г. Москва |
|
01 октября 2014 г. |
Дело N А40-48837/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Метрореклама"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2014 по делу N А40-48837/14, принятое судьей Поляковой А.Б. (шифр судьи 17-418)
по заявлению Северной транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (107140, г. Москва, Комсомольская площадь, д. 3/9)
к ЗАО "Метрореклама"
о привлечении к административной ответственности на основании ст. 14.37 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: |
Сидорова И.О. по доверенности N 163 от 25.09.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Северная транспортная прокуратура Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (далее-заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ЗАО Метрореклама" (далее-ответчик) к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ в связи с нарушением правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в г. Москве.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2014 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал решение суда первой инстанции, с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Северной транспортной прокуратурой по заданию Московской межрегиональной транспортной прокуратуры 28.01.2014 в период времени с 10 час. 15 мин. до 10 час. 35 мин. совместно с представителями ЛО МВД России на станции Москва - Ленинградская, ГКУ "ГорИнфо" Департамента СМИ и рекламы г. Москвы, Департамента культурного наследия г. Москвы, заместителем начальника Ленинградского вокзала проведена проверка исполнения федерального законодательства о рекламе на Ленинградском вокзале и прилегающей к нему территории.
В ходе проверки установлено, что на прилегающем к Ленинградскому вокзалу земельном участке, переданном в аренду ОАО "РЖД" по адресу г. Москва, Комсомольская площадь, д. 3, со стороны метро "Комсомольская" размещен щит, представляющий собой конструкцию из двух блоков, размерами 1,2-м х 1,8-м, каждый. На данном щите имелась реклама следующего содержания: 1. "Леонардо хобби-гипермаркет, декор, рукоделие, творчество, по подземному переходу к Универмагу "Московский", 3 этаж, тел.: (495)916-57-64, www.leonardo.ru"; 2. "Выбирайте из 2 500 000 товаров на OZON.RU, ждем вас в универмаге "Московский", выдача заказов ежедневно с 10 час. 00 мин. до 21 час. 30 мин., второй этаж, OZON.RU"; 3. (в верхней части обратной стороны): "Леонардо хобби-гипермаркет, декор, рукоделие, творчество, по подземному переходу к Универмагу "Московский", 3 этаж, тел.: (495)916-57-64, www.leonardo.ru"; 4. (в нижней части обратной стороны): реклама "yumorbilet.ru, online parter.ru, (495)258-00-00, Театр Российской Армии, 8-11 февраля, 4-10 марта, Старт сезона 2014, КВН".
Указанные конструкции для размещения рекламы неопределенному кругу лиц были установлены ЗАО "Метрореклама" (ОГРН 1027739010540, ИНН 7702219798, КПП 770201001, юридический адрес: г. Москва, Проспект мира, д. 41, к. 2).
В связи с наличием признаков нарушения положения п. 9 и п. 10 ст. 19 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38 "О рекламе", заместителем Северного транспортного прокурора Акименко К.С. составлен акт проверки от 28.01.2014.
Согласно ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
По результатам проведенной проверки прокуратурой 01.04.2014 заместителем Северного транспортного прокурора Акименко К.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении на основании ст.14.37 КоАП РФ в отношении ЗАО "Метрореклама". Копия постановления вручена представителю общества Асланьяну Е.С.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено заявителем в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте вынесения постановления.
Требования к вынесению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении заявителем соблюдены, а сроки, предусмотренные ст. 28.5. КоАП РФ, для его вынесения заявителем не нарушены.
Таким образом, заявитель действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 ст. 21.1 КоАП РФ дела об административных нарушениях, предусмотренных ст. 14.37 КоАП РФ, совершенные юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Частью 1 статьи 3 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О Рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно положениям ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Согласно п. 2.4.3 постановления Правительства г. Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП основанием для установки наружной рекламы служит разрешение на установку рекламы, выдаваемого Департаментом средств массовой информации и рекламы г. Москвы.
В соответствии с п.3 постановления Правительства г.Москвы от 12.12.2012 N 712 "Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций" рекламными конструкциями в рамках настоящих Правил в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" признаются щиты, стенды и иные технические объекты стабильного территориального размещения, установленные на земле или на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения городского наземного транспорта, общественных туалетах и других объектах городской инфраструктуры, установленные на территории города Москвы в целях распространения рекламы.
На размещение рекламных конструкций требуется оформление установленной федеральным законодательством и нормативными документами Правительства Москвы разрешительной документации.
Согласно п.9 ст.19 Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу п. 10 ст. 19 Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Из материалов дела следует, что на прилегающем к Ленинградскому вокзалу земельном участке, переданном в аренду ОАО "РЖД" по адресу г. Москва, Комсомольская площадь, д. 3, со стороны метро "Комсомольская" размещен щит, представляющий собой конструкцию из двух блоков, размерами 1,2-м х 1,8-м, каждый. На данном щите имелась реклама следующего содержания: 1. "Леонардо хобби-гипермаркет, декор, рукоделие, творчество, по подземному переходу к Универмагу "Московский", 3 этаж, тел.: (495)916-57-64, www.leonardo.ru"; 2. "Выбирайте из 2 500 000 товаров на OZON.RU, ждем вас в универмаге "Московский", выдача заказов ежедневно с 10 час. 00 мин. до 21 час. 30 мин., второй этаж, OZON.RU"; 3. (в верхней части обратной стороны): "Леонардо хобби-гипермаркет, декор, рукоделие, творчество, по подземному переходу к Универмагу "Московский", 3 этаж, тел.: (495)916-57-64, www.leonardo.ru"; 4. (в нижней части обратной стороны): реклама "yumorbilet.ru, online parter.ru, (495)258-00-00, Театр Российской Армии, 8-11 февраля, 4-10 марта, Старт сезона 2014, КВН".
Указанные конструкции для размещения рекламы неопределенному кругу лиц были установлены ЗАО "Метрореклама" (ОГРН 1027739010540, ИНН 7702219798, КПП 770201001, юридический адрес: г. Москва, Проспект мира, д. 41, к. 2).
Согласно ответу Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы от 07.02.2014, разрешение на установку рекламного щита по адресу Комсомольская пл., д. 3, ст. метро "Комсомольская" было выдано сроком действия до 28.06.2013 и только на отдельно стоящий щит с одним элементом, размерами 1,2-м х 1,8-м.
В соответствии с договором о предоставлении рекламных услуг (наружная реклама) N 26/1825-0000/13-М от 04.12.2013 между ЗАО "Метрореклама" и ООО "Келин Медиа" на размещение рекламной продукции по адресу Комсомольская площадь д. 3, нижний блок, размер 1,175-м х 1,745-м размещалась реклама следующего содержания: "Выбирайте из 2 500 000 товаров на OZON.RU, ждем вас в универмаге "Московский", выдача заказов ежедневно с 10:00 до 21:30, второй этаж, OZON.RU".
Согласно платежному поручению N 174 от 29.01.2014 ЗАО "Метрореклама" получало денежные средства от ООО "Келин Медиа" за размещение данной рекламы для неопределенного круга лиц по договору N 26/1825-0000/1ЗМ от 04.12.2013.
В соответствии с договором о предоставлении рекламных услуг (наружная реклама) N 26/1400-0000/13-М от 13.11.2013 между ЗАО "Метрореклама" и ООО "Успех 777" на размещение рекламной продукции по адресу Комсомольская площадь д. 3, нижний блок, размер 1,175-м х 1,745-м размещалась реклама следующего содержания: "yumorbilet.ru, online parter.ru, (495)258-00-00, Театр Российской Армии, 08-11 февраля, 04-10 марта, Старт сезона 2014, КВН".
Согласно платежному поручению N 211 от 23.12.2013 ЗАО "Метрореклама" получало денежные средства от ООО "Успех 777" за размещение данной рекламы для неопределенного круга лиц по договору N 26/1400-0000/13-М от 13.11.2013.
