г. Москва |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А41-69394/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2014 года, принятое судьей Богатыревой Г. И., по делу N А41-69394/13 по заявлению ООО "Фореста" к Администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа, третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области,
при участии в заседании:
от ООО "Фореста" - Назарова Е.А. по доверенности N 01/13 от 02.04.2013;
от Территориального управления Росимущества в Московской области - Федотова А.А. по доверенности N 63/Д от 03.07.2014;
от Администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области - Котенёва С.В. по доверенности от 22.09.2014;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Носова О.Е. по доверенности N ОД-16/61226 от 26.12.2013;
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фореста" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области по изменению вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050330:1125 площадью 260 000 кв.м с "для рекреационной деятельности" на "жилищное строительство", изложенный в письме от 03.10.2013 N 2058/2-9;
- обязать Администрацию сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Фореста" путем принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050330:1125 площадью 260 000 кв.м с "для рекреационной деятельности" на "жилищное строительство".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2014 года по делу N А41-69394/13 требования ООО "Фореста" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционным жалобам Администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в которых заинтересованное лицо и третье лицо просят решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Территориального управления Росимущества в Московской области поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "Фореста" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалоб Территориального управления Росимущества в Московской области, Администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Рассмотрев апелляционные жалобы, изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, по общему, правилу вид разрешенного использования земельных участков определяется градостроительным регламентом.
Вместе с тем, в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.04 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Статьей 28 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что на публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. При этом порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Из материалов дела следует, что на основании обращения ООО "Фореста" Постановлением Администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области от 20.02.2012 N 52 были назначены публичные слушания по вопросу проекта планировки территории в отношении вышеуказанного земельного участка на 14.03.2012.
В газете "Новые рубежи" было опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний.
Администрация сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области, рассмотрев обращение ООО "Фореста", предоставленные документы, в том числе, договор аренды земельного участка от 24.06.2010 N 50-1413С-04-06-0602, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровом номером 50:20:0050330:1125 площадью 260 000 кв.м, расположенного в границах сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района, в д. Маслово, ООО "Фореста", владение N 5, принимая во внимание рекомендации Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки на территории сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области об изменении вида разрешенного использования от 21.03.2012, протокол публичных слушаний от 20.03.2012 (опубликованный в газете "Новые Рубежи" N16 от 27.03.2012) руководствуясь статьями 8, 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", издала постановление N 151 от 26.04.2012 об утверждении проекта планировки территории, в т. ч. земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050330:1125.
В материалы дела представлено заключение Администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области от 03.09.2010 N 912/2-11 о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, согласно которому Муниципальное образование "Сельское поселение "Успенское" Одинцовского муниципального района Московской области в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Законом Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" рассмотрело обращение юридического лица ООО "Кремлевские Горки" (предыдущий арендатор земельного участка) о включении находящегося у него в аренде земельного участка, категория "земли лесного фонда", вид разрешенного использования "для рекреационной деятельности", общей площадью 260 000 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0050330:1125, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Звенигородское лесничество, Звенигородского участкового лесничества, квартал N88 (выдел 1-10), в границы населенного пункта - деревню Маслово и изменении существующего вида разрешенного использования указанного земельного участка на "для жилищного строительства", и считает: возможным и целесообразным включение земельного участка, находящегося в аренде у ООО "Кремлевские Горки", категория земель "земли лесного фонда", вид разрешенного использования "для рекреационной деятельности", общей площадью 260000 кв.м., с кадастровым номером 50:20:005 03 30:1125, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Звенигородское лесничество, Звенигородского участкового лесничества квартал N88 (выделы 1-10), в границы населенного пункта - деревню Маслово сп. Успенское Одинцовского муниципального района Московской области; возможным изменение существующего вида разрешенного использования "для рекреационной деятельности" указанного земельного участка с кадастровым номером 50:20:005 03 30:1125, на "для жилищного строительства" в связи с включением его в границы населенного пункта - деревню Маслово.
В последующем, Администрацией в дополнение к заключению от 03.09.2010 N 912/2-11 подготовлено заключение от 03.10.2011 N 957/2-11, а к нему - дополнение к заключению от 01.11.2011 N1060/211 о целесообразности и возможности включения земельного участка в границы д. Маслово сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района площадью 260 000 кв.м с кадастровым номером 50:20:0050330:1125, в котором говорится, что Администрация считает целесообразным и возможным включение земельного участка площадью 260 000 кв.м с кадастровым номером 50:20:0050330:1125 в границы д. Маслово сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области без изменения его вида разрешенного использования.
ООО "Фореста" 20.09.2013 подало в Администрацию сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области заявление N 8 (вх. N 2058) относительно изменения вида разрешённого использования земельного участка площадью 26,0 га, кадастровый номер 50:20:0050330:1125, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Маслово, ООО "Фореста", владение N 5, принадлежащего ООО "Фореста" на праве аренды (договор аренды от 24 июня 2010 года N 50-1413С-04-06-0602 в редакции дополнительного соглашения к данному договору от 14 мая 2012 года N 1) с "для рекреационной деятельности" на "жилищное строительство".
ООО "Фореста" от Администрации 03.10.2013 получено письмо N 2058/2-9 о том, что вопрос по поводу изменения вида разрешённого использования земельного участка, будет рассмотрен после окончания процессуального решения по материалу проверки органами прокуратуры Одинцовского района, следственного отдела по г. Одинцово Московской области.
Администрация письмом N 696/2-9 от 23.05.2012 ответила, что необходимо согласие собственника земельного участка.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.09.2012 серии 50АД N 117374 собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050330:1125 является Российская Федерация.
Считая указанный отказ администрации в изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050330:1125, оформленный письмом N 2058/2-9 от 03.10.2013, незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Вышеуказанный земельный участок является федеральной собственностью, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Заявителю по делу спорный земельный участок предоставлен по договору аренды земельного участка от 24.06.2010 N 50-1413С-04-06-0602, в котором указано, что земельный участок предоставлен в аренду с видом разрешенного использования- для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
На основании пункта 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с Положением, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 66 "О реорганизации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области" Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В пункте 2 статьи 209 ГК РФ указано, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Распоряжение как правомочие собственника представляет собой юридически обеспеченную возможность определения судьбы вещи (продажа вещи, сдача ее в залог, определение ее назначения и порядка использования).
Распоряжение земельным участком может выражаться в различных правовых формах, к которой, в том числе, относится изменение его правового режима путем перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, т.к. данные действия определяют юридическую судьбу вещи, в том числе определяют ее последующее использование.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
Общество как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке.
Предметом договора от 24 июня 2010 года N 50-1413С-04-06-0602 является земельный участок с видом разрешенного использования "для рекреационной деятельности". Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, общество как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ.
Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
В соответствии с положениями статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон.
Статьи 450 и 451 ГК РФ предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Следовательно, в рассматриваемом случае у администрации отсутствует обязанность изменять вид разрешенного использования земельного участка по требованию арендатора, в том числе в судебном порядке.
Равным образом арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды.
В то же время при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору стороны связаны установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
Земельным кодексом Российской Федерации установлены различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Спорный земельный участок, поставленный на кадастровый учет в 2008 году, предоставлялся в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов. При этом предоставление участка в аренду было обусловлено обязанностью арендатора обеспечить использование земельного участка исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для осуществления рекреационной деятельности.
Обращение заявителя по делу с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для осуществления рекреационной деятельности" на "жилищное строительство" по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков.
Таким образом, отказ Администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка является правомерным и соответствующим действующему законодательству.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1756/13 по делу N А35-765/2012 и Определении Верховного Суда РФ от 06.08.2013 г. N 56-КГ13-5.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявление ООО "Фореста" оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11.07.2014 по делу N А41-69394/13 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69394/2013
Истец: ООО "Фореста"
Ответчик: Администрация сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района МО, Комитет лесного хозяйства МО, Территориальное управление Росимущества в Московской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Администрация сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области