г. Хабаровск |
|
02 октября 2014 г. |
А16-622/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Валдгейм ЖКХ": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Валдгейм ЖКХ"
на решение от 10.06.2014
по делу N А16-622/2014
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Столбовой С.К.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1047900045016, ИНН 7901111125)
к обществу с ограниченной ответственностью "Валдгейм ЖКХ" (с. Валдгейм Биробиджанского района Еврейской автономной области, ОГРН 1127907000396, ИНН 7906505162)
о взыскании 161 847 рублей 32 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее - Управление Росприроднадзора по ЕАО) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Валдгейм ЖКХ" (далее - ООО "Валдгейм ЖКХ", общество) платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 161 847,32 рубля за 2013 год.
Решением от 10.06.2014 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме. С ООО "Валдгейм ЖКХ" взыскал в доход бюджета 161 847 рублей 32 копейки, плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год. Кроме того, взыскал с общества в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 5 855 рублей 42 копейки.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Валдгейм ЖКХ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Управление Росприроднадзора по ЕАО в представленном отзыве просило решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции. Управление Росприроднадзора по ЕАО заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Валдгейм ЖКХ" в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов, сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и на рельеф.
Управление Росприроднадзора по ЕАО произвело перерасчет платежей за 2013 год с учетом пятикратного повышающего коэффициента. Согласно названному расчёту сумма долга составила 161 847,32 рубля, из которых: 144303,08 рубля - за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 24780, 24 рубля - за выброс загрязняющих веществ в водные объекты; 8683,00 рубля - размер платы за прочие негативные воздействия на окружающую природную среду, в том числе 239 рублей - за выбросы от передвижного объекта; 8 444 рублей за размещение отходов.
Всего поступило от общества на счет Управления 15 919 рублей. В этой связи сумма долга составила 161 847,32 рубля.
Управление Росприроднадзора по ЕАО 19.03.2014 исх. N 07-04/718 направило в адрес предприятия требование о погашении недоимки в срок до 25.03.2014.
Невыполнение вышеназванного требования явилось основанием для обращения уполномоченного органа в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 (далее - Закон N 7-ФЗ)негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу пунктов 2, 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утверждёнными Минприроды РФ от 26.01.1993 (далее - Инструктивно-методические указания), конкретизируется применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, на основе Порядка от 28.08.1992 N 632.
Согласно пункту 1.3 части 1 Инструктивно-методических указаний, плата за загрязнение окружающей среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 функции администратора указанного вида платежа и полномочия по контролю и надзору за негативным воздействием на окружающую среду переданы от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Из материалов дела следует, что общество в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в связи с чем оно обязано вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Материалами дела подтверждается, что у ООО "Валдгейм ЖКХ" образовалась недоимка по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 года в размере 161 847,32 руб.
Поскольку на дату рассмотрения спора в суде доказательства уплаты недоимки в бюджет обществом не представлены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Управления Росприроднадзора по ЕАО о взыскании с ООО "Валдгейм ЖКХ" задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на него меры имущественной ответственности в виде повышающего пятикратного коэффициента при расчете платы общества за загрязнение окружающей природной среды, ввиду отсутствия вины в неполучении соответствующего разрешения, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, юридическая сила которого подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0, утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16, пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс загрязняющих веществ в водные объекты относится к видам негативного воздействия на окружающую среду и допускается только при наличии разрешения, выданного органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В случае отсутствия у природопользователя данного разрешения вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, а при расчете платы за загрязнение окружающей природной среды применяется пятикратный повышающий коэффициент (пункты 5, 6 Порядка).
Таким образом, законодатель установил повышающий пятикратный коэффициент к ставке платы за сам факт отсутствия разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ без разрешения, не предусмотрев норм, позволяющих учитывать отсутствие вины и другие обстоятельства, как это, например, предусмотрено при возмещении вреда, причиненного окружающей среде нарушениями природоохранного законодательства.
Факты отсутствия у ООО "Валдгейм ЖКХ" разрешения на выброс в 2013 и осуществление сброса загрязняющих веществ без разрешения в указанный год подтверждаются материалами дела и обществом не отрицаются.
Пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 предусмотрено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Платежи за негативное воздействие взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Платежи носят компенсационный характер, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Следовательно, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с ООО "Валдгейм ЖКХ" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10.06.2014 по делу N А16-622/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Валдгейм ЖКХ" (с. Валдгейм Биробиджанского района Еврейской автономной области, ОГРН 1127907000396, ИНН 7906505162) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-622/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области
Ответчик: ООО "Валдгейм ЖКХ"