г. Томск |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А02-550/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2014.
Полный текст постановления изготовлен 29.09.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Терехиной И.И.
судей Захарчука Е.И., Киреевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко И.Г.
при участии представителей сторон:
от истца: Гаврилова А.В. по дов. N 21 от 16.09.2014
от ответчиков: Митрофанова О.С. по дов. от 09.01.2014 (от ООО "Горно-Строй"),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Алтай (07АП-8238/14) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11.07.2014 по делу N А02-550/2014 (судья Амургушев С.В.) по иску Министерства внутренних дел по Республике Алтай (ОГРН 1020400759609) к ООО "Горно-Строй" (ОГРН 1040400750235), индивидуальному предпринимателю Коханову Андрею Леонидовичу (ОГРН 1040400750235) о признании договоров недействительными и применении последствий их недействительности; о взыскании денежных средств, уплаченных за осуществление строительного контроля в размере 3 587 270 руб.
УСТАНОВИЛ:
Министерство внутренних дел (далее МВД) по Республике Алтай обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к ООО "Горно-Строй", индивидуальному предпринимателю Коханову Андрею Леонидовичу о признании договоров N 239/11 от 22.11.2011, N126/12 от 29.09.2012, N127/12 от 03.10.2012, N128/12 от 11.10.2012 недействительными и применении последствий их недействительности; о взыскании денежных средств, уплаченных за осуществление строительного контроля в размере 3 587 270 руб.
Решением арбитражного суда от 11.07.2014 (резолютивная часть объявлена 04.07.2014) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство внутренних дел по Республике Алтай подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что:
- спорные договоры являются недействительными, поскольку заключены с нарушением процедуры, установленной ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- размещение спорных государственных заказов могло осуществляться государственным заказчиком только путем заключения государственных контрактов, с соблюдением установленной законом о размещении заказов процедуры размещения государственного заказа; договоры заключены без проведения торгов;
- цена каждого договора превышает сумму предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами одной сделки.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Ответчики отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель ООО "Горно-Строй" в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
На основании ч.3 ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие индивидуального предпринимателя Коханова А.Л., извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 11.07.2014, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене либо изменению.
Материалами дела установлено, что 03.10.2012 между ООО "Горно-Строй" (подрядчик) и МВД по Республики Алтай (заказчик) на основании открытого аукциона в электронной форме заключен государственный контракт на строительство изолятора временного содержания N 262 (л.д. 15-17, т.1), по условиям которого:
- заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по строительству изолятора временного содержания в с. Усть-Кан Усть-Канского района Республики Алтай, расположенного по адресу: Республика Алтай, с.Усть-Кан, ул. Ленинская, 34А;
- объем работ определяется в соответствии с техническим заданием, сводным сметным расчетом (приложение N 1 к контракту);
- стоимость работ по результатам аукциона составляет 89 161 362,95 руб. (п.п. 1.2, 2.1 контракта);
- срок выполнения работ со дня заключения контракта по 25.12.2013.
18.11.2011 на основании открытого аукциона в электронной форме от 26.09.2011 между указанными сторонами заключен государственный контракт на выполнение работ N 11118885, по условиям которого:
- подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к государственному контракту): выполнение строительных работ по объекту "Общежитие базы ОМОН и ОМСН" и сдать их результат заказчику, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его;
- работы выполняются в полном соответствии с утвержденной сметой. Срок выполнения работ до 30.12.2012 (п. 1.2);
- цена контракта составляет 78 542 096,10 руб. (п.2.1);
-в цену контракта также включены все налоги и расходы подрядчика (п. 2.4).
22.08.2012 на основании результатов проведенного открытого аукциона в электронной форме между указанными сторонами также был заключен государственный контракт на строительство изолятора временного содержания, по условиям которого:
- заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по строительству изолятора временного содержания в с. Кош-Агач, Кош-Агачского района Республики Алтай, расположенного по адресу: Республика Алтай, с.Кош-Агач, ул. Советская, 8А (п.1.1);
- объем работ определяется в соответствии с техническим заданием, сводным сметным расчетом (приложение N 1 к контракту);
- стоимость работ по результатам аукциона составляет 394716460 руб. (п. 1.2, 3.1);
- срок выполнения работ со дня заключения контракта по 20.12.2013.
