город Ростов-на-Дону |
|
30 сентября 2014 г. |
дело N А53-3984/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 22.05.2014 г. Табагуа И.Б.;
от третьих лиц: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибрезерв" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2014 г. по делу N А53-3984/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибрезерв",
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Искитимресурс",
принятое в составе судьи Чебановой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибрезерв" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области (далее - инспекция) от 14.02.2014 г. об отказе в государственной регистрации изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Искитимресурс", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, об обязании налогового органа провести государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что поскольку представленные документы не соответствовали фактическим обстоятельствам регистрационного дела и ранее совершенным ООО "Искитимресурс" действиям, основания для регистрации изменений на основании представленных 07.02.2014 г. документов у регистрирующего органа отсутствовали.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Сибрезерв" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что регистрирующий орган необоснованно отказал обществу во внесении вышеуказанных изменений, обжалуемое решение незаконно и противоречит нормам Закона о регистрации и Гражданского законодательства Российской Федерации.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседании, состоявшемся 22.09.2014 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 26.09.2014 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, учредителями ООО "Искитимресурс" являются юридические лица - ООО "Сибрезерв" с долей уставного капитала в размере 99,85% и Таннелсон Холдинга Лимитед с долей уставного капитала 0,14%.
На внеочередном собрании участников ООО "Искитимресурс" принято решение о назначении единоличным исполнительным органом - директором ООО "Искитимресурс" Малькова Владимира Станиславовича.
После состоявшегося внеочередного собрания и принятия указанного решения, оформленного протоколом от 04.02.2014 г., Мальков B.C. обратился в налоговый орган с заявлением вх. N 471 от 07.02.2014 г. о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся личности руководителя общества.
Согласно представленным документам, изменения вносились в связи с прекращением у ООО "Управляющая компания современный аграрный холдинг" полномочий лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и возложением полномочий исполнительного органа с 05.02.2014 года на генерального директора - Малькова В.С.
Решением от 14.02.2014 г. налоговый орган отказал во внесении изменений в ЕГРЮЛ в соответствии с подпунктом д пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", мотивируя отказ отсутствием среди представленных на регистрацию документов, заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений формы Р14001, необходимость предоставления которого предусмотрена статьей 9, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В процессе рассмотрения дела налоговый орган пояснил, что заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменением состава участников общества, представленное директором ООО "Искитимресурс" Мальковым Владимиром Станиславовичем 07 февраля 2014 года вх. N 273, подписано неуполномоченным лицом, поскольку единственным лицом, имеющим право обратиться в регистрирующий орган с указанным заявлением согласно сведениям ЕГРЮЛ являлось ООО "Управляющая компания современный аграрный холдинг", а кроме того, согласно имеющихся в материалах дела документах, в октябре 2013 г. общество обратилось с заявлением о начале ликвидации общества, заявление подал ликвидатор Алексеенко А.К.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.08.2001 г.
N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 г.
N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Как следует из пункта 4 статьи 5 Федерального закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Как следует из положении части 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Как следует из пояснений заявителя, факт представления заявления подтверждается пунктом 1 расписки от 07.02.2014 г. Полномочия Малькова В.С. как директора общества с ограниченной ответственностью "Искитимресурс" подтверждены протоколом собрания участников общества N 1 от 04.02.2014 г., следовательно, он имел право на свидетельствование своей подписи на заявлении Р14001 в нотариальном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочном прекращении его полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Пунктом 1.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Полномочия руководителя юридического лица, в том числе действовать от имени общества без доверенности, возникают с момента избрания его на эту должность общим собранием участников общества.
Как верно отметил суд первой инстанции, исходя из системного анализа положений Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" образование, избрание и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью осуществляются исключительно общим собранием участников общества, что, в свою очередь, является реализацией их прав на участие в управлении делами общества.
Как следует из содержания заявления по форме N Р14001 оно подписано директором ООО "Искитимресурс" Мальковым В.С. (страница 11 заявления).
Статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрены основания отказа в государственной регистрации, а именно: а) непредставление заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Федерального закона; г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выход участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; ж) несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона; з) наличие сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 названного Федерального закона; и) получение в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 названного Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.
В силу подпункта "д" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц является основанием для отказа в государственной регистрации.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Таким образом, исходя из положений статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган обязан проверить относится ли лицо, подписавшее заявление установленной формы, к перечню лиц, которые могут быть заявителями при том или ином виде регистрации.
В соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, и без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 35 Федерального закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться следующие сведения о юридическом лице: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Заинтересованным лицом предоставлены сведения из материалов регистрационного дела о том, что 23 октября 2013 г. состоялось внеочередное общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью "Искитимресурс", оформленное протоколом (т.2 л.д. 12), на котором было принято решение о прекращении полномочий управляющей организации общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Современный аграрный холдинг", принято решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Искитимресурс", ликвидатором назначен Алексеенко А.К.
Ликвидатором Алексеенко А.К. по форме N Р15001 в налоговый орган сдано уведомление о ликвидации юридического лица (т. 2 л.д. 26-32).
Налоговым органом представлены сведения о том, что ликвидатором Алексеенко А.К. 28.10.2013 г. сдана бланк-заявка на публикацию сообщения о ликвидации ООО "Искитимресурс" в "Вестнике государственной регистрации" (т.2 л.д. 8).
Согласно сведений, находящихся на сайте "Вестника государственной регистрации", публикация о принятом решении ООО "Искитимресурс" о ликвидации опубликована 06.11.2013 г. за N 44(453). Следовательно, уполномоченным лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица, является ликвидатор.
С учетом изложенного, у регистрирующего органа отсутствовали основания считать заявление формы Р14001 подписанным уполномоченным лицом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае подписания заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, неуполномоченным лицом.
Поскольку представленные документы не соответствовали фактическим обстоятельствам регистрационного дела и ранее совершенным ООО "Искитимресурс" действиям, основания для регистрации изменений на основании представленных 07.02.2014 г. документов у регистрирующего органа отсутствовали.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что представленные налоговым органом доказательства свидетельствуют о наличии признаков недостоверности представленных сведений о юридическом лице. То есть, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку в любом случае представленные не им недостоверные сведения не могут служить основанием для осуществления регистрационных действий, что является самостоятельным и безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, решение налогового органа от 17.02.2014 г., принятое по заявлению от 07.02.2014 г., является законным. Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2014 г. по делу N А53-3984/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3984/2014
Истец: ООО "СИБРЕЗЕРВ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области
Третье лицо: ООО "Искитимресурс"