город Омск |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А75-2877/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6822/2014) общества с ограниченной ответственностью "СИНТЭК-Западная Сибирь" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.05.2014 по делу N А75-2877/2014 (судья Фёдоров А.Е.), рассмотренному в порядке упрощённого производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИНТЭК-Западная Сибирь" (ОГРН 1078604001750, ИНН 8604041357) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "СИНТЭК-Западная Сибирь" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Территориального отдела Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СИНТЭК-Западная Сибирь" (далее - ООО "СИНТЭК-Западная Сибирь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее по тексту - административный орган, Росфиннадзор, Управление) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 19.03.2014 N 711-14/039.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.05.2014 по делу N А75-2877/2014 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дела наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствия процессуальных нарушений со стороны Управления при привлечении Общества к административной ответственности.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.05.2014 по делу N А75-2877/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество сослалось на нарушение Управлением порядка привлечения Общества к административной ответственности, выразившееся в неизвещении законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении материалов административного производства и вынесении оспариваемого постановления.
До начала судебного заседания от Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган выразил свое несогласие с доводами жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. Указанный отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
01.06.2013 между ООО "СИНТЭК-Западная Сибирь" (резидент) и Компанией "Шлюмберже Лоджелко Инк." (нерезидент- Панама) был заключен договор субподряда N 05/2013.
23.10.2013 в Нефтеюганском филиале ОАО "ВБРР" резидентом был оформлен паспорт сделки N 13100002/3287/ 0008/3/1.
30.06.2013 ООО "СИНТЭК - Западная Сибирь" в рамках названного договора направлена Компании "Шлюмберже Лоджелко Инк." счет-фактура N 000042 на сумму 701 692,90 руб.
23.10.2013 обществом в уполномоченный банк была представлена справка о подтверждающих документах, в качестве документа - обоснования производства расчётов приложен счет-фактура N 000042 от 30.06.2013.
В графе 10 названной справки резидент указал ожидаемый срок поступления валютной выручки 21.08.2013.
Согласно ведомости банковского контроля к паспорту сделки N 13100002/3287/0008/3/1, платежному поручению от 21.10.2013 N208 денежные средства по счет-фактуре N 000042 на сумму 701 692,90 руб. поступили на счет Общества 21.10 2013.
Согласно пункта 9.3 договора субподряда N 05/2013 Компания "Шлюмберже Лоджелко Инк." должна произвести оплату счета в течение 45 дней с даты получения счета от субподрядчика.
Денежные средства по счёт- фактуре N 000042 от 30.06.2013 на сумму 701 692,90 руб. должны были поступить на счёт общества не позднее 21.08.2013, в то время как фактическое поступление имело место 21.10.2013 с нарушением срока оплаты на 61 день.
На основании изложенного, Управление пришло к выводу о нарушении обществом сроков зачисления валютной выручки.
По данному факту в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2014 N 711-14/039, по результатам рассмотрения которого Управлением вынесено постановление от 06.03.2014 N711-14/039 о назначении обществу административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.05.2014 по делу N А75-2877/2014 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проводимых Управлением мероприятий валютного контроля сотрудниками административного органа было выявлено нарушение Обществом требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), выразившееся в несоблюдении срока получения валюты Российской Федерации за выполненненые для нерезидента работы.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 173-ФЗ целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
При этом объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной валютной политики, обеспечении устойчивости валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Таким образом, сроки поступления валютной выручки поставлены в зависимость от условий, согласованных сторонами внешнеторгового контракта.
Из материалов дела следует, что по платежному поручению N 208 от 21.10.2013 денежные средства по счет - фактуре N 000042 на сумму 701 692,90 руб. поступили на счет общества 21.10 2013, по истечении 61 дня с момента наступления срока оплаты по договору (21.08.2013).
Учитывая, что валютная выручка по договору субподряда N 05/2013 фактически поступила на валютный счет Общества за пределами сроков, установленных контрактом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что административный орган доказал факт неисполнения Обществом обязанности по получению на свои банковские счета валюты, причитающейся за переданные нерезидентам товары.
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая вышеназванные нормы и обстоятельства, пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации вина ООО "СИНТЭК-Западная Сибирь" выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению в установленный законом срок.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению заявителем обозначенных требований действующего законодательства, заявителем в материалы дела не представлено.
Вина Общества в том виде, как она определена в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом исследовалась, что отражено в тексте оспариваемого постановления.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель факт совершения правонарушения не опровергает, однако считает, что административным органом допущены процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об участии законного представителя юридического лица в его составлении.
Статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей правила рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, также предусматриваются определенные гарантии для лиц, в отношении которых осуществляется административное производство, в том числе участие такого лица при рассмотрении материалов.
Таким образом, лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, а также в отношении которого рассматриваются материалы дела об административном производстве, должна быть предоставлена возможность участвовать при указанных действиях и пользоваться другими правами, предусмотренными Кодексом. Иными словами, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть уведомлено о совершении таких процессуальных действиях, как составление протокола и вынесение постановления о назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалах дела имеются уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, адресованное руководителю ООО "СИНТЭК-Западная Сибирь", направленное посредством факсимильной связи (т.1 л.д. 58).
Сообщение было отправлено с телефона 3467 33 78 02, принадлежащего Управлению. Указанное уведомление получено представителем ООО "СИНТЭК - Западная Сибирь" 25.02.2014 (вх. N 5) Тарасовой С.А. (л.д.58), о чем имеется соответствующая запись.
В связи с тем, что законный представитель, либо защитник не явились на составление протокола об административном правонарушении, копии протоколов были направлены в адрес ООО "СИНТЭК - Западная Сибирь".
13.03.2014 уведомлением, направленным по факсу, законный представитель ООО "СИНТЭК - Западная Сибирь" был уведомлен о том, что 19.03.2014 состоится рассмотрение административного дела. Указанное уведомление также было получено 13.03.2014 (вх. N 11) Тарасовой С.А. (л.д.51).
Из положений пункта 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении о составлении протокола, следует учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
В данном случае рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось в присутствии представителя Общества Тарасовой С.А. по доверенности от 01.01.2014 N 1, из которой усматривается предоставление указанному лицу права представлять интересы ООО "СИНТЭК-Западная Сибирь", в том числе, в Федеральной службе Финансово-Бюджетного надзора, в органах государственной муниципальной власти и управления РФ с правом подачи, получения соответствующих документов (л.д. 45).
Таким образом, Обществу были предоставлены процессуальные гарантии, а именно: через уполномоченное лицо до директора Общества доведена информация о дате и времени составления протокола, в связи с чем, Общество посчитало необходимым направить на рассмотрение материалов дела составление протокола своего представителя по доверенности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, такое уведомление Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного производства, является надлежащим. Административный орган принял достаточные меры, направленные на соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Заявитель имел реальную возможность воспользоваться всеми процессуальными правами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том что, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИНТЭК-Западная Сибирь" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.05.2014 по делу N А75-2877/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2877/2014
Истец: ООО "СИНТЭК-Западная Сибирь"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, Территориальный отел Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре