г. Чита |
|
2 октября 2014 г. |
Дело N А19-3250/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С., в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвёртом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле, при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Иркутской области:
от ОАО "Аэропорт Усть-Кут": Самороков Ю.П., генеральный директор; Скобелев С.В., доверенность от 27 марта 2014 года N 1.11-229; Прокопьева Л.М., доверенность от 25 марта 2014 года N 1.11-230-4,
от ВС МТУ ВТ ФАВТ: Бурахович В.Л., руководитель; Великсанова Е.В., доверенность от 15 сентября 2014 года; Пензина С.В., доверенность от 14 июля 2014 года,
от Службы по тарифам Иркутской области: не было (извещена),
с участием судьи Арбитражного суда Иркутской области, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Седых Н.Д., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Шипициной Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2014 года по делу N А19-3250/2014 по заявлению Открытого акционерного общества "Аэропорт Усть-Кут" (адрес места нахождения: Иркутская область, г. Усть-Кут, Аэропорт; ОГРН 1023802082061, ИНН 3818000013) к Восточно-Сибирскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 97; ОГРН 1083808011330, ИНН 3808182646) о признании незаконными действий,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Службы по тарифам Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1а; ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928),
(суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.)
и установил:
Открытое акционерное общество "Аэропорт Усть-Кут" (далее - ОАО "Аэропорт Усть-Кут", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации), к Восточно-Сибирскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - ВС МТУ ВТ ФАВТ, Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в закрытии 6 февраля 2014 года зарегистрированных ставок аэропортовых сборов на взлет-посадку в размере 2402 руб./т, авиационную безопасность в размере 672 руб./т, тарифа на обслуживание пассажиров в размере 199 руб./пас.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2014 года (т. 1, л.д. 201-202) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2014 года заявленные Обществом требования удовлетворены, действия Управления по закрытию 6 февраля 2014 года зарегистрированных ставок аэропортовых сборов на взлет-посадку в размере 2402 руб./т, авиационную безопасность в размере 672 руб./т, тарифа на обслуживание пассажиров в размере 199 руб./пас. признаны незаконными. Одновременно суд первой инстанции обязал ВС МТУ ВТ ФАВТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ВС МТУ ВТ ФАВТ обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, в связи с тем, что ОАО "Аэропорт Усть-Кут" не было внесено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, однако при этом осуществляет деятельность в сфере услуг в аэропортах, в отношении такой организации, в частности, при установлении ставок аэропортовых сборов на взлет-посадку, авиационную безопасность и тарифа на обслуживание пассажиров должно осуществляться государственное регулирование.
Во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 7 августа 2014 года лицами, участвующими в деле, представлены дополнительные документы:
- от ОАО "Аэропорт Усть-Кут" - пояснения N 1-11-132 от 10 сентября 2014 года, копия приказа Федеральной службы по тарифам от 18 июля 2014 года N 1161-т "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль", копия уведомления Федеральной службы по тарифам от 21 июля 2014 года N 4-6448, копия определения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5393/2014 от 19 августа 2014 года, копия определения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10897/2014 от 12 августа 2014 года, копия постановления о возбуждении исполнительного производства N 23940/14/38036-ИП от 19 августа 2014 года, копия постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30 августа 2014 года, копия решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7010/2014 от 6 августа 2014 года, копия определения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7010/2014 от 1 июля 2014 года, копия определения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12470/2014 от 8 августа 2014 года, копии определений Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11027/2014 от 12 и 18 августа 2014 года, копия искового заявления ФГУП "УВО Минтранса России" от 16 июля 2014 года N 609, копия письма ОАО "Аэропорт Усть-Кут" N 1.11-598 от 25 августа 2014 года, копия телеграммы от 25 августа 2014 года, копия письма Службы по тарифам Иркутской области от 1 сентября 2014 года N 79-37-2782/14, копия письма Федеральной службы по тарифам от 1 сентября 2014 года N ТС-9492/10, копия письма Службы по тарифам Иркутской области от 5 сентября 2014 года N 79-37-2831/14, копия приказа Федеральной службы по тарифам от 24 июня 2009 года N 135-т/1.
- от ВС МТУ ВТ ФАВТ - пояснения по делу от 17 сентября 2014 года N 1.36-650, копия уведомления Федеральной службы по тарифам от 22 августа 2014 года N 4-7264, копия приказа Федеральной службы по тарифам от 18 июля 2014 года N 1161-т "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль", копия письма ВС МТУ ВТ ФАВТ от 14 августа 2014 года N 1.36-577, копия служебной записки от 5 февраля 2014 года.
На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции возвращает Управлению копию служебной записки от 5 февраля 2014 года, приложенную к пояснениям по делу, в связи с отсутствием ходатайства о ее приобщении к материалам дела.
При отсутствии возражений со стороны представителей лиц, участвующих в деле, иные дополнительные документы, представленные ОАО "Аэропорт Усть-Кут" и ВС МТУ ВТ ФАВТ во исполнение определения от 7 августа 2014 года, суд апелляционной инстанции приобщает к материалам дела.
В письменном отзыве N 1-11-132 от 30 июля 2014 года на апелляционную жалобу, дополнительных пояснениях к нему N 1.11-132 от 6 августа 2014 года и возражениях на пояснения N 1-11-132 от 24 сентября 2014 года ОАО "Аэропорт Усть-Кут" выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания Служба извещена надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200277718164, а также отчетами о публикации 17 июля и 8 августа 2014 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об отложении судебного разбирательства, однако своего представителя в судебное заседание не направила, заявив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и дополнительных пояснений к отзыву, выслушав представителей Общества и Управления, изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Аэропорт Усть-Кут" зарегистрировано в качестве юридического лица 23 мая 1996 года, впоследствии ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1023802082061 (т. 1, л.д. 51).
Согласно Уставу ОАО "Аэропорт Усть-Кут" основными видами осуществляемой Обществом деятельности являются обеспечение выполнения в зоне аэропорта требований, установленных действующим законодательством и нормативными актами в области безопасности полетов, обслуживания воздушных судов, пассажиров, почты и грузов выполнение работ и услуг по обслуживанию в аэропорту воздушных судов, независимо от их принадлежности, в том числе обслуживание пассажиров, багажа, обработка грузов и другие услуги (т. 1, л.д. 11-50).
29 ноября 2013 года Общество направило в ВС МТУ ВТ заявку (т. 1, л.д. 77) для регистрации и дальнейшей трансляции в Центр расписания и тарифов (далее - ЦРТ) с введением в действие с 1 января 2014 года ставок аэропортовых сборов:
- за взлет-посадку в размере 2402 руб./т,
- за авиационную безопасность в размере 672 руб./т,
- тарифа на обслуживание пассажиров в размере 199 руб./пас.
Кроме того, 6 декабря 2013 года Общество обратилось с заявлением N 1.11-930 в Службу в целях согласования для Управления регистрации ставок аэропортовых сборов (т. 1, л.д. 68).
16 января 2014 года Управление, зарегистрировав ставки сборов и тарифа, направило заявку Общества в ЦРТ для дальнейшего внесения аэропортовых сборов за взлет-посадку, авиационную безопасность и тарифа на обслуживание пассажиров с введением в действие с 15 февраля 2014 года в Центральный банк сборов и тарифов и их опубликования (т. 1, л.д. 78).
Письмом от 21 января 2014 года N 79-37-162/14 Служба сообщила, что Общество не включено в реестр естественных монополий на транспорте, поэтому у Службы отсутствуют основания для утверждения (согласования) в отношении ОАО "Аэропорт Усть-Кут" ставок сборов и платы (т. 1, л.д. 69).
Однако 6 февраля 2014 года ЦРТ на основании телеграммы ВС МТУ ВТ закрыло регистрацию ранее поданных в заявке аэропортовых ставок (т. 1, л.д. 77).
На запрос Общества о причинах закрытия ставок сборов в письме от 7 февраля 2014 года N 1.36-72 Управление пояснило, что на основании письма Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 января 2014 года N 549 в отношении ОАО "Аэропорт Усть-Кут" должны применяться меры государственного регулирования в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), в связи чем должно быть прекращено действие ставок сборов и тарифов, зарегистрированных в ЦБС, но не утвержденных соответствующими регулирующими органами (т. 1, л.д. 80-81).
Не согласившись с действиями Управления по закрытию зарегистрированных ставок аэропортовых сборов на взлет-посадку, авиационную безопасность и тарифа на обслуживание пассажиров, ОАО "Аэропорт Усть-Кут" оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых действий Управления, исходя из следующего.
Статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс) предусмотрено, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 1).
Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (часть 2).
Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (часть 3).
Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" утверждены Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - приказ N 241).
Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах, воздушном пространстве Российской Федерации и над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации, воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, пользующихся услугами на маршрутах и(или) в аэропортах (пункт 1.1 приказа N 241).
Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации ГА), на основании сертификатов и лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 приказа N 241).
Ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание устанавливаются для каждой организации ГА и для каждого аэропорта (сооружения аэропорта) отдельно (пункт 1.9 приказа N 241).
Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание, цены на материально-технические ресурсы, а также понижающие коэффициенты, применяемые организациями ГА в соответствии с пунктами 2 и 8 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, регистрируются и (или) публикуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1.10 приказа N 241).
Организации ГА, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечивают формирование ставок сбора за аэронавигационное обслуживание, ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы (пункт 1.11 приказа N 241).
Взимание и применение не зарегистрированных и (или) не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, цен на материально-технические ресурсы, не допускается (пункт 9 приказа N 241).
Согласно разделу III утвержденного приказом N 241 Перечня и правил формирования тарифов и сборов к аэропортовым сборам, в частности, относятся:
- сбор за взлет-посадку (устанавливается за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме и (или) посадочной площадке);
- сбор за обеспечение авиационной безопасности (включает в себя осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту; охрану контролируемой территории аэропорта, включая охрану воздушных судов на стоянках и объектов жизнеобеспечения аэропорта; досмотр членов экипажей воздушных судов; досмотр пассажиров и ручной клади; досмотр багажа и др.).
В соответствии с пунктом 4.1 приказа N 241 тариф за обслуживание пассажиров относится к тарифам за наземное обслуживание и включает в себя услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров и обработке багажа (без использования технических и транспортных средств).
13 апреля 2011 года Минтрансом за N НА 1.15 утвержден Порядок регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и цен на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации (далее - Порядок N НА 1.15).
Названный Порядок устанавливает основные требования к регистрации и опубликованию ставок на аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов и цен на материально-технические ресурсы (пункт 1.1), а его требования являются обязательными, в том числе, для аэропортов и территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России (далее - ТО ВТ), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.2).
Ставки сборов и тарифы, подлежащие регистрации и опубликованию регистрируются по аэропортам не федерального значения соответствующими ТО ВТ. Опубликование регистрируемой информации осуществляется ЦРТ (пункт 2.4 Порядка N НА 1.15).
Согласно пункту 2.5 Порядка N НА 1.15 применение незарегистрированных и (или) неопубликованных ставок сборов и тарифов не допускается.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка N НА 1.15 регистрации и опубликованию подлежат ставка сбора за взлет-посадку, сбора за обеспечение авиационной безопасности и тариф на обслуживание пассажиров.
Формирование реестра и единого банка данных по организациям, выполняющим обслуживание воздушных судов, производится на основании заявок организаций, являющихся юридическими лицами и имеющих лицензию (временное разрешение, сертификат) на выполнение работ (услуг) по обслуживанию воздушных судов в аэропортах не федерального значения, подведомственных различным ТО ВТ, направляется отдельно в соответствующие ТО ВТ (пункт 4.1.2 Порядка N НА 1.15).
Проверка соответствия заявки лицензионным (сертификационным) требованиям обеспечивается ТО ВТ и ЦРТ в соответствии с установленными в пункте 4.1.2 настоящего Порядка разделением полномочий (пункт 4.1.3 Порядка N НА 1.15).
Пунктом 4.2.1 Порядка N НА 1.15 предусмотрено, что после утверждения соответствующими регулирующими органами и на основании заявок организаций ставки сборов и тарифов регистрируются.
Для регистрации ставок и тарифов по аэропорту не федерального значения заявка направляется в соответствующий ТО ВТ (пункт 4.2.2 Порядка N НА 1.15).
Регистрация ставок сборов и тарифов при их увеличении, производится не менее, чем за 30 дней до ввода их в действие (пункт 4.2.3 Порядка N 1.15).
Зарегистрированные ТО ВТ ставки сборов и тарифы в течение суток направляются в ЦРТ для ведения единого банка данных и доведения информации до пользователей (пункт 4.2.6 Порядка N НА 1.15).
Прекращение действия зарегистрированной и опубликованной информации производится на основании решения ГСГА (ТО ВТ) или сообщения организации (пункт 5.2 Порядка N НА 1.15).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа Восточно-Сибирского филиала Сибирского окружного управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 8 апреля 2008 года N 2 аэропорт Усть-Кут имеет статус "Аэропорт местных воздушных линий" (т. 1, л.д. 85)
ОАО "Аэропорт Усть-Кут" имеет действующие сертификаты на все виды аэропортовой деятельности (т. 1, л.д. 158-159).
Руководствуясь приведенными выше положениями Порядка N НА 1.15, ОАО "Аэропорт Усть-Кут" (аэропорт не федерального значения) представило соответствующую заявку для регистрации в ВС МТУ ВТ и дальнейшего внесения ЦРТ ставок сборов и тарифов в Центральный банк сборов и тарифов и их опубликования.
Первоначально зарегистрировав ставки сборов и тарифа и направив заявку Общества в ЦРТ для дальнейшего внесения аэропортовых сборов за взлет-посадку, авиационную безопасность и тарифа на обслуживание пассажиров с введением в действие с 15 февраля 2014 года в Центральный банк сборов и тарифов и их опубликования, Управление впоследствии (6 февраля 2014 года) закрыло зарегистрированные ставки аэропортовых сборов на взлет-посадку в размере 2402 руб./т, авиационную безопасность в размере 672 руб./т, тарифа на обслуживание пассажиров в размере 199 руб./пас.
При этом из письменного ответа Управления на соответствующий запрос Общества следует, что единственным основанием для закрытия ставок сборов послужило письмо Иркутского УФАС от 28 января 2014 года N 549 о том, что ОАО "Аэропорт Усть-Кут" не включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте и в отношении него должны применяться меры государственного регулирования в соответствии со статьей 6 Закона о естественных монополиях (т. 1, л.д. 80).
По мнению суда апелляционной инстанции, при совершении оспариваемых действий Управлением не было учтено следующее.
Статья 6 Закона о естественных монополиях предусматривает лишь методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 установлено, что обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, обеспечение авиационной безопасности и обслуживание пассажиров относится к перечню услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Согласно статье 3 Закона о естественных монополиях субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Необходимым условием для признания хозяйствующего субъекта субъектом естественных монополий является, в том числе, включение его в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.
В рассматриваемом случае на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции (и вплоть до 18 июля 2014 года) ОАО "Аэропорт Усть-Кута" не было включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (т. 1, л.д. 124-125) и, соответственно, в отношении него в период возникновения спорных правоотношений не осуществлялось государственное регулирование и контроль.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на основании пунктов 6 и 10 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 (далее - Положение N 950), государственному регулированию аэропортов подлежат все организации, осуществляющие деятельность в сфере услуг в аэропортах, как включенные, так и не включенные в перечень (реестр) субъектов естественных монополий на транспорте, поэтому контроль за деятельностью организаций, включенных в такой Реестр, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, а контроль организаций, не вошедших в Реестр естественных монополий, осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Действительно, пунктом 6 Положения N 950 предусмотрено, что государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 10 Положения N 950 органы регулирования осуществляют государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий в сферах, указанных в пункте 4 этого Положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением контроля деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом первой инстанции, 21 января 2010 года ОАО "Аэропорт Усть-Кут" обращалось в Федеральную службу по тарифам с заявлением N 111-24 о включении в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (т. 1, л.д. 65).
Однако письмом от 10 августа 2010 года N 4-1910 Федеральная служба по тарифам отказала Обществу во включении его в соответствующий реестр и указала, что государственное регулирование и контроль в отношении организации должен осуществляться на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (т. 1, л.д. 66-67).
6 декабря 2013 года ОАО "Аэропорт Усть-Кут" обратилось в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением N 1.11-930 в целях согласования для Управления регистрации ставок аэропортовых сборов (т. 1, л.д. 68).
Как отмечалось выше, в письме от 21 января 2014 года N 79-37-162/14 (т. 1, л.д. 69) Служба указала, что Общество не включено в реестр естественных монополий на транспорте, поэтому у Службы отсутствуют основания для утверждения (согласования) в отношении ОАО "Аэропорт Усть-Кут" ставок сборов и платы.
В связи изложенным довод Управления о том, что Общество бездействовало относительно включения его в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, является несостоятельным.
Письмом Федеральной службы по тарифам от 20.07.2012 N ТС-5653/10 "О регистрации цен (тарифов, сборов и плат) на услуги в аэропортах" также предусмотрена возможность для субъектов естественных монополий, в отношении которых принято решение о введении государственного регулирования в соответствии с Законом о естественных монополиях, и поставщиков аэронавигационных услуг, по которым еще не принято решение регулирующего органа об установлении цен (тарифов, сборов и плат), первоначально, до установления цен (тарифов, сборов и плат) соответствующими регулирующими органами, а также для субъектов естественных монополий, в отношении которых не принято решение о введении государственного регулирования в соответствии с Законом о естественных монополиях, осуществлять регистрацию цен (тарифов, сборов и плат) на услуги, подлежащие государственному ценовому регулированию на основании заявок организаций.
Не получив утверждения тарифов регулирующими органами (Федеральной службой по тарифам и Службой по тарифам Иркутской области) по причине отсутствия Общества в Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, ОАО "Аэропорт Усть-Кут" обоснованно обратилось с заявкой для регистрации аэропортовых сборов и тарифов в ВС МТУ ВТ.
Довод Управления о превышении заявленными Обществом ставками сборов и тарифов уровня рентабельности суд апелляционной инстанции не принимает во внимание по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - Постановление N 293) минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.
Согласно подпункту в) пункта 12 Постановления N 293 для расчета тарифов определяется размер необходимой валовой выручки, при этом учитываются: нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для оказания соответствующих услуг субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов, утверждаемой Федеральной службой по тарифам в установленном порядке.
По утверждению Общества, не опровергнутому Управлением, размеры ставок сборов и тарифов не являются максимальными по сравнению с другими аэропортами на территории Иркутской области, а рентабельность по финансовому результату в 2013 году и регистрируемыми ставками на 2014 год находится в пределах от 2 до 5% (соответствующий расчет имеется в материалах дела, т. 2, л.д. 14-23).
Кроме того, в письме от 7 февраля 2014 года N 1.36-72 ВС МТУ ВТ пояснило, что действие ставок сборов и тарифов, зарегистрированных в ЦБС, но не утвержденных соответствующими регулирующими органами, должно быть прекращено на основании письма Иркутского УФАС от 28 января 2014 года N 549 (т. 1, л.д. 80).
В свою очередь в письме Иркутского УФАС от 28 января 2014 года N 549 указано, что Общество не включено в Реестр субъектов естественных монополий и в отношении ОАО "Аэропорт Усть-Кут" должны применяться меры государственного регулирования в соответствии со статьей 6 Закона о естественных монополиях (т. 1, л.д. 81).
При этом указания в письме ВС МТУ ВТ от 7 февраля 2014 года N 1.36-72 и письме Иркутского УФАС от 28 января 2014 года N 549 на то, что ставки сборов и тарифов, установленные Обществом, превышают уровень рентабельности, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что первоначально ВС МТУ ВТ зарегистрировало установленные Обществом ставки аэропортовых сборов и тарифов и направило уже зарегистрированные ставки в ЦРТ для ведения единого банка данных и доведения информации до пользователей. И только после получения письма Иркутского УФАС закрыло ранее зарегистрированные ставки сборов и тарифов Общества, то есть на момент регистрации ставок аэропортовых сборов и тарифов Управление, проведя соответствующую проверку, не выявило признаков превышения уровня рентабельности.
Руководитель ВС МТУ ВТ Бурахович В.Л. на вопросы суда апелляционной инстанции не смог дать какого-либо разумного и убедительного объяснения столь непоследовательных и противоречивых действий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законные основания для закрытия зарегистрированных аэропортовых ставок и тарифов ОАО "Аэропорт Усть-Кут" у ВС МТУ ВТ отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить следующее.
Согласно представленной Управлением в суд апелляционной инстанции копии приказа Федеральной службы по тарифам от 18 июля 2014 года N 1161-т "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" и копии уведомления Федеральной службы по тарифам от 22 августа 2014 года N 4-7264 в отношении ОАО "Аэропорт Усть-Кут" введено государственное регулирование деятельности в сфере оказания услуг в аэропортах на территории аэропорта г. Усть-Кут введено только с 18 июля 2014 года.
То есть как на момент рассмотрения заявки Общества о регистрации сборов и тарифов, так и на момент совершения оспариваемых действий государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии в отношении Общества установлено не было, такое регулирование введено с 18 июля 2014 года. Именно с этой даты Федеральная служба по тарифам вправе утверждать ставки боров и тарифов, устанавливаемых ОАО "Аэропорт Усть-Кут".
В связи с изложенным данное обстоятельство (включение с 18 июля 2014 года Общества в реестр субъектов естественных монополий), вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, не влияет на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, в том числе и об имевшем место нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов Общества.
