г. Саратов |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А12-10585/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Жевак И.И., Шалкина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Богатырёвой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2014 года по делу N А12-10585/2014 (судья Костерин А. В.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Земля профи" (400059, г. Волгоград, ул. им. Губкина, д. 13 А, ОГРН 1093461000885, ИНН 3447027760)
к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
о признании незаконным расчета арендной платы по договору,
при участии в судебном заседании представителя Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области Поляковой Т.Г., действующей по доверенности N 426 от 20.06.2014.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Земля профи" (далее - ООО "Земля профи", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о признании незаконными действия Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Мингосимущество, ответчик) по производству расчета годового размера арендной платы по Договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168 на 2014 год в части установления арендной платы на 2014 год в размере 4 788 839,82 руб., а также о понуждении Мингосимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Земля Профи" и произвести расчет годового размера арендной платы с 01.01.2014 по заключенному договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168, применив предельный размер арендной платы (2% от кадастровой стоимости земельного участка) и установив его в размере 673 535 84 руб.
Впоследствии истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил исковые требования и просил признать незаконным расчет арендной платы от 25.01.2014 за земельный участок по Договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168, выполненный Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области и содержащийся в извещении от 25.01.2014 к договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168, как не основанный на подпункте "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Судом уточнение исковых требований принято.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2014 года заявленные ООО "Земля Профи" исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконным расчет арендной платы от 25.01.2014 за земельный участок по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168, заключенного между сторонами, изложенный в извещении от 25.01.2014 к договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N8168.
С Мингосимущества в пользу ООО "Земля профи" взыскано 4 000 руб. судебных издержек по оплате государственной пошлины.
Мингосимущество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Податель жалобы настаивает на правильности произведённого истцом расчёта арендной платы от 25.01.2014 за земельный участок по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168, с применением коэффициента 2, введённого Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012 за нарушение сроков, отведенных для строительства объекта.
В судебном заседании представитель Мингосимущества поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, дал аналогичные пояснения.
ООО "Земля Профи" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ООО "Земля Профи" не явился. О месте и времени судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 17.09.2014.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанного лица о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя Мингосимущества, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.07.2008 между администрацией Волгограда (арендодатель) и ООО "Коммерческая фирма Агропромснаб" (арендатор) заключен договор N 8168 (далее - Договор) аренды земельного участка общей площадью 7 571 кв.м, с кадастровым номером 34:34:040044:7, расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Краснознаменная. 5а, со сроком действия с 29.07.2008 по 29.07.2014.
Права арендатора по Договору ООО "Коммерческая фирма Агропромснаб" были переданы по договору N 462 КФ/08/08 от 05.08.2008 о передаче прав и обязанностей по Договору (договор перенайма) гр. Батюку Дмитрию Николаевичу, а последним по договору от 24.08.2009 о передаче прав и обязанностей по Договору (договор перенайма) переданы ООО "Земля Профи".
Упомянутые договоры зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
По условиям пунктов 2.6, 2.7 Договора арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, которая уплачивается ежемесячно, равными частями до 10-го числа текущего месяца. За неполный месяц арендная плата исчисляется из расчета 1/30 месячной арендной платы за каждый день пользования участком.
Согласно расчёту арендной платы, являющегося неотъемлемой частью Договора, сумма годовой арендной платы на 2008 год составила 1 549 811,33 руб.
Пунктом 2.11 Договора предусмотрено, что размер арендной платы является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае централизованного увеличения (уменьшения) величин показателей, используемых для её расчёта, а также изменения порядка (способа) её расчёта, в результате принятия органами государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области, органами местного самоуправления г. Волгограда, соответствующих нормативно-правовых актов.
Законом Волгоградской области N 33-ОД от 06.04.2012 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", принятым Волгоградской областной Думой 05 апреля 2012 года, опубликованным 07 апреля 2012 года в газете "Волгоградская правда" N 61 и вступившим в законную силу 06 июля 2012 года, установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется в порядке, определяемым Правительством Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17 апреля 2012 года N 28-п определено, что органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, является Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Следовательно, обязанности арендодателя по Договору перешли вместе с полномочиями от администрации Волгограда к Министерству в полном объёме.
25.01.2014 Министерством в адрес Арендатора направлено извещение, согласно которому в соответствии с Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" с 01.01.2014 годовая арендная плата установлена в размере 4 788 839,82 руб.
ООО "Земля Профи", не согласившись с обоснованностью направленного ему расчета, обратилось в суд с вышеуказанным иском.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В рассматриваемом случае, арендуемый земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В рассматриваемом случае Договор заключен в 2008 году, то есть после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы (25.10.2001, Земельный кодекс Российской Федерации, статья 65), в связи с чем, при определении размера арендной платы, надлежит руководствоваться порядком определения размера арендной платы, устанавливаемым уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом и новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Расчет арендной платы на 2014 год произведен Арендодателем на основании Постановления Администрации Волгоградской обл. от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" по формуле:
А (4 788 839,82 руб.) = КСЗУ (4 448,13 руб. х 7 571 кв.м) х Кви (0,015) х Кдп (4) х Ккан 1) х Ки (1,185) х 2, где:
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка (произведение удельного показателя кадастровой стоимости и площади земельного участка),
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка,
Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов,
Ккан- коэффициент категории арендатора,
Ки - коэффициент индексации;
2 - штрафной коэффициент за нарушение установленных сроков строительства.
Проверяя правильность расчёта арендной платы на 2014 года, суд первой инстанции установил, что он истцом произведен не верно.
Судом первой инстанции установлено, что истец при расчёте задолженности арендной платы в спорном периоде в формуле расчёта применил коэффициент 2 - за нарушение сроков, отведенных для строительства объекта, введённый Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012.
Суд первой инстанции, сделал правильный вывод о неправомерности в силу положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространения действия Постановления Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012 на отношения, возникшие до даты принятия нормативно-правого акта, изменяющего методику расчета арендной платы.
Пунктом 2.1.5 Постановления Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012 установлено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, увеличивается в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), которым в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны руководствоваться указанными Основными принципами.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. При этом указанный порядок должен соответствовать установленным Постановлением N 582 Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Постановления N 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно Постановления Главы Волгограда N 1196 от 30.06.2008 "О предварительном согласовании места размещения гостиницы на пересечении пр-кта им. В.И. Ленина и ул. Краснознаменской в Центральном районе" земельный участок, площадью 7.571 кв.м, являющийся объектом аренды по Договору, был предоставлен в аренду истцу для строительства именно в порядке предварительного согласования места размещения объектов, установленном Земельным кодексом.
Руководствуясь положениями Постановления N 582, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (4 448,13 руб.), его площади (7.571 кв.м), кадастровой стоимости составляет (33 676 792,23 руб.), суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что ставка годовой арендной платы за 2014 год не должна превышать 673 535,85 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Мингосимущество правомерно производило расчет размера арендной платы за 2014 год с применением коэффициента 2, введённого Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012, подлежат отклонению.
Принципы, установленные Постановления N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а, согласно его требованиям, подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены, поэтому нормативные акты, устанавливающие порядок исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, должны соответствовать указанным принципам и ориентирам.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец не является лицом, которому земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, правила установленные подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 582 при расчете арендной платы в рассматриваемом случае не подлежат, несостоятельна, поскольку как уже было указано выше все права и обязанности Арендатора по Договору, которым спорный земельный участок предоставлен для строительства капитального объекта - гостиницы, перешли к ООО "Земля Профи".
Расчёт арендной платы за пользование вышеназванным земельным участком, произведенный истцом с применением коэффициента 2, введённого Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012, противоречит подпункту "д" пункта 3 Постановления N 582, а потому не может быть признан правомерным.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о признании расчёта арендной платы на 2014 год за спорный земельный участок, произведённого ответчиком, незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Мингосимущества следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2014 года по делу N А12-10585/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10585/2014
Истец: ООО "Земля Профи"
Ответчик: министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области