город Москва |
|
29 сентября 2014 г. |
дело N А40-48220/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.09.2014.
постановление изготовлено в полом объеме 29.09.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Мухина С.М., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола помощником судьи Шакк С.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Западная МОЭО "Зеленый Крест" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2014
по делу N А40-48220/14, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению Северо-Западная МОЭО "Зеленый Крест" (198259, Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения, д. 241, к. 4, кв. 66)
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047703033300, 123995, Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6)
третьи лица: 1) МО "Муниципальный округ Черная речка" (197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, д. 7), 2) ЗАО "Безопасные технологии" (197342, Санкт-Петербург, Красногвардейский пер., д.15)
о признании незаконным приказа;
при участии:
от заявителя - Головко Е.п. по доверенности от 06.03.2014;
от заинтересованных лиц - Медлев Н.Д. по доверенности от 09.06.2014 N ВК-35/15; Хабибрахманова Л.М. по доверенности от 25.03.2014 N ВК-35/7;
от третьих лиц - от МО "Муниципальный округ Черная речка" не явился, извещен; от ЗАО "Безопасные технологии" Бедеров Л.Г. по доверенности от 22.09.2014;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2014 заявление Северо-Западной Межрегиональной общественной экологической организации "Зеленый крест" о признании незаконным приказа Росприроднадзора от 01.08.2013 N 481, оставлено без удовлетворения.
Северо-Западная МОЭО "Зеленый Крест" не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют МО "Муниципальный округ Черная речка" и ЗАО "Безопасные технологии".
Представитель МО "Муниципальный округ Черная речка" в судебное заседание не явился, извещены.
Представители Северо-Западная МОЭО "Зеленый Крест" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя и ЗАО "Безопасные технологии" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.02.2013 N 89 по результатам государственной экологической экспертизы утверждено отрицательное заключение по материалам проекта технической документации "Установки (комплексы) КТО-50 для термического уничтожения отходов" ЗАО "Безопасные технологии".
По результатам повторной экспертизы в соответствии с приказом Росприроднадзора от 01.08.2013 N 481 утверждено положительное заключение.
Северо-Западная МРОЭО "Зеленый крест", не согласившись с вынесенным приказом, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия доказательств того, каким образом оспариваемый приказ административного органа по выполнению возложенной на него государственной функции нарушает права заявителя, незаконно возлагает на него какие-то обязанности, а также создает иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной деятельности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ, экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза проводится при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 1.1 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госэкомологии России от 16.05.2000 N 372, общественные обсуждения - это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.
В силу пункта 4.7 Положения на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.
При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности, намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что компетентным органом по организации и проведению общественных обсуждений являются органы местного самоуправления, также не предусмотрена безусловная обязанность органов местного самоуправления организовывать общественные обсуждения.
Из материалов дела следует. что общественные обсуждения проведены в формате общественных слушаний 28.05.2012.
При проведении общественных обсуждений информация опубликована в Российской газете от 24.04.2012 N 90 (5763); в изданиях "Петербургский дневник" от 26.04.2012 N 16 (382); "Черная речка" N 3 (ОИ) апрель 2012.
Результатом общественных обсуждений (в форме общественных слушаний) является заключение муниципального образования "Муниципальный округ Черная речка" N 01-10/56/1 от 28.05.2012 о результатах общественных обсуждений (в форме общественных слушаний) предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду проекта технической документации "Установки (комплексы) КТО-50 для термического обезвреживания отходов", в котором отмечено об одобрении предварительного варианта по оценке воздействия на окружающую среду проекта технической документации "Установки (Комплексы) КТО-50 для термического обезвреживания отходов" и рекомендации "Установки (Комплексы) КТО-50 для термического обезвреживания отходов" к применению.
Замечания и предложения от граждан и общественных организаций по проекту технической документации "Установки (Комплексы) КТО-50 для термического обезвреживания отходов", в том числе по технологии термического обезвреживания отходов, в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения не поступали.
Приказом от 22.02.2013 N 89 Росприроднадзором утверждено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы материалов проекта технической документации "Установки (Комплексы) КТО-50 для термического обезвреживания отходов".
Замечания, указанные в заключении, касательно проекта технической документации "Установки (Комплексы) КТО-50 для термического обезвреживания отходов" впоследствии устранены.
Материалы обсуждений указанного объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных органом местного самоуправления, представлены заказчиком государственной экологической экспертизы - ЗАО "Безопасные технологии": копия постановления главы муниципального образования "Муниципальный округ Черная речка" от 12.04.2012 N 2 "О проведении общественных обсуждений (в формате общественных слушаний) предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду проекта технической документации "Установки (Комплексы) КТО-50 для термического обезвреживания отходов"; копии публикаций о проведении общественных обсуждений в газетах; копия протокола заседания общественных слушаний от 28.05.2012 N 1; копия заключения муниципального совета муниципального образования "Муниципальный округ Черная речка" от 28.05.2012 N 01-10/56/1 о результатах общественных обсуждений (в форме общественных слушаний) предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду проекта технической документации "Установки (комплексы) КТО-50 для термического обезвреживания отходов", проведенных 28.05.2012; копия письма администрации муниципального образования "Муниципальный округ Черная речка" от 14.05.2013 N 3-10/1025.
С учетом положений ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" Росприроднадзор, как федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизе, не вправе запрашивать у лица, представившего на экспертизу материалы объекта экспертизы, материалы обсуждений объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органом местного самоуправления. В случае, если лицо, представившее на экспертизу материалы объекта экспертизы, не представило материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями) по собственной инициативе, соответствующий запрос должен быть направлен Росприроднадзором в орган местного самоуправления.
Позиция органа местного самоуправления - администрации муниципального образования "Муниципальный округ Черная речка" об отсутствии необходимости проведения повторных слушаний проекта технической документации "Установки (комплексы) КТО-50 для термического уничтожения отходов" отражена в представленном ЗАО "Безопасные технологии" письме указанного органа местного самоуправления от 14.05.2013 N 3-10/1025 (прилагается), подготовленном с учетом п. 4.7 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372, что исключило направление запроса в орган местного самоуправления.
С учетом установленного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемым приказом его прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В апелляционной жалобе не содержатся доводов, опровергающие выводы суда первой инстанции, которые основаны на доказательствах, представленные в материалы дела, указание на которые содержатся в обжалуемом судебном акте и которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2014 по делу N А40-48220/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48220/2014
Истец: Северо-Западная межрегиональная общественная экологическая организация Зеленый Крест, С-З МОЭО "Зеленый Крест"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: ЗАО "Безопасные технологии", МО Муниципальный округ Черная речка, Муниципальное образование "Муниципальный округ Черная речка"