г. Санкт-Петербург |
|
02 октября 2014 г. |
Дело N А56-81023/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, Е.А.Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Сундюков Д.В. - доверенность от 15.10.2013
от ответчика (должника): предст. Арсентьев В.М. - доверенность N 66 от 27.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-17251/2014, 13АП-17252/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и Амельчук Владимира Александровича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2014 по делу N А56-81023/2013 (судья Королева Т.В.), принятое
по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
третье лицо: Амельчук Владимир Александрович
об оспаривании постановления и представления
установил:
Открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124; адрес: г.Москва, ул. Марксистская, д. 4; далее - ОАО "МТС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах от 23.12.2013 N Ю78-04-03/3507 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления N 78-04-03/3507 от 23.12.2013 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Амельчук Владимир Александрович.
Решением суда от 06.06.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и Амельчук В.А. поданы апелляционные жалобы, в которых указанные лица просят решение суда от 06.06.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное исследование судом обстоятельств дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ОАО "МТС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Амельчук В.А. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 78-04-03/1489 от 31.10.2013 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах проведена внеплановая проверка ОАО "МТС" на предмет соблюдения требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328.
Основанием для проведения проверки послужила жалоба гражданина Амельчук В.А. на нарушение ОАО "МТС" его прав потребителя, выразившихся в необоснованном списании 350 рублей с лицевого счета абонентского номера указанного гражданина.
По результатам проверки административным органом 16.12.2013 составлен акт проверки N 78-04-03/1489 и протокол N Ю78-04-03/1489 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статей 14.7 КоАП РФ.
Как указано в протоколе об административном правонарушении, согласно представленной детализации состоявшихся разговоров по номеру +79112437301 в период с 11.08.2013 по 11.08.2013 гражданин Амельчук В.А. воспользовался услугой мобильного интернета в 12:39:21 и 12:45:40 по Эстонскому времени, что соответствует 13:39:21 и 13:45:40 в часовом поясе региона "Псков". Из материалов дела следует, что в это время гражданин Амельчук В.А. находился на территории Российской Федерации. При этом, согласно представленной детализации состоявшихся разговоров по указанному номеру за 11.08.2013 и объяснению ОАО "МТС" абонентская плата за пользование услугой "БИТ за границей" была начислена, исходя из тарифа международного роуминга.
Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что незаконное удержание ОАО "МТС" денежных средств в сумме 350 руб. за услуги связи, оказанные абоненту на территории Российской Федерации и оплаченные им по тарифу международного роуминга, является обсчетом потребителя и образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Постановлением от 23.12.2013 N Ю78-04-03/3507 ОАО "МТС" привлечено к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. Обществу также выдано представление от 23.12.2013 N 78-04-03/3507 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у административного органа оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ и, как следствие, отсутствии оснований для вынесения оспариваемых постановления и представления.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда от 06.06.2014 в связи со следующим.
Статьей 14.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, состоит в совершении противоправных действий, направленных на обман потребителей, в том числе обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги).
Как следует из оспариваемого постановления, Обществу вменяется обсчет потребителя, выразившийся в незаконном удержании ОАО "МТС" денежных средств в сумме 350 руб. за услуги связи, оказанные абоненту на территории Российской Федерации и оплаченные им по тарифу международного роуминга.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Правила оказания услуг подвижной связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 328 от 25.05.2005 (далее - Правила оказания услуг подвижной связи).
В силу статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно статье 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, 13.01.2004 между ОАО "МТС" и гр. Амельчук В.А. был заключен договор на оказание услуг подвижной связи, положения которого были определены в Условиях оказания услуг подвижной связи "МТС" (далее - Условия "МТС"), а также выбранном абонентом тарифном плане. При заключении договора стороны установили, что подписанием регистрационной формы, абонент подтверждает свое безусловное согласие с Условиями "МТС", являющимися неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 4.1 раздела III Условий "МТС" перечень Услуг, оказываемых Абоненту, определяется выбранным Абонентом Тарифным планом с учетом иных Услуг, заказанных Абонентом дополнительно в соответствии с действующим предложением Оператора или третьих лиц.
В соответствии с пунктами 7.3 и 17.1 Условий "МТС" Абонент вправе в установленном Оператором порядке изменить используемый перечень Услуг, уведомив об этом Оператора письменно или в иной, указанной оператором форме (в том числе с использованием средств факсимильной связи, СМС-сообщений, голосовых или интернет-сервисов Оператора).
Судом установлено, что руководствуясь вышеуказанным условием договора гражданин Амельчук В.А. посредством "Интернет-помощника" уведомил Оператора о подключении услуги "БИТ за границей", предоставляющей получение безлимитного доступа к услуге Интернет в роуминге (л.д.102). Ежедневная плата вышеназванной услуги составляет 350 руб., которая списывается только в случае фактического выхода в Интернет, а именно - при осуществлении первой интернет-сессии в сутки при нахождении в роуминге.
Постановлением Правительства РФ N 63 от 26.01.2000 установлено понятие роуминга - это услуга системы сотовой подвижной связи, обеспечивающая возможность абонентам осуществлять двустороннюю связь без какого-либо предварительного заявления при перемещении из зоны действия одного оператора в зону действия другого, как внутри страны, так и за рубежом.
Согласно пункту 2.17 Условий "МТС" роуминг - предоставляемая Оператором возможность получения Абонентом Услуг с применением указанной в договоре SIM-карты при нахождении в сети связи другого (роумингового) оператора, а также при нахождении Абонента за переделами региона заключения договора. Подробная информация о территории и наименованиях операторов связи, где Абоненту предоставляется Роуминг, указывается Оператором на Сайте Оператора.
Сайт Оператора - ресурс оператора в сети Интернет, размещенный по адресу www.mts.ru, зарегистрированный как средство массовой информации.
В соответствии с пунктом 7.4 Условий "МТС" Абонент вправе выразить свое согласие или отказ от предоставления ему доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами связи при заключении договора Отказ от предоставления Абоненту доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами связи, оформляется путем подачи оператору Абонентом письменного заявления, являющегося неотъемлемой частью договора, либо иным способом, установленным оператором.
Указанное положение договора соответствует подпункту "е" пункта 19 Правил оказания услуг подвижной связи, устанавливающего в качестве существенного условия договора оказания услуг связи, включение в договор согласие абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о связи тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
При оказании услуг международной связи Общество правомерно руководствовалось Регламентом международной электросвязи, принятым Всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии в г.Мельбурне 09.12.1988 и опубликованным в Заключительных актах Конференции (ВАКТТ-88), Женева, 1989 год. Регламент международной электросвязи является одним из основных документов Международного союза электросвязи, что предусмотрено статьей 4 Устава Международного союза электросвязи, ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.1995 N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи".
В соответствии с пунктом 9.2 Регламента международной электросвязи государствам - членам Международного союза следует учитывать соответствующие положения Рекомендаций МККТТ.
01.2009 принята Рекомендация D.93 "Общие принципы тарификации -Начисление платы и учет в службах подвижной связи" (далее - Рекомендация D.93), в пункте 1.3 которой установлено, что станции подвижной связи могут осуществлять роуминг в другой сети подвижной связи общего пользования (PLMN, "Сеть подвижной связи") при последовательном соблюдении двух условий:
- заключения двустороннего соглашения между двумя "Сетями подвижной связи";
- предоставления сетью HPLMN, в которой станция подвижной связи постоянно зарегистрирована возможности роуминга ("Домашняя сеть подвижной связи"),
В случае предоставления Визитной сетью наземной подвижной связи общего пользования услуги роуминг, происходит обеспечение доступа и фиксации данных станции подвижной связи, совершающей роуминг, с тем, чтобы иметь возможность направлять всю необходимую информацию для выставления счетов (пункт 1.2 Рекомендации D.93).
Услуги роуминга между ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и Radiolinija Eesti AS (Эстония) осуществляются на основании соглашения "О международном роуминге GSM" (л.д.139-170).
Согласно части 2 статьи 54 Закона о связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 14.4 Условий "МТС" расчеты за предоставленные услуги в Роуминге производятся по мере поступления в АСР сведений об оказанных услугах от других операторов.
