город Омск |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А70-4606/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-8533/2014, 08АП-8949/2014) Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" и Федерального агентства воздушного транспорта на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2014 по делу N А70-4606/2014 (судья Вебер Л.Е.), принятое по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ОГРН 1027739057500; ИНН 7734135124) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
при участии в деле в качестве третьего лица Федерального агентства воздушного транспорта,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" - Максимова Анна Геннадьевна по доверенности N Д-148 от 09.04.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от Федерального агентства воздушного транспорта - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - истец, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Тюменской области, регистрирующий орган), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области (далее - второй ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области), в котором просило:
1. установить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 площадью 203341, 81 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область г. Тюмень, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени в размере рыночной, равной 261 700 000 рублей на 01.01.2009;
- земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 площадью 203341, 81 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область г. Тюмень, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени в размере рыночной, равной 245 030 000 рублей на 01.01.2010;
- земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 площадью 203341, 81 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область г. Тюмень, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени в размере рыночной, равной 267 600 000 рублей на 01.01.2011;
- земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:83 площадью 36980 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область г. Тюмень, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени в размере рыночной, равной 48 830 000 рублей на 01.10.2011;
- земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:83 площадью 36980 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область г. Тюмень, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени в размере рыночной, равной 52 770 000 рублей на 01.01.2012;
- земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:83 площадью 36980 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область г. Тюмень, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени в размере рыночной, равной 44 900 000 рублей на 01.01.2013.
2. Обязать ответчиков внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 72:17:1313002:83 площадью 36980 кв.м. в размере его рыночной стоимости.
Истец также ходатайствовал о взыскании с ответчиков расходов, понесенных истцом на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков.
Данное исковое заявление было принято к производству определением Арбитражного суда Тюменской области от 30.04.2014, делу присвоен номер А70-4606/2014 (т.1 л.д.2-3).
Также ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Управлению Росреестра по Тюменской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:83 площадью 36980 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область г. Тюмень, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени в размере рыночной, равной 48 000 000 рублей на 01.01.2014, об обязании ответчиков внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 72:17:1313002:83 площадью 36980 кв.м. в размере его рыночной стоимости, равной 48 000 000 рублей, кроме того, истец также заявил требование о взыскании с ответчиков сумму расходов, понесенных истцом на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка (т.3 л.д.6-9).
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 30.04.2014 данное исковое заявление было принято к производству, делу присвоен номер А70-4605/2014 (т.3 л.д.1-2).
Определением суда от 30.04.2014 дела N А70-4605/2014 и N А70-4606/2014 были объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А70-4606/2014 (т.1 л.д.1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - Росавиация).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2014 по делу N А70-4606/2014 исковые требования ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" оставлены без удовлетворения.
Принятое судом первой инстанции решение мотивировано отсутствие доказательств, обосновывающих рыночную стоимость спорных земельных участков, а также проведение оценки по состоянию на 01.01.2009, на 01.01 2010, на 01.10.2011, на 01.01.2012, на 01.01.2013, и на 01.01.2014, в то время как в соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением правительства РФ от 08.04.2000 N316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
При этом суд первой инстанции не принял в качестве доказательств, обосновывающих рыночную стоимость спорных земельных участков, представленные истцом отчеты оценщика, поскольку они не отражают кадастровую стоимость спорных земельных участков на момент проведения государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2011, кроме того, отчеты об оценке не прошли экспертизу в установленном статьей 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" порядке.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и Росавиация обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" указал на то, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:83 был образован из земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 и внесен в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 16.09.2011, при этом Постановлением правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п, были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области на 01.01.2011, в связи с чем истец обоснованно просил установить кадастровую стоимость земельного с кадастровым номером 72:17:1313002:83 в размере рыночной, установленной в отчете об оценке по состоянию на 01.10.2011. По мнению истца, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении его требования без учета того, что спорный земельный участок был образован и сведения о нем были внесены в ГКН 16.09.2011, в связи с чем рыночная оценка земельного участка по состоянию на 01.01.2011 не могла быть проведена.
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" также считает необоснованным отказ суда первой инстанции в установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004, поскольку кадастровая стоимость земельного участка была внесена в ГКН 11.12.2013 по состоянию на 01.01.2011, при этом истцом был представлен отчет об оценке ООО "ГК АЗИРА", в котором рыночная стоимость данного земельного участка была определена по состоянию на 01.01.2011.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции безосновательно отклонил отчет об оценке мотивируя отсутствием экспертного заключения, не назначив судебную экспертизу, против проведения которой истец не возражал.
Росавиация в обоснование своей апелляционной жалобы указало на отсутствие необходимости подвергать отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка экспертизе, а также поддержало позицию ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" сославшись на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области в письменном отзыве возразил на доводы апелляционной жалобы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в его отсутствие. Указанное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Кроме того, суд апелляционной инстанции посчитал возможным провести судебное заявление в отсутствие представителей Росавиация, Управления Росреестра по Тюменской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не заявивших ходатайств об его отложении.
До начала судебного заседания представитель ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отчета об оценке земельного участка по состоянию на 16.09.2011, из которого усматривается, что стоимость данного земельного участка соответствует оценке, произведенной этой же оценочной организацией по состоянию на 01.10.2011.
Доказательствами по делу в соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке, сведения о фактах, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Из буквального толкования вышеизложенных норм следует, что в арбитражный суд апелляционной инстанции могут быть предоставлены только те доказательства, которые фактически существовали на момент рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, но не могли быть представлены для рассмотрения по не зависящим от стороны обстоятельствам.
Учитывая, что заявителем ходатайства не приведено уважительных причин невозможности представления суду первой инстанции отчета об оценке земельного участка по состоянию на 16.09.2011, суд апелляционной инстанции отказывает в приобщении этого отчета к материалам дела. В связи с изложенным, отчет об оценке земельного участка по состоянию на 16.09.2011 возвращен представителю ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в судебном заседании.
В судебном заседании представитель ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", установил следующие обстоятельства.
Постановлением Московского сельсовета Тюменского района Тюменской области от 02.02.2000 N 27 Региональному государственному предприятию по ОВД "Тюменьаэроконтроль" (Тюменский филиал) в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:17:13:11:01:02 площадью 203341, 81 кв.м. находящийся на территории Московского сельсовета 1 км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени для обеспечения безопасности воздушного движения вне черты населённого пункта (т.1 л.д.53).
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (Арендодатель) и ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (Арендатор) был заключен договор N 682/з от 11.05.2011, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 203341,81 кв.м., расположенный по адресу: г. Тюмень, 1-й км. а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени с кадастровым номером 72:17:1313002:4 (п.1.1. договора, т.1 л.д.57-61).
В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:4 общей площадью 203341,81 кв.м. и образованием новых земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1313002:83, 72:17:1313002:84 в договор аренды земельного участка от 11.05.2011 N 682/з внесены соответствующие изменения Дополнительным соглашением от 26.12.2012.
В соответствии с пунктом 1.1. договора в редакции Дополнительного соглашения от 26.12.2012 истцу по акту приема-передачи (т.1 л.д.70) в аренду был передан земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:83 площадью 36980 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская область г. Тюмень, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени (т.1 л.д.67-69).
Право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством 72 НМ 267631 от 12.07.2012 г. (т.1 л.д.75).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 29.07.2009 N 7217/204/09-012807 сведения о земельном участке общей площадью 203341,81 кв.м., расположенном по адресу: г. Тюмень, 1-й км. а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени с кадастровым номером 72:17:13 13 002:0004 (равнозначен 72:17:1313002:4), были внесены в государственный кадастр недвижимости 23.02.2003, кадастровая стоимость участка составляла 959 128 749 руб. 60 коп. (т.1 л.д.62-64).
Из кадастровой выписки о данном земельном участке от 17.12.2012 следует, что его кадастровая стоимость составляла 959 129 645 руб. 86 коп. (т.1 л.д.84).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 16.09.2011 N 7200/201/11-86278, кадастрового паспорта земельного участка от 17.12.2012 N 7200/201/12-236900, следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:83 площадью 36980 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область г. Тюмень, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени составляет 174 428 373 руб. 40 коп.. (т.1 л.д.85-89).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 11.03.2014 N 00/201/14-64247 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:83 площадью 36980 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область г. Тюмень, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени составляет 60 926 029 руб. 20 коп. (т.3 л.д.83-86).
В соответствии с отчетами об оценки рыночной стоимости спорных земельных участков, составленных оценщиком, ООО "ГК "АЗИРА", по заказу истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 по состоянию на 01.01.2009 составляет 261 700 000 руб., по состоянию на 01.01.2010 - 245 030 000 руб., по состоянию на 01.01.2011 - 267 600 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:83 по состоянию на 01.10.2011 составляет 48 830 000 руб., на 01.01.2012 - 52 770 000 руб., на 01.01.2013 - 44 900 000 руб., на 01.01.2014 - 48 000 000 руб. (т.1 л.д.90-157, т.2 л.д.1-87, 88-188, т. 3 л.д.87-157).
