г. Ессентуки |
|
01 октября 2014 г. |
Дело N А63-2758/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России", на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2014 по делу N А63-2758/2014,
по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице филиала ОАО "Сбербанк России" - Северо-Кавказского банка, г. Ставрополь
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508, ИНН 2634003887,
третье лицо: индивидуальный предприниматель Тищенко А.Г., г. Ставрополь,
о признании недействительным и отмене решения антимонопольного органа от 20.01.2014 в части признания Северо-Кавказского банка ОАО "Сбербанк России" нарушившим требование ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а именно предъявление к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице филиала ОАО "Сбербанк России" - Северо-Кавказского банка - Малыгин Р.С. по доверенности от 19.05.2014 N СКБ-09/608 и Пешкова И.Ю. по доверенности от 26.06.2014 N СКБ - 09/846;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Лазебный А.Ю. по доверенности от 09.01.2014 N 03/10.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице филиала ОАО "Сбербанк России" - Северо-Кавказского банка (далее - Северо-Кавказский банк ОАО "Сбербанк России") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - Управление, антимонопольный орган) при участии третьего лица: индивидуального предпринимателя Тищенко А.Г., о признании недействительным и отмене решения антимонопольного органа от 20.01.2014 в части признания Северо-Кавказского банка ОАО "Сбербанк России" нарушившим требование ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а именно предъявление к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Решением суда от 24 июня 2014 года в удовлетворении заявленного требования открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице филиала ОАО "Сбербанк России" - Северо-Кавказского банка, г. Ставрополь, о признании недействительным и отмене решения антимонопольного органа от 20.01.2014 в части признания Северо-Кавказского банка ОАО "Сбербанк России" нарушившим требование ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а именно предъявление к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, отказано.
Решение мотивированно законностью и обоснованностью оспариваемого ненормативного акта. Суд пришел к выводу, что банк при проведении торгов применил критерий оценки, не предусмотренный документацией.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Сбербанк России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что вывод суда является неправомерным, поскольку пунктом 5.3 Положения о закупках ОАО "Сбербанк России" предусмотрено право устанавливать иные критерии; в соответствии с этим банк правомерно установил критерий наличия негативной деловой репутации и применил его при рассмотрении заявки индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель УФАС по СК поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2014 по делу N А63-2758/2014, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что в антимонопольный орган поступило обращение ИП Тищенко А.Г. на действия организатора открытого электронного аукциона N 31300635820 проводимого в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) Северо-Кавказского банка ОАО "Сбербанк России" на право заключения договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд Северо-Кавказского банка ОАО "Сбербанк России".
По фактам, изложенным в жалобе, Управлением проведена проверка, по результатам которой 20.01.2014 вынесено оспариваемое решение, в соответствии с которым указанная жалоба, признана обоснованной, Северо-Кавказский банк ОАО "Сбербанк России" признан нарушившим требование части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в части предъявления к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Кроме того пунктом 3 оспариваемого решения Управления Северо-Кавказский банк ОАО "Сбербанк России" признан нарушившим требование пункта 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в части нарушения 3-х дневного срока размещения протоколов, составленных в ходе закупки.
Считая вышеуказанное решение Управления в части признания заявителя нарушившим требования части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ незаконным, СевероКавказский банк ОАО "Сбербанк России" обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в аукционной документации должны быть указаны требования, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки.
Как следует из материалов дела в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ Банком разработано, утверждено и опубликовано в установленном порядке Положение о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348 (далее - Положение). Согласно п. 4.1.1 Положения Банк вправе устанавливать в документации о закупке требования к участникам, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определять перечень необходимых документов, подтверждающих соответствие этим требованиям.
Банк не вправе предъявлять к участникам закупки, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (п. 4.1.6 Положения).
Раздел 5 Положения содержит требования, предъявляемые к участникам закупочных процедур. П. 5.1 и 5.2 Положения содержат перечни требований, предъявляемых к участникам закупочной процедуры. При этом согласно п. 5.3 Положения иные дополнительные требования могут устанавливаться закупочной документацией.
Согласно 2-му буллиту п. 4.4 Приложения N 2 к аукционной документации основанием для отклонения заявки участника проводимых торгов является наличие негативной информации в отношении его деловой репутации. При этом данное условие не содержит ограничений перечня источников для получения информации о деловой репутации участника. Данные сведения могут быть получены любыми законными способами.
23 октября 2013 года решением конкурсной комиссии по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг Банка была утверждена документация на проведение открытого электронного аукциона, которая вместе с извещением о проведении закупочной процедуры была размещена на официальном сайте.
В открытом электронном аукционе, проведенном в соответствии с аукционной документацией 19.11.2013 на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", приняли участие претендента: ИП Тищенко А.Г., ООО фирма "Дварис", ЗАО "УАЗ-Сервис" и ИП Кличенко А.В. Лучшее ценовое предложение было представлено участником ИП Тищенко А.Г. (предложенная цена - 400 руб. норма-час).