По договору о предоставлении рекламных услуг (наружная реклама) N 26/1884-0000/13-М от 18.12.2013 между ЗАО "Метрореклама" и ООО "Атланта-Медиа Групп" на размещение рекламной продукции по адресу Комсомольская площадь д. 3, верхний блок с двух сторон, размерами 1,175-м х 1,745-м, каждый, размещалась реклама следующего содержания: "Леонардо хобби-гипермаркет, декор, рукоделие, творчество, по подземному переходу к Универмагу "Московский", 3 этаж, тел.: (495)916-57-64, www.leonardo.ru", "Леонардо хобби-гипермаркет, декор, рукоделие, творчество, по подземному переходу к Универмагу "Московский", 3 этаж, тел.: (495)916-57-64, www.leonardo.ru".
Согласно платежному поручению N 842 от 30.12.2013 ЗАО "Метрореклама" получало денежные средства от ООО "Атланта-Медиа Групп" за размещение данной рекламы для неопределенного круга лиц по договору N 26/1884-0000/13 Мот 18.12.2013.
Ленинградский вокзал является объектом культурного наследия федерального значения (1851 г., архитектор К.А. Тон) и расположен на территории зоны строго регулирования застройки N 1, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы".
Указанные рекламные конструкции находятся в указанной зоне и требуют согласования с Департаментом культурного наследия г. Москвы при их размещении.
Из ответа Департамента культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследия) следует, что два щита 1,20 м х 1,80 м на прилегающей территории Ленинградского вокзала с размещенной ЗАО "Метрореклама" на момент проверки рекламой установлены без согласования с Департаментом культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие).
Согласно протоколу о намерениях по вопросу использования привокзальных территорий города Москвы между Правительством города Москвы и ОАО "Российские железные дороги" от 18.04.2011 территория перед Ленинградским вокзалом на условиях аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, передана в аренду ОАО "РЖД". В соответствии с п. 3 раздела III все вопросы, связанные с порядком использования передаваемых ОАО "РЖД" территорий, подлежат обязательному согласованию с уполномоченными городскими структурами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" (далее -Закон о рекламе) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Рекламные конструкции установленные ЗАО "Метрореклама" на прилегающем к Ленинградскому вокзалу земельном участке, переданном в аренду ОАО "РЖД" по адресу г. Москва, Комсомольская площадь д. 3, со стороны метро "Комсомольская", очевидно вызывали у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, в связи с чем рассматриваются в качестве рекламы.
Статья 38 Закона о рекламе устанавливает основания привлечения к административной ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.
В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона "О рекламе", рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента, что отвечает положениям ст.ст. 2, 9 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О техническом регулировании", согласно которым документом, обязательным для применения при производстве, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации любых видов продукции, является технический регламент, который принимается федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются, в том числе, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В связи с широкой доступностью и тем, что круг лиц, попадающих под воздействие указанной наружной рекламы, неопределенно велик, а срок службы носителей наружной рекламы значителен, п. 11 ст. 5 Федерального закона от 03.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что при распространении рекламы должны соблюдаться требования гражданского законодательства.
Таким образом, 28.01.2014 у ЗАО "Метрореклама" отсутствовали разрешения Департамента СМИ и рекламы г. Москвы и согласования Департамента культурного наследия г. Москвы на установку выявленных рекламных конструкций по вышеуказанному адресу.
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка N 381 Красносельского района города Москвы установлена вина генерального директора ЗАО "Метрореклама" в размещении рекламных конструкций с нарушением правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в г. Москве, и генеральный директор общества Горьков А.В. привлечен к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
При указанных обстоятельствах имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ответчиком.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2, необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
С учетом представленных в материалы дела доказательств следует, что вменяемое обществу правонарушение является длящимся, а моментом его выявления является день фиксации правонарушения - 28.01.2014.
Состав вменяемого ответчику правонарушения доказан и подтвержден материалами административного дела, в частности, протоколом об административно правонарушении, актом проверки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.07.2014 по делу N А40-48837/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г.Яковлева |
Судьи |
В.И.Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48837/2014
Истец: Северная транспортная прокуратура Московской межрегиональной прокуратуры, Северная транспортная прокуратура Московской межрегиональной транспортной прокуратура
Ответчик: ЗАО "Метрореклама"