г. Воронеж |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А48-1770/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 25 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Михайловой Т.Л., Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Чириковой О.Н., начальника отдела правового обеспечения, доверенность N 06-10/06/26453 от 12.12.201
(сроком на 3 года),
от Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" в лице филиала - Управления специальной связи по Орловской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.07.2014 по делу N А48-1770/2014 (судья Соколова В.Г.), принятое
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" в лице филиала - Управления специальной связи по Орловской области (ОГРН 102770041830, ИНН 7717043113)
к Государственному учреждению - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решений от 21.04.2014 N 59 н/с и N 59 осс/доходы в части,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи" в лице филиала - Управления специальной связи по Орловской области (далее - ФГУП ГЦСС) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному учреждению - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд социального страхования) признании частично недействительными решения от 21.04.2014 N 59 н/с и N 59 осс/доходы (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 22.07.2014 как основанное на неправильном применении норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Учреждение ссылается на неправомерное исключение Обществом из базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование производимых в пользу работников выплат в размере 50% суточных по служебным поездкам, превышающим по продолжительности 12 часов, но менее 24 часов. По мнению Учреждения, поскольку выплаты в пользу работников в размере 50% суточных по служебным поездкам, производится в рамках трудовых отношений, то данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование в общеустановленном порядке.
В представленном отзыве ФГУП ГЦСС возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителя ФГУП ГЦСС.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, отделением Фонда социального страхования проведена выездная проверка ФГУП ГЦСС по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По итогам рассмотрения материалов проверки Фондом социального страхования были приняты решения от 21.04.2014:
- N 59 н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний", которым ФГУП ГЦСС привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закона N 125-ФЗ) за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в сумме 20,23 руб., также начислены пени в размере 65,04 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 101,16 руб.;
- N 59 осс/доходы "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", которым ФГУП ГЦСС привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ), за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховые взносов в виде штрафа в размере 293,37 руб., начислены пени в размере 162,25 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1466,82 руб.
Основанием для произведенных оспариваемыми решениями доначислений и применения соответствующей ответственности послужили выводы Фонда социального страхования о занижении Предприятием базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате исключения из обложения выплат в пользу работников в размере 50% суточных по служебным поездкам.
Не согласившись с указанными решениями Фонда социального страхования, ФГУП ГЦСС обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая выводы Фонда социального страхования неправомерными, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 212-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Одновременно п. 2 ст. 1 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что действие данного Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к которым применяется Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федеральный закон N 125- ФЗ).
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В силу положений статей 3, 17 Федерального закона N 125-ФЗ ФГУП ГЦСС также является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в обязанности которому вменено в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Пунктом 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен положениями ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими Федеральными законами.
На основании статьи 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч. 1 названной статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Как следует из материалов дела в Перечне работ, профессий и должностей работников специальной связи, постоянная работа которых имеет разъездной характер, являющегося приложением N 1 к приказу ФГУП ГЦСС от 22.06.2007 N 325 "Об оформлении служебных поездок работников, чья работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер", указаны, в частности, должности, профессии: водитель-фельдъегерь, фельдъегерь по специальным поручениям. Аналогичная норма закреплена в приказе по Управлению специальной связи по Орловской области от 12.12.2008 N 167 "Об оформлении служебных поездок работников, чья работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер".
Как установил суд первой инстанции в рассматриваемом случае пунктом 7.1 трудовых договоров с названными сотрудниками, установлено, что работа носит разъездной характер, то есть работник, регулярно исполняет трудовые обязанности за пределами организации. При этом он может ежедневно после работы возвращаться домой.
Также пунктом 5.4 трудовых договоров предусмотрено, что оплата за разъездной характер работ осуществляется согласно Положению, действующему на Предприятии.
В абзаце 2.2.2 пп. 2.2 п. 2 Положения о возмещении расходов работникам, чья работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер (далее - Положение), являющегося приложением N 2 к приказу ФГУП ГЦСС от 22.06.2007 N 325, указано, что суточные по однодневным служебным поездкам работников в пределах Российской Федерации во ФГУП ГЦСС по межобластным маршрутам и превышающим по продолжительности 12 часов, когда работник выполняет должностные обязанности за пределами своей организаций, но может ежедневно возвращаться домой, выплачиваются в размере 50% суточных по служебным поездкам работников в пределах Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в приказе Управления специальной связи по Орловской области от 12.12.2008 N 167 "Об оформлении служебных поездок работников, чья работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер".