Кроме того, на основании электронного аукциона (реестровый номер 0377100004212000065) на аналогичных условиях между МВД по Республике Алтай и ООО "Горно-Строй" заключен государственный контракт на строительство изолятора временного содержания, по условиям которого:
- ООО "Горно-Строй" принимает на себя обязательство выполнить работы по строительству изолятора временного содержания в с. Улаган, расположенного по адресу: Республика Алтай, с. Улаган, пер. Энергетиков,10;
- объем работ, составляющих предмет контракта, определен в соответствии с техническим заданием, сводным сметным расчетом. Стоимость работ определяется по результатам аукциона и составил 409 447 150 руб. (п. 1.2).
Обязательства по перечисленным выше государственным контрактам сторонами выполнены.
Как следует из материалов дела, 22.11.2011, 26.09.2012, 03.10.2012, 11.10.2012 между ООО "Горно-Строй" (заказчик) и предпринимателем Кохановым А.Л. (исполнитель) заключены договор оказания услуг технического надзора N 239/11, N 126/12, N 127/123, N 128/123 (л.д. 10-19, т.1), по условиям которых:
- заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства на выполнение технического надзора за строительством объекта: "Общежитие базы ОМОН и ОМСН в с. Майма Майминского района" расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 3; "Изолятор временного содержания РОВД в.с. Улаган Республики Алтай"; "Изолятор временного содержания РОВД в.с. Кош-Агач Республики Алтай"; "Изолятор временного содержания РОВД в.с Усть-Кан Республики Алтай" (п.1.1);
- заказчик обязуется оплатить стоимость выполнения технического надзора исполнителю в соответствии с положения договора (п.2.2.3);
- функции технического надзора исполнитель обязался выполнять согласно п. 6.3 СНиП 12-01-2004;
- сумма, подлежащая оплате заказчиком исполнителю за оказанные услуги, определяется исходя из проектно-сметной документации на указанный объект строительства и составляет 1,4%, 1,93%, 1,93%, 1,4% (соответственно) от общей стоимости СМР согласно сводного сметного расчета без учета НДС (п. 3.1 договоров).
Работы по осуществлению строительного контроля (надзора) по указанным договорам были выполнены и оплачены в полном объеме.
Полагая, что договоры N 239/11 от 22.11.2011, N 126/12 от 29.09.2012, N127/12 от 03.10.2012, N128/12 от 11.10.2012 заключены ответчиками с нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при заключении договора нормы действующего на момент его заключения законодательства, не нарушены.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Исходя из ч.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статья 168 ГК РФ устанавливает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшим в спорный период, далее Федеральный закон N 94-ФЗ).
Согласно ст.3 Федерального закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 данного Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (ст. 5 Федерального закона N 94-ФЗ).
В силу ч.1 ст.9 вышеназванного закона под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Оспариваемые истцом договоры заключены между сторонами, которые не являются государственными и муниципальными заказчиками. Истец также стороной оспариваемых им сделок не являлся.
Действие Федерального законом N 94-ФЗ не распространяется на отношения сторон по договорам на оказание услуг по выполнению строительного контроля (надзора) за строительством объектов.
Заключенные договоры N 239/11 от 22.11.2011, N 126/12 от 29.09.2012, N127/12 от 03.10.2012, N128/12 от 11.10.2012 является самостоятельными, и не содержат ссылок на государственные контракты.
Кроме того, истец документально не обосновал материально-правовой интерес в удовлетворении исковых требований, не указал какие права и интересы МВД по Республике Алтай будут восстановлены в случае признания договоров N 239/11 от 22.11.2011, N 126/12 от 29.09.2012, N127/12 от 03.10.2012, N128/12 от 11.10.2012 недействительными и применении последствий их недействительности.
Понесенные истцом затраты на выполнение технического надзора за строительством и строительного надзора были согласованы в рамках заключенных между МВД по Республике Алтай и ООО "Горно-Строй" государственным контрактам, в то время как в рамках оспариваемых договоров были согласованы отношения, возникшие между ООО "Горно-Строй" и привлеченным исполнителем - предпринимателем Кохановым А.Л..
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ч. ч. 1, 5 ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.ст.271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11.07.2014 по делу N А02-550/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-550/2014
Истец: Министерство внутренних дел по Республике Алтай
Ответчик: Коханов А Л, ООО "Горно-Строй"