Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 февраля 2015 г. N Ф02-6442/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
1 октября 2014 г. |
Дело N А19-1184/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Карнаухова Сергея Владимировича на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2014 года по делу N А19-1184/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Карнаухова Сергея Владимировича (ОГРНИП 307380834500015, ИНН 380101224503, место нахождения: г. Ангарск) к Администрации города Иркутска в лице Комитета по градостроительной политике (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, место нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 14-1) о признании недействительным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (суд первой инстанции: Антонова С.Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Колосовой С.В., представителя по доверенности от 22.07.2014,
от заинтересованного лица - не было,
установил:
Индивидуальный предприниматель Карнаухов Сергей Владимирович (далее -предприниматель Карнаухов С.В.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации города Иркутска (далее - Администрация) о признании незаконными действий Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 01.11.2013, выразившихся в отказе в смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:1665.
Уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предприниматель Карнаухов С.В. просил признать недействительным отказ Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от 01.11.2013 в смене разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г.Иркутск, ул. Седова, 45, с кадастровым номером 38:36:000021:1665, и объекта капитального строительства, расположенного на нем, и обязать Администрацию города Иркутска в лице Комитета по градостроительной политике устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Основанием для отказа в удовлетворении требований послужил вывод суда первой инстанции о том, что отказ в изменении вида целевого назначения спорного земельного участка соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов заявителя. У Администрации города Иркутска отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка по причине несоответствия испрашиваемого предпринимателем вида разрешенного использования градостроительным и экологическим условиям использования, поскольку он расположен частично на территории общего пользования И-1 (в границах красных линий), частично на территории рекреационного назначения - парков, скверов, бульваров (Р-2).
Судом не установлено нарушение администрацией города Иркутска процедуры рассмотрения заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Предприниматель Карнаухов С.В., не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя, по мотивам неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, Администрацией не подтверждено наличие законных оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, факт прохождения красных линий по земельному участку, установления рекреационной зоны, не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами. При этом оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности вследствие невозможности возведения административного здания на земельном участке.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что проектом планировки Октябрьского района г. Иркутска, Генеральным планом г. Иркутска, проектом зон охраны на земельном участке предпринимателя установлены рекреационная зона, красные линии, зона регулирования застройки.
Представленная в качестве доказательства по делу информационная справка об изменении вида разрешенного использования земельного участка не является надлежащим доказательством указанных обстоятельств, поскольку является документом, составленным одним из должностных лиц Администрации и содержит только лишь ссылки на нормативные акты, установить содержание которых не представляется возможным.
Копия постановления администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 не содержит графических приложений, из которых было бы видно нахождение спорного земельного участка в зоне рекреационного назначения, красных линиях, местах общего пользования. Копия газеты "Иркутск официальный" от 22.11.2011 содержит лишь текстовую часть постановления и 1 страницу графического изображения, из содержания которого не представляется возможным что-либо установить.
Из представленных "выкопировки из генерального плана города Иркутска, утвержденного решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 N 004-20390583/7" в цветном варианте, "выкопировки из проекта планировки Октябрьского округа г.Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11" также не представляется возможным идентифицировать земельный участок истца, отсутствуют координаты, кадастровые номера, иные обозначения земельных участков, в том числе и земельного участка предпринимателя.
Материалами дела не подтверждается установление в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации, красных линий. Основанием для установления красных линий является наличие утвержденных (статья 45, 46 Градостроительного кодекса РФ) и опубликованных в установленном законом порядке проектов планировки и межевания территории.
Проект планировки Октябрьского округа г. Иркутска, генеральный план г. Иркутска в редакции от 06.07.2012, проект зон охраны могут иметь юридическую силу только после опубликования в установленном порядке, в том числе, со всеми утвержденными приложениями (графическими изображениями), в которых отражено зонирование территории и с достоверностью возможно увидеть применимость тех или иных зон, границ к земельному участку заявителя. В отсутствие доказательств публикации нормативных актов в установленном порядке иные доказательства установления красных линий, территориальных зон являются недопустимыми.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация г. Иркутска указывает на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель дополнительно указал на то, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что отказ в изменении вида разрешенного использования является произвольным, немотивированным.
Отказ содержит ссылку на отрицательные рекомендации комиссии по подготовке правил землепользования и застройки от 30.08.2013, которые к отказу не приложены.
По мнению заявителя, Комитетом по градостроительной политике Администрации г. Иркутска не соблюдена процедура принятия решения об изменении вида разрешенного использования либо мотивированного отказа в изменении вида разрешенного использования. В материалы дела не представлен протокол заседания комиссии по вопросу возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка. Общий срок принятия решения по заявлению об изменении вида разрешенного использования составил свыше трех месяцев, что является существенным нарушением подпункта 3.11 пункта 3 Порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Иркутска, утвержденного постановлением мэра города Иркутска от 24.07.2007 N 031-06-1365/7.
Судом первой инстанции не учтено, что поскольку земельный участок принадлежит предпринимателю на праве собственности, используется под эксплуатацию индивидуального жилого дома, не зарезервирован, из оборота не изъят (в том числе путем выкупа), он не может входить ни в состав территорий общего пользования, ни в состав рекреационных зон.
Дополнительно заявитель апелляционной жалобы указал на то, что в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ красные лини отображаются непосредственно в проекте межевания территории, основой для разработки которых являются проекты планировки территории. Принятые, утвержденные и опубликованные в порядке статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты межевания территории, которыми определены места общего пользования и утверждены отграничивающие их запроектированные красные линии, отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии доказательств наличия правовых и фактических оснований для установления красных линий.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.07.2014.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направила.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 38 АД 453335 от 25.03.2011, предпринимателю Карнаухову С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:1665 общей площадью 902 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул.Седова, уч. 45. Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.
Предприниматель Карнаухов С.В. 25.07.2013 обратился в Комитет по градостроительной деятельности администрации города Иркутска с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:1665 с "под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома" на другой вид разрешенного использования - "административно-торговое здание" и объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, с "индивидуальный жилой дом" на "административно-торговое здание".
Письмом от 01.11.2013 N 945-70-6456/13 ответчиком отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка в связи с несоответствием градостроительной документации (зонированию территории, предусмотренному генеральным планом г.Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 N 004-20-390583/7, в редакции от 06.07.2012 N 005-20-360589/2, проектом планировки Октябрьского района г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11).
Заявитель, полагая, что данный отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка послужило несоответствие такого изменения градостроительной документации (зонированию территории, предусмотренному генеральным планом г.Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 N 004-20-390583/7, в редакции от 06.07.2012 N 005-20-360589/2, проектом планировки Октябрьского района г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации г.Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11).
В соответствии со статьями 1 и 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве и к Московской области до 31 декабря 2014 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства до 31 декабря 2016 года, а в других случаях применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям до 1 июня 2014 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
При таком правовом регулировании суд первой инстанции правомерно исходил из того, что до 31.12.2013 при наличии утвержденного проекта планировки территории решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации без проведения публичных слушаний.
Предприниматель Карнаухов С.В. обратился в администрацию города Иркутска с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Седова, 45, кадастровый N 38:36:000021:1665, и объекта капитального строительства на указанном земельном участке 25.07.2013.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 Порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов и капитального строительства на территории города Иркутска, утвержденного постановлением мэра города Иркутска от 24.07.2007 N 031-06-1365/7 (далее - Порядок), вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к муниципальному образованию город Иркутск до 31 декабря 2013 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования в части территорий города Иркутска, в отношении которых не приняты правила землепользования и застройки, принимается заместителем мэра - председателем комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
Исходя из подп. 1.1 Порядок регулирует прохождение документов при изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства как с учетом результатов публичных слушаний, так и без проведения публичных слушаний.
Пункт 3 Порядка регулирует порядок прохождения документов при изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства (далее - вид разрешенного использования) без проведения публичных слушаний.
Изменение вида разрешенного использования без проведения публичных слушаний возможно в следующих случаях:
при изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, на другой вид разрешенного использования этих земельных участков в случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования таких объектов капитального строительства был изменен на другой вид использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объектов капитального строительства;
при изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, при условии, что такой вид разрешенного использования земельных участков не противоречит их целевому назначению;
при изменении вида разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных в границах территорий города Иркутска, в отношении которых утверждены проекты планировки.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с проектом планировки Октябрьского района г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 (далее - проект планировки Октябрьского района), земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Седова, 45, с кадастровым N 38:36:000021:1665, расположен частично на территории общего пользования И-1 (в границах красных линий), частично на территории рекреационного назначения - парков скверов бульваров (Р-2).
При этом правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, на которой расположен земельный участок по адресу: г. Иркутск, ул. Седова, 45, на момент подачи предпринимателем Карнауховым СВ. заявления от 25.07.2013 не были утверждены.
Подпунктом 3.6 пункта 3 Порядка установлена последовательность действий при принятии заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка и документов, необходимых для принятия решения об изменении вида разрешенного использования.
