город Воронеж |
|
26 сентября 2014 г. |
N А14-3597/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной Е.Г., помощником судьи Сычевой Е.И.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРКОН-Клиент": Ратушный А.А. по доверенности от 04.07.2014;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области: Степанюгин Р.Ю. по доверенности N 0031-Д от 23.06.2014, Аксенова О.И., по доверенности N 0030-Д от 10.06.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРКОН-Клиент" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2014 по делу N А14-3597/2014 (судья Пименова Т.В.) по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области (ОГРН 1043600060910 ИНН 3664059504) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРКОН-Клиент" (ИНН 3666161609 ОГРН 1093668047164) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области (далее - Управление Роскомнадзора, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРКОН-Клиент" (далее также - ООО "ИНТЕРКОН-Клиент", Общество) по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.07.2014 ООО "ИНТЕРКОН-Клиент" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Принимая указанное решение, суд исходил из доказанности состава административного правонарушения в действиях Общества.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Считает, что законодательно отсутствует обязанность оператора связи и периодичность этой обязанности по выгрузке информации из ЕАИС, а сам факт выгрузки сведений не означает исполнение обязанности по ограничению доступа к интернет-сайтам, сведения о которых, содержатся в реестре.
Ссылается на то, что само по себе неиспользование сервиса ЕАИС не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указывает на то, что протокол мониторинга не содержит сведений о том, что Общество не ограничивало доступ к интернет-сайту в течение суток, что не позволяет установить соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Представитель Управления доводы апелляционной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "ИНТЕРКОН-Клиент" имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 73604 на оказание телематических услуг связи сроком действия до 18.03.2015 года.
В соответствии с пунктом 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 73604 и пунктом 4 раздела ХVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 года N 87, лицензиат обязан обеспечивать предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) прием и передачу телематических электронных сообщений.
Управлением Роскомнадзора по Воронежской области на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 26.12.2012 года N 1420, проведен мониторинг за соблюдением Обществом с ограниченной ответственностью "ИНТЕРКОН-Клиент" обязательных требований и норм в области связи.
В ходе проведенного мониторинга было установлено, что Общество осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии N 73604, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сроком до 18.03.2015 года, с нарушением требований пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", подпункта "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, пункта 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 и пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.
Указанные нарушения выразились в том, что ООО "ИНТЕРКОН-Клиент" не осуществляет регулярную выгрузку информации из ЕАИС в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что, по мнению административного органа означает невыполнение обязанности по ограничению доступа к сайтам, содержащим запрещенную информацию.
Факт осуществления ООО "ИНТЕРКОН-Клиент" деятельности по оказанию телематических услуг связи с нарушением лицензионных требований и условий зафиксирован в протоколе мониторинга от 24.03.2014.
Усматривая в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, должностное лицо Управления Роскомнадзора по Воронежской области 27.03.2014 при надлежащем извещении законного представителя, на основании части 4 статьи 28.3 КоАП РФ составило в отношении ООО "ИНТЕРКОН-Клиент" протокол N 121 об административном правонарушении в сфере связи.
Управление обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Из анализа пункта 5 статьи 46 Закона "О связи", пунктов 1, 3 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Правил создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения ЕАИС), Порядка получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21 февраля 2013 г. N 169), - следует обязанность оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном законом.
При этом, ограничение и возобновление доступа к указанной информации, должно быть осуществлено в течение суток с момента обновления сетевых адресов, доступ к которым, обязан ограничивать оператор связи.
ЕАИС создана для использования, в том числе операторами связи, для систематизации и хранения актуальной информации относительно интернет-сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях возможности оперативного исполнения обязанности по блокированию доступа пользователей к этим сайтам.
Согласно протоколу об административном правонарушении, ООО "ИНТЕРКОН-Клиент" вменяется в вину неосуществление возобновления и ограничения доступа к информации, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке установленном законами "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", и "О связи", которое отождествляется с неисполнением обязанности по ограничению и возобновлению доступа к незаконно распространяемой информации.
При этом, как следует из протокола об административном правонарушении, протокола мониторинга информации, и заявления административного органа, к указанному выводу последний пришел ввиду того, что по результатам мониторинга Единой информационной системы, Управлением Роскомнадзора установлено, что ООО "ИНТЕРКОН-Клиент" авторизовано для использования указанного сервиса 04.12.2012, не осуществляет регулярную выгрузку информации из ЕАИС.
Как следует из пояснений представителя Общества, информацию о доменных именах, сетевых адресах, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возможно получить не только путем выгрузки информации из ЕАИС, но и другими способами.
Административным органом данный довод не опровергнут.
Оснований полагать, что Общество не могло получить необходимую для ограничения и возобновления информацию от иных операторов и выполнить соответствующую обязанность, у суда не имеется.
Вместе с тем, Общество, также, не подтвердило достоверными доказательствами свой довод о том, что соответствующая обязанность по осуществлению ограничения и возобновления доступа им была выполнена без осуществления выгрузки информации ЕАИС.
Доводы участвующих в деле лиц не подтверждены совокупностью достаточных, допустимых доказательств.
Кроме того, апелляционная коллегия полагает руководствоваться следующим.
Правонарушение, ответственность за которое, предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, относится к правонарушениям в сфере порядка осуществления предпринимательской деятельности (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)).
Статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрен трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ИНТЕРКОН-Клиент" не осуществляло выгрузку информации из ЕАИС 24.03.2014 (л.д. 24) и 19.03.2014 (л.д.92), то есть, ограничение и возобновление доступа к информации должно было быть осуществлено Обществом в течение суток - 20.03.2014 и 25.03.2014.
Причем, исходя из существа вмененного нарушения, факт неисполнения соответствующей обязанности может быть установлен как путем отслеживания доступа на соответствующие сайты, так и путем представление оператором доказательств совершения действий, влекущих невозможность посещения запрещенных сайтов.
К административной ответственности ООО "ИНТЕРКОН-Клиент" привлечено судом 08.07.2014, то есть за пределами трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Истечение срока давности исключает производство по делу о привлечении к административной ответственности.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).
Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение арбитражного суда следует отменить, а в удовлетворении заявленного требования - отказать в связи с пропуском срока давности.
Кодекс об административных правонарушениях не разделяет основания прекращения производства по делу на реабилитирующие и не реабилитирующие, в связи с чем, суд полагает правильным ограничиться установлением обстоятельств совершения вмененного деяния без оценки наличия или отсутствия субъективной составляющей состава правонарушения - доказанности вины Общества.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2014 по делу N А14-3597/2014 отменить.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275, части 4.1 статьи 206 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3597/2014
Истец: Управление Роскомнадзора по Воронежской области
Ответчик: ООО "ИНТЕРКОН-Клиент"