г. Санкт-Петербург |
|
02 октября 2014 г. |
Дело N А56-14394/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Черемхина А.А. по доверенности от 12.03.2014
от заинтересованных лиц: Ефимчук Л.В. по доверенности от 27.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14829/2014) ЗАО "Тандер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2014 по делу N А56-14394/2014(судья Боровлев Д.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ЗАО "Тандер"
к 1. ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Санкт-Петербургу в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах,
2. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
закрытое акционерное общество "Тандер" (адрес: 350000, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185, ОГРН 1022301598549; далее - общество, ЗАО "Тандер") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Санкт-Петербургу в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах (адрес: 199053, г. Санкт-Петербург, Большой В.О. пр., д. 13, литера А; далее - Отдел, административный орган) от 13.02.2014 N Ю78-06-08-135-14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве второго заинтересованного лица в деле участвует Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 12.05.2014 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Тандер" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, внеплановая проверка проведена административным органом с нарушением норм законодательства, выразившихся в проведении проверки в отсутствие уполномоченных представителей общества, в непредставлении обществу акта проверки, а также в ненадлежащем уведомлении юридического лица о проведении в отношении него проверки. Кроме того, ЗАО "Тандер" ссылается на недоказанность события вменяемого обществу административного правонарушения, поскольку выявленные Отделом нарушения надлежащим образом не зафиксированы.
В судебном заседании представитель ЗАО "Тандер" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве Управления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в связи с поступлением коллективного заявления граждан, проживающих по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д. 22, о нарушении ЗАО "Тандер" санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении продовольственного магазина в доме 75 по проспекту Стачек, Глава муниципального образования "Муниципальный округ Автово" направил в административный орган письмо от 22.10.2013 N 335 с целью рассмотрения обращения по подведомственности.
Отдел на основании распоряжения от 09.01.2014 N 78-06-08-26/2-14 в период с 13.01.2014 по 07.02.2014 провел внеплановую выездную проверку, согласованную с прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга (решение от 13.01.2014 N 2) на предмет соблюдения ЗАО "Тендер" законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в принадлежащем ему магазине "Магнит", расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 75.
В ходе проверки выявлено, что в принадлежащем обществу магазине "Магнит" по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 75 осуществляется разгрузка продуктов с автотранспорта со стороны бокового фасада жилого дома N 75 по пр. Стачек под окнами жилых квартир; закрытые тоннель и дебаркадер отсутствуют; загрузка с магистралей пр. Стачек, ул. Кронштадтская не предусмотрена и не осуществляется, что является нарушением пунктов 2.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее - СанПин 2.3.6.1066-01); пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.1.2. 2645-10); статьей 11, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ). Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 15.01.2014 N 78-06-08-2.
На основании данных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2014 N Ю78-06-08-2-14, в соответствии с которым действия ЗАО "Тандер" квалифицированы по статье 6.4 КоАП РФ.
Постановлением от 13.02.2014 N Ю78-06-08-135-14 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 11 000 рублей.
Постановление Отдела от 13.02.2014 N Ю78-06-08-135-14 обжаловано обществом в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого ЗАО "Тандер" административного правонарушения, процессуальных нарушений в ходе проверки не установил. В связи с изложенным, постановление Отдела признано законным и обоснованным, а заявление общества оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва Управления на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона вменяемого в вину правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно статье 3 Закона N 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица согласно осуществляемой ими деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
СанПин 2.3.6.1066-01 распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию не промышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей (пункт 1.2).
Пунктом 2.2 СанПин 2.3.6.1066-01 предусмотрено, что организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенные к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях. При этом деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения.
Пунктом 2.4 СанПин 2.3.6.1066-01 установлено, что загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
Согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. При этом загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей. Загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 кв. м.
Материалами дела, а именно, актом проверки от 15.01.2014, протоколом об административном правонарушении от 17.01.2014, подтверждается факт загрузки продовольственных товаров магазина "Магнит", принадлежащего ЗАО "Тандер" по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 75 со стороны бокового фасада жилого дома, что противоречит пункту 2.4 СП 2.3.6.1066-01.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ЗАО "Тандер" имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При таких обстоятельствах, выводы арбитражного суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава и события вменяемого административного правонарушения признаются апелляционным судом обоснованными.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы о наличии процессуальных нарушений, допущенных Отделом в ходе проведения проверки и привлечения общества к административной ответственности, а также об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств совершения ЗАО "Тандер" вменяемого административного правонарушения, отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ)
Согласно части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, о нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Как следует из материалов административного дела, основанием для проведения внеплановой выездной проверки общества в соответствии с распоряжением от 09.01.2014 N 78-06-08-26/2-14 послужило поступившее в административный орган письмо Главы муниципального образования "Муниципальный округ Автово", в связи с коллективным обращением гражданин на нарушение обществом прав потребителей. На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку проверка в отношении общества проводилась на основании пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, а именно, с целью проверки обращения главы муниципального образования и по согласованию с прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга на предмет возникновения угрозы жизни, здоровью граждан, то, обязанность об уведомлении о предстоящей проверке, на которую ссылается заявитель (не менее чем за 24 часа), у административного органа отсутствовала. Кроме того, о предстоящей проверке ЗАО "Тендер" уведомлено телеграммой, которая получена обществом 14.01.2014 в 17:33.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В ходе проверки участвовал директор магазина "Магнит" Андронова Е.Н., которая была ознакомлена с актом проверки от 15.01.2014, акт проверки составлен в сроки, установленные статьей 16 Закона N 294-ФЗ. С актом от 15.01.2014 директор магазина "Магнит" Андронова Е.Н. ознакомлена и ей вручена копия акта, о чем имеется подпись директора в акте. Акт проверки направлен ЗАО "Тандер" заказным письмом с уведомлением по почте и получен 28.01.2014.
Таким образом, административным органом соблюдены требования процессуального законодательства в ходе фиксации выявленного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении от 17.01.2014 составлен, а оспариваемое постановление от 13.02.2014 вынесено в отсутствие представителя общества. Законный представитель ЗАО "Тендер" извещался о совершении Отделом указанных процессуальных действий телеграммами, направленными управлением по юридическому адресу ЗАО "Тандер": 350000, Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185. и полученными обществом 16.01.2014 и 07.02.2014 соответственно. Копии протокола и постановления в адрес общества направлены заказными письмами с уведомлениями.
Таким образом, административным органом не допущено существенных процессуальных нарушений в ходе проведения проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Согласно части 1,2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
С учетом того, что в материалах дела имеются надлежащие и достаточные доказательства по делу об административном правонарушении, полученные Отделом в соответствии с процессуальным законодательством, в том числе, с соблюдением норм КоАП РФ и Закона N 294-ФЗ, доводы ЗАО "Тандер" о недоказанности вменяемого обществу административного правонарушения отклоняются апелляционным судом, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, заявлялись обществом при рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции, им дана полная и надлежащая оценка.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции статьи 6.2 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 мая 2014 года по делу N А56-14394/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14394/2014
Истец: ЗАО "Тандер", ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Санкт-Петербургу в Кировском,Красносельском,Петродворцовом районах
Ответчик: ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Санкт-Петербургу в Кировском,Красносельском,Петродворцовом районах, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу