработки платежей "Город" от 01.04.2013 (далее - Правила), которые являются неотъемлемой частью данного Договора и обязательным условием его исполнения, ООО "Единый расчетный центр" выступает в качестве организатора Системы, а также обеспечивает доступ ООО "Черемушки" к Системе и его информационное взаимодействие с ФГУП "Почта России" для возможности совершения плательщиками платежей в пользу ООО "Черемушки".
Согласно пункту 3.1 Договора, ООО "Черемушки" оплачивает услуги центра, оператора и организаций в размере 2,5% от суммы всех платежей плательщиков ООО "Черемушки", принятых с использованием Системы.
ФГУП "Почта России" в соответствии с Правилами является организацией-участником, осуществляющей обязанность по приему от плательщиков и перечислению в адрес ООО "Черемушки" платежей. Общество является поставщиком услуг.
В нарушение пункта 18 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, общество, как поставщик услуг, принимало от платежного агента - ФГУП "Почта России" денежные средства в качестве платежей на расчетный счет, что вопреки доводам апеллянта образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Апеллянт не привел оснований и доводов, что данный факт (участие в системе Город, а равно действие в рамках договора "О почтовой связи") исключает вышеуказанные обязанности общества, предусмотренные пунктом 18 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ.
Позиция апеллянта о переквалификации налоговым органом сложившихся отношений не нашла своего подтверждения материалами дела.
При изложенных обстоятельствах доводы жалобы в указанной части отклоняются как несостоятельные.
Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не представлены обществом в суд первой инстанции.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Принимая во внимание степень общественной опасности совершенного правонарушения с учетом объекта посягательства, строгости предусмотренного санкцией части 2 статьи 15.1 КоАП РФ наказания, а также конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Размер штрафа назначен обществу в минимальном размере исходя из характера совершенного правонарушения.
В целом доводы апелляционной жалобы общества направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам, предусмотренным частью 4 статьи 208 АПК РФ, апелляционная жалоба на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 июля 2014 года по делу N А03-2956/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черемушки" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2956/2014
Истец: ООО "Черемушки"
Ответчик: МИФНС России N 15 по Алтайскому краю.