При рассмотрении поступивших заявок было аукционной комиссией установлено, что в отношении участника аукциона - ИП Тищенко А.Г. выявлена негативная информация, свидетельствующая о недобросовестных действиях со стороны контрагента - ИП Тищенко А.Г (его сотрудников).
Данные сведения отражены в акте служебного расследования от 04.09.2012, проведенного в отношении сотрудников Банка с целью установления правомерности расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом автотранспорта, организованным сектором транспорта и материально-технического снабжения Банка, в т. ч. у ИП Тищенко А.Г.
В ходе проведенного служебного расследования Банком были выявлены факты составления актов выполнения ремонтных работ в периоды, когда транспортные средства Банка не могли находиться на станции технического обслуживания ИП Тищенко А.Г. (транспортные средства находились в плановых рейсах), а также иные обстоятельства, которые могут свидетельствовать о возможной причастности работников данного участника к совершению совместно с сотрудниками Банка действий, повлекших для Банка необоснованные финансовые затраты, поскольку в качестве основания для проведения необоснованных платежей предоставлялись документы о выполнении работ, оформленные сотрудниками ИП Тищенко А.Г. Изложенные выводы подтверждаются представленной выпиской из акта служебного расследования Банка от 04.09.2012.
Выявленные в ходе служебного расследования факты послужили для Банка основанием для признания их негативной информацией и отклонения заявки участника закупочной процедуры на основании п. 5.4 аукционной документации.
В то же время, в соответствии с пунктом 5.1 Положения о закупках ОАО "Сбербанк России" участник закупочной процедуры должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки продукции, являющейся предметом закупки, в том числе: быть правомочным заключать договор; обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора; обладать необходимыми сертификатами на продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или банкротства; не являться юридическим или физическим лицом, на имущество которого наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность которого приостановлена; не иметь за прошедший календарный год задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; обладать профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции; генеральный директор и главный бухгалтер юридического лица, являющегося участником, не должны иметь непогашенной или неснятой судимости в сфере экономики;
участник не должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом N 223 -ФЗ.
Данный перечень является закрытым, в плане соответствия заявки участника требованиям условий процедур торгов, проводимых ОАО "Сбербанк России".
Пунктом 6.1 Положения о закупках установлено, что при определении победителя закупочных процедур применяются следующие критерии оценки заявок участников:
цена продукции;
функциональные характеристики, потребительские свойства и/или качественные характеристики продукции;
условия оплаты продукции (срок оплаты, размер аванса);
условия поставки продукции (сроки поставки, порядок доставки);
квалификация участника (опыт и репутация, обеспеченность производственными мощностями, технологическим оборудованием, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для производства товара, поставка которого является предметом договора, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора);
расходы на эксплуатацию товара;
расходы на техническое обслуживание товара;
объем и срок предоставления гарантий качества продукции (в том числе наличие (разветвленность) сети гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания).
Данный перечень так же является закрытым, в плане оценки заявок участников процедур торгов, проводимых ОАО "Сбербанк России".
Положение о закупках ОАО "Сбербанк России" не содержит такого основания отклонения, как наличие негативной информации в отношении деловой репутации участника торгов.
Данное требование установлено исключительно во 2-м буллите п. 4.4 Приложения N 2 к аукционной документации открытого электронного аукциона N 31300635820 проводимого Банком в рамках Закона N 223-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Действия организатора открытого электронного аукциона N 31300635820 проводимого Северо-Кавказским банком ОАО "Сбербанк России" на право заключения договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд Северо-Кавказского банка ОАО "Сбербанк России", не соответствуют требованиям части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Представленные в материалы дела доказательства в полной мере свидетельствуют о том, что оспариваемые акты соответствуют закону (первое условие) и не нарушают права и законные интересы заявителя (второе условие).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что банк при определении победителя вправе применить критерий наличие негативной информации, отклоняется, как пунктом 6.1 Положения о закупках установлено закрытый перечень критериев, не содержащий критерия наличия негативной информации об участнике. Поскольку Положение было опубликовано и доступно для участников, любой из них был вправе требовать применения тех критериев, которые прямо обозначены. Кроме того, банк не представил доказательств того, что указанные в служебной записке факты имели место по вине предпринимателя, а не в результате злоупотребления правом со стороны банка в лице его сотрудников.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2014 по делу N А63-2758/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2014 по делу N А63-2758/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2758/2014
Истец: ОАО "Сбербанк России", ОАО "Сбербанк России" в лице филиала ОАО "Сбербанк России" - Северо-Кавказского банка
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: ООО "Дварис", Тищенко Александр Геннадьевич, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю