г. Пермь |
|
01 октября 2014 г. |
Дело N А50-10360/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гуляковой Г. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр ДОСААФ России" (ОГРН 1115900002195, ИНН 5904988390) - Смертина Л.Н., паспорт, доверенность от 17.12.2013;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532) - Пудова Т.Ю., удостоверение, доверенность от 31.12.2013;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 01 августа 2014 года
по делу N А50-10360/2014,
принятое судьей Алексеевым А.Е.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр ДОСААФ России"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми
о признании недействительным решения от 12.05.2014 N 182,
установил:
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр ДОСААФ России" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, Управление) о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.05.2014 N 182.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.08.2014 требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Пенсионного фонда от 12.05.2014 N 182 и обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Настаивает на правомерности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель учреждения просил в соответствии с письменным отзывом решение суда оставить без изменения, жалобу Управления - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Из материалов дела следует, что 13.03.2014 Пенсионным фондом в отношении заявителя проведена камеральная проверка своевременности представления индивидуальных сведений за 2013 год.
Проверкой установлено, что при сроке представления индивидуальных сведений не позднее 17.02.2014 фактически сведения были представлены учреждением 18.02.2014.
По факту выявленного правонарушения составлен акт камеральной проверки от 13.03.2014 N 182 (л.д. 53-54, т. 1).
12.05.2014 Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 182, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 72 073,34 руб. (л. д. 70-71).
Не согласившись с решением о привлечении к ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, установив отсутствие вины общества в совершении правонарушения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В силу абзаца 2 статьи 1 и пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ заявитель является страхователем и обязан представлять в Пенсионный фонд по месту регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета и сведения о страховом стаже - на основании приказов и иных документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции Федерального закона N 339-ФЗ).
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона N 421-ФЗ от 28.12.2013 г.) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу 01.01.2014, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, изложена в следующей редакции: "За непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах".
Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит норм, регулирующих порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливающей, что Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, при применении ответственности за нарушение, предусмотренное абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следует руководствоваться положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в соответствии с пунктом 1 статьи 40 которого нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Частью 1 ст. 41 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Между тем, вопреки доводам Управления, любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности возможно только при наличии вины.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
В статье 43 Федерального закона N 212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ: обстоятельствами, исключающими вину в совершении правонарушения, фактически признаются любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
Как установлено судом первой инстанции, страхователем были совершены все действия, предусмотренные законодателем, для соблюдения установленных сроков представления необходимых сведений. Сведения за 2013 год были сформированы и направлены обществом 17.02.2014, то есть в установленный срок.
Не получив из Пенсионного фонда подтверждение о доставки и (или) протокол контроля, 18.02.2014 учреждение повторило процедуру представления сведений, которые были получены Пенсионным фондом.
Управлением в организацию, передающую по договору сведения индивидуального учета от заявителя, ООО "Тензор" был направлен запрос о представлении информации о прохождении пакетов, относящихся к документообороту "Сведения ПФР" страхователя Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр ДОСААФ России" за период с 01.01.2014 по 17.02.2014.
В ответ на запрос ООО "Компания Тензор" сообщило, что отчетность была создана в программной оболочке online.sbis.ru 3.6.0.10. Страхователем была произведена отправка отчетности в сторону УПФР в Свердловском районе г. Перми 17.02.2014, но в связи с техническим сбоем не была доставлена. Отчетность была повторно отправлена 18.02.2014 в 21:16:20 (л. д. 47, т.1).
Таким образом, оператор подтвердил отправку сведений страхователем в указанные сроки.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с оценкой суда первой инстанции изложенных обстоятельств, как свидетельствующих об отсутствии вины заявителя. Иного заинтересованным лицом не доказано.
Суд первой инстанции верно указал на то, что совокупность обстоятельств, необходимых и достаточных для установления состава вменяемого учреждению правонарушения отсутствует, что не позволяют суду признать законным привлечение его к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, доводы Управления выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 августа 2014 года по делу N А50-10360/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10360/2014
Истец: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр ДОСААФ России"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