Согласно подпункту 3.6.1 Порядка отдел организационного обеспечения управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска в течение 1 рабочего дня с момента регистрации заявления в базе данных автоматизированной системы "Гран-Док" передает заявление и документы, предусмотренные подпунктами 3.1 - 3.2 п. 3 настоящего Порядка, в отдел планировки территории и градостроительного межевания департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
Отдел планировки территории и градостроительного межевания департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска подготавливает справку о соответствии испрашиваемого вида разрешенного использования градостроительной документации (далее - справка) и передает данную справку вместе с заявлением и документами, предусмотренными подпунктами 3.1 - 3.2 п. 3 Порядка, в отдел организационного обеспечения управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска (подпункт 3.6.2 Порядка).
Подпункт 3.6.3 Порядка устанавливает, что в течение 1 рабочего дня с момента поступления из отдела планировки территории и градостроительного межевания департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска заявления, документов, предусмотренных подпунктами 3.1 - 3.2 п. 3 настоящего Порядка, и справки отдел организационного обеспечения управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска передает их в комиссию для рассмотрения на ее заседании.
В соответствии с подп. 3.8, комиссия в 7-дневный срок с даты заседания подготавливает и подписывает протокол заседания комиссии, с учетом требований законодательства Российской Федерации осуществляет подготовку рекомендаций об изменении вида разрешенного использования или об отказе в его изменении с указанием причин отказа и направляет их в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска с приложением документов, предусмотренных подп. 3.6.3 п. 3 Порядка, для принятия решения об изменении вида разрешенного использования или подготовки мотивированного отказа.
Согласно пункту 3.9 Порядка в течение 3-х дней с даты поступления рекомендаций комиссии заместитель мэра - председатель комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска принимает решение об изменении вида разрешенного использования либо подписывает мотивированный отказ в изменении вида разрешенного использования по основаниям, указанным в пункте 7 настоящего Порядка.
Пункт 7 Порядка устанавливает, что основаниями для отказа в изменении вида разрешенного использования являются:
- несоответствие документов, необходимых для принятия решения об изменении вида разрешенного использования, требованиям действующего законодательства.
-наличие противоречий между сведениями, содержащимися в документах, необходимых для принятия решения об изменении вида разрешенного использования.
-несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования экологическим, градостроительным и иным условиям использования соответствующей территории, а также иным требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Отдел планировки территории и градостроительного межевания департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска подготовил информационную справку от 12.08.2013 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, содержащей информацию о том, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул.Седова, 45, с кадастровым N 38:36:000021:1665, расположен частично на территории общего пользования И-1 (в границах красных линий), частично на территории рекреационного назначения -парков скверов бульваров (Р-2); в соответствии с проектом зон охраны (ПЗО), утвержденным постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008 N254-па, предусмотрена зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (Правобережье Ангары).
Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки 30.08.2013 даны отрицательные рекомендации относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:1665, в связи с чем, председателем Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска отказано в изменении вида разрешенного использования.
В соответствии с проектом планировки Октябрьского района г. Иркутска, земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Седова, 45, с кадастровым N 38:36:000021:1665, расположен частично на территории общего пользования И-1 (в границах красных линий), частично на территории рекреационного назначения -парков скверов бульваров (Р-2).
Согласно генеральному плану города Иркутска, утвержденному решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 N 004-20-390583/7, земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Седова, 45, с кадастровым N 38:36:000021:1665, расположен на территории рекреационной зоны - парков, скверов, бульваров (Р-2).
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, относительно отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что проектом планировки Октябрьского округа г. Иркутска, генеральным планом города Иркутска, проектом зон охраны в отношении земельного участка заявителя установлены рекреационная зона, красные линии, зона регулирования застройки, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела апелляционным судом.
Из материалов дела усматривается, что Администрацией города Иркутска в материалы дела в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования, представлены также:
-информация, содержащаяся в документах территориального планирования, документации по планировке территории в отношении земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Седова, 45 (т.е. информация в отношении земельного участка, содержащаяся в проекте планировки Октябрьского района, генеральном плане г. Иркутска); при этом указание представителя заявителя относительно того, что данная информация представлена в отношении иного земельного участка, апелляционным судом отклонено, поскольку, несмотря на указание адреса расположения земельного участка: г. Иркутск, ул. Седова, 49, расположение и конфигурация земельного участка на плане соответствует расположению и конфигурации земельного участка по адресу: г. Иркутск, ул. Седова, 45, что подтверждено представителем в судебном заседании;
выкопировка из генерального плана г. Иркутска;
выкопировка из проекта планировки Октябрьского района;
- информационная справка в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:1665, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Седова, 45.
Информационная справка, как указывалась ранее, является одним из документов, на основании которого комиссии осуществляет подготовку рекомендаций об изменении вида разрешенного использования или об отказе в его изменении. Соответственно, ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что данный документ является ненадлежащим доказательством по делу, несостоятельна.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, приведенные также в суде первой инстанции, относительно непредставления доказательств опубликования в установленном порядке документов, послужившим основанием для отказа в изменении вида целевого использования земельного участка, подлежат отклонению как не основанные на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Постановление администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 "Об утверждении проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска" опубликовано в газете "Иркутск официальный" N 54 от 22.11.2011, "Ведомости органов местного самоуправления города Иркутска" от 30.12.2011 N 11 (часть 2).
Доводы заявителя о том, что постановление администрации города Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 "Об утверждении проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска" на 1 листе не содержит графических приложений, не обоснованы.
Указанное постановление администрации утверждает проект планировки Октябрьского округа, являющийся приложением к данному постановлению и в материалы дела представлена копия газеты "Иркутск официальный" от 22.11.2011, в которой была опубликована графическая часть проекта планировки Октябрьского округа.
Не обоснован ссылками на нормы права довод заявителя апелляционной жалобы относительно того, что в представленной выкопировке из генерального плана невозможно идентифицировать земельный участок, принадлежащий предпринимателю Карнаухову СВ. (отсутствуют его координаты, кадастровые номера, иные обозначения земельных участков). Статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предъявляет к содержанию генерального плана требований о наличии такой информации.
Выкопировка из проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска, с учетом расшифровки условных обозначений, позволяет установить содержание данного документа.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным и т.д. (пункт 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9).
Согласно пункту 11 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правильно указал на то, что размещение административно-торговых зданий в зоне рекреационного назначения законодательством не предусмотрено, соответственно, и использование земельного участка с разрешенным использованием "административно-торговое здание" не возможно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о недоказанности факта прохождения красных линий по спорному земельному участку не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, в связи с чем подлежат отклонению. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что проект планировки территории Октябрьского округа г. Иркутска не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
В ходе рассмотрения дела в апелляционном суде не нашли своего подтверждения доводы заявителя о том, что красные линии не определены в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке.
Красные линии установлены проектом планировки Октябрьского района г. Иркутска в соответствии с частью 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой, основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии.
Нахождение земельного участка заявителя в границах зоны рекреационного назначения установлено проектом планировки Октябрьского района г. Иркутска и генеральным планом города Иркутска, соответственно, довод заявителя об отсутствии доказательств нахождения земельного участка в границах данной зоны, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, соглашается с судом первой инстанции в том, что в связи с частичным нахождением спорного земельного участка за границами красных линий, планируемым использованием данной части в качестве земель общего пользования с возможностью беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц, у Администрации города Иркутска не имелось правовых оснований для принятия положительного решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на "административно-торговое здание", что в то же время не препятствует заявителю в использовании объекта капитального строительства в соответствии с сегодняшним фактическим видом разрешенного использования.
В соответствии с проектом зон охраны (ИЗО), утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 12.09.2008 N 254-па, предусмотрена зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (Правобережье Ангары).
Следовательно, предпринимателю правомерно отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка по причине несоответствия испрашиваемого им вида разрешенного использования градостроительным и экологическим условиям использования.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что оспариваемый отказ является произвольным, не соответствует содержанию письма Администрации, которое содержит мотивировку и указание оснований отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и находящегося на нем объекта.
Судом первой инстанции установлено, что при рассмотрении заявления не установлено нарушение администрацией города Иркутска процедуры рассмотрения заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, установленной Порядком рассмотрения заявления об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов и капитального строительства на территории города Иркутска, утвержденным постановлением мэра города Иркутска от 24.07.2007 N 031-06-1365/7. Направление заявителю отрицательных рекомендаций комиссии по подготовке правил землепользования и застройки, а также протокола комиссии данным Порядком не предусмотрено. Доводы заявителя апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению. Довод о несоблюдении срока принятия решения по заявлению предпринимателя не свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным. Суд апелляционной инстанции, отклоняя данные доводы, также исходит из того, что они не приводились при оспаривании отказа в изменении вида разрешенного использования в суде первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок фактически не занят объектами общего пользования и не входит в состав рекреационной зоны, а также не зарезервирован и не изъят из оборота, не могут быть приняты во внимание как несостоятельные в правовом отношении и не свидетельствующие, при установленных по делу обстоятельствах, о неправомерности отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенные правильные выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2014 года по делу N А19-1184/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1184/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 февраля 2015 г. N Ф02-6442/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Карнаухов Сергей Владимирович
Ответчик: Администрация г. Иркутска в лице Комитета по градостроительной политике, Администрация города Иркутска