Как следует материалов дела, согласно представленной детализации состоявшихся разговоров по номеру +79112437301 11.08.2013 гражданин Амельчук В.А. воспользовался услугой мобильного интернета в 12:39:21 и 12:45:40 по Эстонскому времени, что соответствует 13:39:21 и 13:45:40 в часовом поясе региона "Псков" (л.д.178).
При этом, согласно показаниям АСР компании ОАО "МТС", вышеуказанный абонентский номер в указанное время 11.08.2013 был зарегистрирован в сети оператора "Elisa Eesti" Эстония. По абонентскому номеру был зафиксирован выход в интернет, сумма начислений за который составила 350 рублей, в соответствии с тарифами услуги "БИТ за границей", подключенной абонентом.
В пункте 2.17 Условий "МТС" стороны определили, что подробная информация о территории и наименованиях операторов связи, где Абоненту предоставляется Роуминг, указывается Оператором на Сайте Оператора.
При этом, в силу пункта 8.2 Условий "МТС" Абонент обязан ознакомиться с настоящими Условиями, Зоной радиопокрытия сети, перечнем возможных Услуг, тарифами на Услуги (в том числе тарифами на Услуги при пользовании Роумингом) и информацией о настройках Абонентского оборудования до начала пользования Услугами.
На интернет сайте Оператора по адресу http://www.spb.mts.ru/roaming/mobile_phone/i_roaming/geography/ размещена информация о тарифах на роуминг.
В связи с особенностью радиотелефонной (мобильной) связи, как географически не фиксированной в отличие от стационарной связи, возможность нахождения на территории Псковской области, учитывая особенности региона (близость с границами других государств), в зоне радиопокрытия других операторов связи не исключается.
В связи с этим на официальном сайте МТС (http://www.mts.by/roaming/i_roaming/howtoget/) размещена информация о том, что ОАО "МТС" не несёт ответственности за качество и зону покрытия операторов-партнёров по роумингу. И если в настройках телефонного аппарата Абонента установлен режим автоматического выбора сети и подключена услуга "Роуминг", то и в приграничных районах Абонент может зарегистрироваться в сети оператора-партнёра МТС по роумингу. Это может произойти в случае, если сигнал базовой станции зарубежного оператора окажется достаточным для того, чтобы принимать и совершать звонки. В результате все такие вызовы будут рассчитаны по роуминговым тарифам.
Как установлено судом, гражданин Амельчук В.А. 11.08.2013 находился в приграничной территории Российской Федерации, при этом на его абонентском оборудовании с включенной в него SIM-картой абонента был установлен режим автоматического выбора сети, который позволяет при включении абонентского оборудования автоматически зарегистрироваться в сети Оператора с более высоким уровнем сигнала в данном месте.
Доказательства того, что абонент в порядке, установленном пунктом 7.4 Условий "МТС", отказался от предоставления ему доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами, ни административным органом, ни абонентом Амельчук В.А. не представлено. При этом, в силу пункта 8.2 Условий "МТС" именно на Абонента возложена обязанность ознакомиться с информацией о настройках Абонентского оборудования до начала пользования Услугами (в том числе о режиме автоматического или ручного выбора сети).
Пунктом 8.5 Условий "МТС" установлено, что действия, направленные на получение услуг, совершенные с абонентским оборудованием, с включенной в него SIM-картой абонента, считаются совершенными от имени и в интересах абонента.
Вышеуказанное положение не противоречит части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Таким образом, административным органом не установлено и не доказано, что заявитель допустил обман (обсчет) потребителя (гражданина Амельчув В.А.), то есть взимание с потребителя большей суммы, нежели обусловлено условиями заключенного с потребителем договора.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у административного органа оснований для привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ, в связи с чем правомерно признал незаконным и отменил постановление от 23.12.2013 N Ю78-04-03/3507 по делу об административном правонарушении, а также представление от 23.12.2013 N 78-04-03/3507 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда от 06.06.2014 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 июня 2014 года по делу N А56-81023/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и Амельчук Владимира Александровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81023/2013
Истец: ОАО "Мобильные ТелеСистемы"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
Третье лицо: Амельчук Владимир Александрович