Пунктом 1.3 Положения о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, являющего приложением N 9 Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2011, утвержденного приказом ФГУП ГЦСС от 31.12.2010 N 652, установлено, что размер суточных по служебным поездкам работников в пределах Российской Федерации во ФГУП ГЦСС определяется на основании "Размера суточных по служебным поездкам работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, за каждый день нахождения в служебной поездке по территории субъектов Российской Федерации", в зависимости от того, в какой субъект Российской Федерации направляется работник.
Для сотрудников Управления (водитель-фельдъегерь, фельдъегерь по специальным поручениям), поименованных в Перечне, являющимся приложением N 1 к приказу ФГУП ГЦСС от 22.06.2007 N 325, составление командировочных удостоверений не требуется, поскольку их работа имеет разъездной характер и их поездки командировками не являются.
В соответствии с пп. 4.1.3 п. 4.1. раздела IV "Работа фельдъегерей на иногородних маршрутах" Инструкции службы специальной связи, утвержденной приказом ФГУП ГЦСС от 08.10.2008 N 5, фельдъегерям при назначении их на иногородние маршруты, нарочным выдаются, в том числе, предписания ф. 10, которые содержат отметки о дате и времени убытия из Управлений и прибытия обратно, отметки о дате и времени прибытия в пункт назначения и убытия из него, о выдаче и сдаче оружия.
Порядок выдачи предписания ф. 10 регламентирован пунктом 1 Порядка оформления служебных поездок работникам, чья работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер, входящего в приложение N 2 к приказу ФГУП ГЦСС от 22.06.2007 N 325.
Аналогичная норма также закреплена в приказе по Управлению специальной связи по Орловской области от 12.12.2008 N 167.
В случае если по отметкам на предписании ф. 10 видно, что сотрудник находился на межобластном маршруте, превышающем по продолжительности 12 часов, при этом работник выполнял должностные обязанности за пределами своей организации, но мог ежедневно возвращаться домой, составлялся авансовый отчет и работнику выплачивались денежные средства в размере 50% нормы суточных по служебным поездкам сотрудников в пределах Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, материалами дела подтверждается, что предписания ф. 10 для сотрудников оформлены на один день, сотрудникам выплачено возмещение расходов в размере, не превышающем норм, установленных локальным нормативным актом Управления.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что денежные средства в размере 50% нормы суточных по служебным поездкам работников в пределах Российской Федерации, выплаченные Предприятием своим работникам находящимся на межобластном маршруте, превышающем по продолжительности 12 часов, при этом работник выполнял должностные обязанности за пределами своей организации, но мог ежедневно возвращаться домой, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, и не могут быть признаны доходом (экономической выгодой) застрахованного лица - работника, на которые начисляются страховые взносы.
При таком правовом регулировании выплата указанных денежных средств, в силу положений пп.1 п.1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование, в связи с чем, доначисление страховых взносов по указанному основанию произведено Фондом необоснованно.
Следовательно, вывод Фонда социального страхования о занижении ФГУП ГЦСС базы для начисления страховых взносов на такие суммы является ошибочным.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы Фонда, что спорные выплаты представляют собой доплату за разъездной характер работы и поэтому являются элементом оплаты труда.
Из положений 166-168.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работники, имеющие разъездной характер работы (что имело место в нашем случае, надбавки за разъездной характер ФГУП ГЦСС включало в фонд оплаты труда и облагало страховыми взносами), могут по поручению работодателя совершать служебные поездки, в том числе командировки.
При этом как при командировках, так и при иных служебных поездках работникам могут выплачиваться суточные, предусмотренные локальными нормативными актами организации-работодателя. Такие платежи являются компенсациями расходов, связанных со служебными поездками (ч. 2 ст. 164 ТК РФ). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, в связи с чем на такие выплаты не нужно начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно признал недействительными решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 21.04.2014 N 59 н/с и N 59 осс/доходы в обжалуемой части.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 22.07.2014 по делу N А48-1770/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 22.07.2014 по делу N А48-1770/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1770/2014
Истец: ФГУП "Главный центр специальной связи" в лице филиала - Управления специальной связи по Орловской области
Ответчик: ГУ - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5369/14
16.01.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4597/14
25.09.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5369/14
22.07.2014 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-1770/14