г. Москва |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А41-29010/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2014 года, принятое судьей Гриневой А.В., по делу N А41-29010/14 по исковому заявлению Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Головтеев Александр Владимирович,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом - Попков А.В. по доверенности N 44 от 16.05.2014;
от иных участвующих в деле лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0050414:62, общей площадью 574 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Аксиньинский, с. Аксиньино, участок 25 "а", вид разрешенного использования - под торговый центр, категория земель - земли населенных пунктов и на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0050414:61, общей площадью 260 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Аксиньинский, с. Аксиньино, участок 25/1, вид разрешенного использования - под прилегающую территорию к торговому центру, категория земель - земли населенных пунктов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Головтеев Александр Владимирович.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2014 года по делу N А41-29010/14 исковое заявление Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области удовлетворено.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области ссылается на то, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав в настоящее время правообладателем спорных земельных участков является Российская Федерация.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, заслушав представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Из материалов дела следует, что между Администрацией Аксиньинского сельского округа (арендодатель) и ООО "Волынь" (арендатор) 26.02.2003 заключены договоры аренды земельных участков N 10, N 11 (далее - договоры аренды).
В соответствии с условиями названных договоров арендодатель предоставляет за плату во временное владение и пользование арендатору земельный участок с кадастровым номером 50:20:0050414:62, общей площадью 574 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Аксиньинский, с. Аксиньино, участок 25 "а", вид разрешенного использования - под торговый центр, категория земель - земли населенных пунктов и земельный участок с кадастровым номером 50:20:0050414:61, общей площадью 260 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Аксиньинский, с. Аксиньино, участок 25/1, вид разрешенного использования - под прилегающую территорию к торговому центру, категория земель - земли населенных пунктов.
В дальнейшем соглашением об уступке прав ООО "Волынь" передало свои права по договорам аренды N 10, N 11 Головтееву А.В.
В соответствии с соглашениями о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 06.11.2012, надлежащим образом зарегистрированных, права арендодателя земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050414:62 и 50:20:0050414:61 перешли к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 49/008/2014-124 и N 49/008/2014-125 от 21.02.2014, право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0050414:62, 50:20:0050414:62 зарегистрировано за Российской Федерацией.
Истцы, ссылаясь на то, что наличие указанной записи препятствует осуществлению полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обратились в арбитражный суд с исковым заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на данные земельные участки.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.2006) установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю были определены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю (действовавшего до 01.07.2006).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Основания для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, были перечислены в статье 3 данного Федерального закона.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Между тем, спорные земельные участки не соответствовали ни одному из критериев, перечисленных в статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ.
Из материалов дела следует, что земельные участки ни по одному основанию, предусмотренному Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не могут быть отнесены к землям Российской Федерации.
Указанные земельные участки не являются участками лесного фонда, не относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, землям обороны и безопасности. Земельные участки находятся в аренде у Головтееву А.В. Доказательства иного в материалы дела не представлено.
Актом осмотра земельного участка от 19.06.2014 установлено, что земельный участок, с кадастровым номером 50:20:0050414:62, общей площадью 574 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Аксиньинский, с. Аксиньино, участок 25 "а", вид разрешенного использования - под торговый центр, категория земель - земли населенных пунктов, используется по целевому назначению, на земельном участке расположено двух этажное задание, находящееся в собственности Головтеева А.В., объектов недвижимого имущества относящихся к собственности Российской Федерации на земельном участке не имеется.
Актом осмотра земельного участка от 19.06.2014 установлено, что земельный участок, с кадастровым номером 50:20:0050414:61, общей площадью 260 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Аксиньинский, с. Аксиньино, участок 25/1, вид разрешенного использования - под прилегающую территорию к торговому центру, категория земель - земли населенных пунктов, используется под стоянку автомобилей, на земельном участке нет строений, в том числе относящихся к собственности Российской Федерации.
Органы исполнительной власти Российской Федерации не вносили спорные земельные участки в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и Правительство Российской Федерации не принимало решения об отнесении данных земельных участков к собственности Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
В отношении спорных земельных участков соответствующие федеральные законы не принимались и данные земельные участки Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в свою собственность не приобретались.
Следовательно, земельные участки находились в государственной собственности, которая не была разграничена на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки произведена при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также заявления правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти.
Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" не действует с 01 июля 2006 года.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1 (введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ), в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю.
Согласно части 1 статьи 3.1 данного Федерального закона N 137-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N91-ФЗ) к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил отсутствие критериев, установленных статьей 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорные земельные участки к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на спорные земельные участки.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у органа местного самоуправления отсутствует право распоряжения земельными участками, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушает законные права органа местного самоуправления на распоряжение данными земельными участками, сдачу их в аренду, осуществление контроля за использованием арендованных земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Апелляционный суд считает, что записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации, внесенные без правовых оснований, нарушают законные права истцов в отношении земельных участков и не позволяют им в полной мере осуществлять возложенные на них законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и то же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, более того, не указывает, что земельный участок может быть отнесен к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Заявление ответчика о пропуске срока исковой давности обосновано отклонены судом первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2014 по делу N А41-29010/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29010/2014
Истец: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: Головтеев А. В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области