город Москва |
|
29 сентября 2014 г. |
дело N А40-84973/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.09.2014.
постановление изготовлено в полом объеме 29.09.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Мухина С.М., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола помощником судьи Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Баймед"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2014
по делу N А40-84973/2014, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям (123308, Москва, проспект Маршала Жукова, дом)
к ООО "Баймед" (119049, Москва, Ленинский проспект, д. 4; 111401, Москва, ул. 2-я Владимировская, д. 37, к. 1)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя: |
Пыркова И.Г. по доверенности N 05 от 18.12.2013; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2014 ООО "Баймед" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде взыскания штрафа в размере 40.000 руб.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества в судебное заседание не явился, общество извещено.
Представитель управления в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки 20.05.2014 на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 28.04.2014 N 799-РВ в целях исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок управления, утвержденного руководителем управления, согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по адресу: Москва, ул. 2-ая Владимирская, д. 37, корп. 1 ООО "Баймед" при осуществлении деятельности, выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области обращении лекарственных средств, в соответствии п. 3 приказа от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
В помещении ветеринарной аптеки при температуре +25 градуса по цельсию (на момент проверки), согласно показанию гигрометра психрометрического ВИТ-1 (представлен паспорт) осуществляется хранение лекарственных средств с нарушением температурного режима.
В нарушение ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (в редакции от 29.11.2010) "Об обращении лекарственных средств" выявлены в обращении лекарственные препараты для ветеринарного применения, не зарегистрированные в реестре лекарственных средств (раствор йода спиртовой 5 % для ветеринарного применения 4 фл./100 мл серия 01, срок годности до 03.2016, производитель ООО "БиоФармГарант" г. Владимир, цена 75 руб., раствор диоксидин 1 % - для лечения ранних расстройств секреции и скрытых маститов 4фл./100 мл, срок годности до 03.2015, производитель ООО "БиоФармГарант" г. Владимир, цена 50 руб. (закуплен согласно товарной накладной от 26.03.2014 N 2745 поставщик ООО Научно-Производственное предприятие "Мосзооветснаб" ИНН7725047224, договор поставки от 15.01.2013 N 8), раствор гентамицина сульфата 4 %, 1фл./10 мл. производитель ООО "БиоФармГарант" г. Владимир, цена 15 руб. срок годности до 03.2015 серия 01.
Таким образом, управление пришло к выводу о том, что ООО "Баймед" осуществляет предпринимательскую деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
20.05.2014 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 799-РВ/2014.
Материалы дела переданы в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Руководствуясь ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1, ст. ч. 4 ст. 14.1, ст. ст. 24.5, 25.1, 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 16 и 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, не установлено процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные названным Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность требует наличия соответствующей лицензии.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 40.000 до 50.000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно примечанию к ст. 14.1 названного Кодекса понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с ч. 4 ст. 55 Закона N 61-ФЗ лекарственные препараты для ветеринарного применения подлежат отпуску ветеринарными аптечными организациями, ветеринарными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Правила отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, приведен в приложении к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, и включает в себя, в том числе деятельность по реализации и хранению лекарственных средств и лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе иметь помещение и оборудование, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций) (подп. "а"); соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения и правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения при хранении соответствующих лекарственных средств (подп. "з").
Невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп. "а" - "з" п. 5 Положения, является грубым нарушением лицензионных требований и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 6 Положения).
Требования к помещениям, необходимым для хранения лекарственных препаратов, предусмотрены Правилами хранения лекарственных средств, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н.
Согласно п. 2 Правил устройство, состав, размеры площадей (для производителей лекарственных средств, организаций оптовой торговли лекарственными средствами), эксплуатация и оборудование помещений для хранения лекарственных средств должны обеспечивать их сохранность.
В помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (п. 3 Правил).
Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми (п. 4 Правил).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.
В силу п. 7 Правил помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м. от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1, 5-1, 7 м. от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих обществу надлежащим образом исполнить обязательные требования, предъявляемые к температуре помещения для хранения лекарственных средств, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Приказом Минсельхоза от 01.04.2005 N 48 утверждены Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, в соответствии с п. 3 которых установленный Правилами порядок государственной регистрации лекарственных средств и добавок является обязательным для выполнения юридическими и физическими лицами, осуществляющими производство, реализацию, использование, а также ввоз на территорию Российской Федерации лекарственных средств и добавок.
Согласно п. п. 13, 17 названных Правил, зарегистрированное лекарственное средство или добавка вносится в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок. Информация, содержащаяся в государственном реестре лекарственных средств для животных и кормовых добавок, является открытой для всеобщего ознакомления на сайте Минсельхоза России в сети Интернет, а также подлежит опубликованию Минсельхозом России.
Из материалов дела следует, что обществом в нарушение действующего законодательства осуществляется хранение лекарственных средств с нарушением температурного режима, а также выявлены в обращении лекарственные препараты для ветеринарного применения, не зарегистрированные в реестре лекарственных средств.
Соответственно, вина общества состоит в том, что оно предвидело возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по административному делу, судом не установлено.
Назначенное судом первой инстанции административное наказание отвечает его целям, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Характер и тяжесть совершенного обществом административного правонарушения оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса о малозначительности судом не усматривается.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, с учетом установленных судом первой инстанции по настоящему делу обстоятельств, основанных на исследовании и оценке по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всех имеющихся в деле доказательств в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом первой инстанции правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2014 по делу N А40-84973/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Баймед" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2.000 руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84973/2014
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской области
Ответчик: ООО "Баймед"