Нарушение действиями Управления по закрытию ставок сборов имущественных прав ОАО "Аэропорт Усть-Кут" подтверждается дополнительно представленными последним доказательствами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Управлением существенно нарушена процедура прекращения действия зарегистрированных ставок сборов и тарифов, что, безусловно, также свидетельствует о незаконности оспариваемых действий.
Как отмечалось ранее, пунктом 5.2 Порядка N НА 1.15 установлено, что прекращение действия зарегистрированной и опубликованной информации производится на основании решения ГСГА (ТО ВТ) или сообщения организации.
Таким образом, для прекращения ранее зарегистрированных ставок тарифов и сборов необходимо принятие Управлением решения. Иными словами, принятие такого решения предшествует закрытию ставок сборов.
В судебном заседании 7 августа 2014 года Четвертый арбитражный апелляционный суд предложил представителям Управления представить в материалы дела соответствующее решение в виде отдельного документа либо обосновать возможность принятия такого решения в виде телеграммы.
В письменном объяснении по делу, представленном во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 7 августа 2014 года, Управление со ссылкой на пункт 5.3 Порядка N НА 1.15 указывает, что решение о закрытии ставок сборов может быть принято в форме телеграммы.
Подобный довод является несостоятельным ввиду следующего.
Согласно пункту 5.2 Порядка N НА 1.15 сообщения о прекращении действия зарегистрированной и опубликованной информации формируются в соответствии с Приложением N 4.
Таким образом, в пункте 5.3 Порядка N НА 1.15 говорится не о решении о закрытии ставок сборов, а о сообщении о прекращении действия зарегистрированной и опубликованной информации. То есть данный нормативный правовой акт различает решение (пункт 5.2) и сообщение (пункт 5.3), что не учитывается Управлением.
Приложение N 4 к Порядку N НА 1.15 представляет собой Инструкцию по формированию сообщений для прекращения действия ранее зарегистрированной и опубликованной информации.
С учетом изложенного, вопреки доводам Управления, в форме телеграммы составляется именно сообщение о прекращении действия зарегистрированных ставок сборов и тарифов (а не решение о прекращении действия таких ставок как акт распорядительного характера).
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции 25 сентября 2014 года руководитель Управления Бурахович В.Л. пояснил, что соответствующее решение о закрытии зарегистрированных ставок было принято им в произвольной форме и на его основании составлено сообщение о прекращении ставок сборов и тарифов. При этом не смог пояснить причин отсутствия названного решения в материалах дела и обосновать (со ссылкой на нормативные правовые акты) возможность принятия такого решения в "произвольной" или устной форме.
Между тем, согласно пункту 3.3.1 Инструкции по формированию сообщений для прекращения действия ранее зарегистрированной и опубликованной информации (Приложение N 4 к Порядку N НА 1.15) при формировании сообщения только на основании решения ТО ВТ вместо сквозного номера сообщения от организации ставится цифра "0".
Однако непосредственно в телеграмме Управления от 6 февраля 2014 года о закрытии ставок сборов и тарифов (т. 2, л.д. 93-94), исходя из приведенных в пункте 3.3.1 Инструкции параметров идентификатора (т. 1, л.д. 190), вместо цифры "0" в позиции 1 стоит сквозной номер сообщения от организации "515". При этом сообщения о закрытии ставок сборов ОАО "Аэропорт Усть-Кут" не направляло.
Названное обстоятельство представители Управления, включая его руководителя, каким-либо образом объяснить также не смогли.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в нарушение требований пункта 5.2 Порядка N НА 1.15 решение о закрытии ранее зарегистрированных ставок сборов и тарифов до направления сообщения (телеграммы) ВС МТУ ВТ фактически не принималось.
Следовательно, оспариваемые действия по закрытию ставок сборов были совершены Управлением в отсутствие соответствующего решения, что, несомненно, свидетельствует о незаконности таких действий.
Более того, Управление в своей телеграмме указало на наличие сообщения Общества, что не соответствует действительности и потому расценивается судом апелляционной инстанции как недобросовестное поведение органа государственной власти.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2014 года по делу N А19-3250/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2014 года по делу N А19-3250/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3250/2014
Истец: ОАО "Аэропорт Усть-Кут"
Ответчик: Восточно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта ФАВТ
Третье лицо: Служба по тарифам Иркутской области