Считая, что установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков, указанная в кадастре недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, тем самым нарушаются права истца, как налогоплательщика и арендатора, истец обратился с настоящими исковыми требованиями в суд.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
27.05.2014 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно Федеральному стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
В соответствии частями 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются. (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 913/11).
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим Законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как усматривается из материалов дела, истец в обоснование исковых требований, сославшись на то обстоятельство, что содержащаяся в ГКН кадастровая стоимость спорных земельный участков превышает их рыночную стоимость, представил в материалы дела отчеты об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, составленных оценщиком ООО "ГК "АЗИРА" по заказу истца.
Согласно отчетам оценщика рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 по состоянию на 01.01.2009 составляет 261 700 000 руб., по состоянию на 01.01.2010 - 245 030 000 руб., по состоянию на 01.01.2011 - 267 600 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:83 по состоянию на 01.10.2011 составляет 48 830 000 руб., на 01.01.2012 - 52 770 000 руб., на 01.01.2013 - 44 900 000 руб., на 01.01.2014 - 48 000 000 руб. (т.1 л.д.90-157, т.2 л.д.1-87, 88-188, т. 3 л.д.87-157).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные отчеты оценщика обоснованно не были приняты судом первой инстанции в качестве достоверных доказательств рыночной стоимости спорных земельных участков, поскольку указанные отчеты не прошли государственную экспертизу. При этом довод Росавиация о том, что отчеты, оформленные надлежащим образом, и содержащие все необходимые сведения, не требуют экспертизы, подлежит отклонению как необоснованный.
Статья 17.1 Закона об оценочной деятельности предусматривает возможность экспертизы отчёта, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09.08.2012 N ВАС-10186/12 по делу N А64-836/2011, проведение экспертизы отчёта оценщика является обязательным по данной категории споров.
Между тем, лицами, участвующими в деле, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни апелляционному суду ходатайство о назначении судебной экспертизы отчетов, составленных ООО "ГК "АЗИРА" по заказу истца, не заявлялось, равно как и не было заявлено ходатайства о назначении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости спорного земельного участка.
В связи с тем, что представленные истцом отчеты об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, составленных оценщиком ООО "ГК "АЗИРА" не прошли экспертизу и не получили положительного заключения, правовых оснований безусловно считать что данные отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и отражают достоверную рыночную стоимость спорных земельной у суда апелляционной инстанции не имеется.
Требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 в размере рыночной на 01.01.2009; на 01.01.2010; на 01.01.2011 на основании отчета оценщика N 167/12 удовлетворению не подлежат, поскольку кадастровая стоимость земельного участка внесена в ГКН 11.12.2013 по состоянию на 01.01.2011, а в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр объектов недвижимости по состоянию на текущую дату и включение каких-либо сведений на прошедшую дату не предусмотрено (пункт 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42).
Более того, на дату внесения результатов государственной кадастровой оценки земель 11.12.2013 земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 был исключен из ГКН, что также свидетельствует о невозможности установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере рыночной по состоянию на 01.01.2011.
Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:83 была внесена в ГКН 06.03.2014 по состоянию на 16.09.2011, а рыночная стоимость указанного земельного участка, проводилась, согласно отчету оценщика N 011, по состоянию на 01.01.2013, 01.01.2014 и согласно отчету оценщика N 166/12 по состоянию на 01.10.2011, 01.01.2012.
В соответствии со статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
При этом суд апелляционной инстанции исходя из материалов дела не усматривает каких - либо правовых оснований для проведения оценки по состоянию на указанные выше даты, учитывая, что в данном случае государственная оценка была проведена 11.12.2013 по состоянию на 01.01.2011, а также принимая во внимание, что целью проведения оценки является установление достоверности кадастровой стоимости земельного участка на момент ее определения.
В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, которая была определена по состоянию на 01.01.2011 на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п "Об утверждении результатов кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области".
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении требования о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной истец должен доказать, что рыночная стоимость установлена на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
Эта дата может быть указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости или установлена на основании сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки (если она не указана в отчете).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности образуемых земельных участков.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Вместе с тем, истец не обосновал со ссылками на нормы права проведение оценки в отношении спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2009, на 01.01.2010, 01.10.2011, на 01.01.2012, на 01.01.2013, на 01.01.2014.
При таких обстоятельствах, отказав в удовлетворении исковых требований ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", суд первой инстанции правильное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона, в связи с чем принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2014 по делу N А70-4606/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4606/2014
Истец: ФГУП "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)