город Ростов-на-Дону |
|
02 октября 2014 г. |
дело N А32-15910/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2014 по делу N А32-15910/2014, принятое судьёй Руденко Ф.Г., по заявлению администрации муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края к заинтересованному лицу Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Тимашевский район обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления N 1.14/105-Н-2 от 05.05.2014 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что субъектом вмененного администрации правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, является лицо, не соблюдающее соответствующие требования при обращении с отходами. Однако администрация как орган местного самоуправления не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, в связи с чем не является субъектом вмененного ей правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, отказав в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что законные владельцы земельного участка в силу статьи 42 Земельного кодекса РФ обязаны пользоваться им в соответствии с действующими экологическими нормами; лицо, в собственности или ином законном владении которого находится земельный участок, на котором оставлены отходы производства и потребления, может обратить последние в собственность путем совершения свидетельствующих об этом действий (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления); следовательно, образовавшиеся от деятельности населения отходы являются собственностью муниципального образования, обязанного осуществлять обращении с ними в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. По мнению органа, администрация, являющаяся законным владельцем спорной территории, на которой обнаружена свалка, фактически осуществляет хранение отходов в нарушение требований природоохранного законодательства.
В своих возражениях на апелляционную жалобу администрация не согласилась с доводами министерства, просит решение суда оставить без изменения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.02.2014 в 11:05 и 26.02.2014 в 14:00 государственным инспектором Краснодарского края по охране природы при непосредственном обнаружении выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления: в 270 м южнее п. Советский Тимашевского района (45.52954 с.ш. 38.7875 в.д.); в 1000 м южнее х. Новый Тимашевского района (45.6925 с.ш. 39.02647 в.д.).
26.02.2014 в рамках расследования проведен осмотр земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки отходов, составлены протоколы осмотра 1.14/КубС-1/2 и 1.14/КубС-1/3, протоколы взятия проб и образцов, составлены фотоматериалы.
При проведении административного расследования установлено, что согласно кадастровой выписке земельного участка N 23:31:0401000:231 от 24.03.2014 N 2343/12/14236397 земельный участок N 23:31:0401000:173, на котором расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления в х. Новый Тимашевского района, входит в состав земельного участка N 23:31:0401000:231, находящегося в общей долевой собственности у физических лиц (представлен список).
Таким образом, установлено, что по факту размещения несанкционированной свалки на земельном участке кадастровый N 23:31:0401000:173, расположенного в 1000 м южнее х. Новый Тимашевского района, признаки состава административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ в действиях администрации муниципального образования Тимашевский район отсутствуют.
Вместе с тем по информации, полученной с официального сайта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - maps.rosreestr.ru, вышеуказанные земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные свалки отходов, относятся и расположены на территории муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края в границах кадастрового квартала N 23:31:0701000 (п. Советский).
Отходы расположены навалом на площади около 250-300 м2 (п. Советский) непосредственно на верхнем плодородном слое почвы, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров: твердые коммунальные отходы, стеклянные отходы, тара из-под лакокрасочных материалов, тара из-под дезинфицирующих средств, тара из-под синтетических моющих средств, отходы полиэтилена загрязненные, строительные отходы, навоз, отходы дерева и другие. Отсутствие надежных защитных устройств, превращает свалки в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы и атмосферы.
Несанкционированная свалка в 270 м южнее п. Советский (N 45°31.792', Е 38°47.285') расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
При осмотре специалистами аккредитованной лабораторией ГБУ КК "КИАЦЭМ" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.213O95) отобраны 3 пробы отходов производства и потребления в 1000 м южнее х. Новый (тара из-под автомобильного масла отработанная, тара из-под фунгицида "Превикур" отработанная, объединенная проба отходов): акты отбора проб от 26.02.2014 N 22, 23, 24. Установлены координаты земельного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов (N 45°41.593', Е 39°01.555'), площадь размещения отходов - 8 га, высота насыпи отходов - 0,8 м. В 270 м южнее п. Советский отобраны 3 пробы отходов производства и потребления (тара из-под автомобильного масла отработанная, тара из-под тосола отработанная, объединенная проба отходов): акты отбора проб от 26.02.2014 N 19, 20, 21. Установлены координаты земельного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов (N 45°31.792', Е 38°47.285'), площадь размещения отходов - 1158 м, высота насыпи отходов -1,5 м.
По результатам лабораторных исследований ГБУ КК "КИАЦЭМ" установлено, что отобранные отходы относятся к III и IV классу опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 786 (протоколы биотестирования отходов от 03.03.2014 N 19, 20, 21, 22, 23, 24). В ходе проведения осмотра территории свалки установлено, что указанные отходы перемешаны и фактически не могут быть использованы в дальнейшем.
20.03.2014 по данному факту в отношении администрации муниципального образования Тимашевский район составлен протокол об административном правонарушении N 1.14/Кубс-1/4-1 по ст. 8.2 КоАП РФ.
10.05.2014 вынесено постановление N 1.14/105Н-2 о признании администрации муниципального образования Тимашевский район виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Администрация муниципального образования Тимашевский район, не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что администрация муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края не является субъектом вмененного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав доказательства по делу об административном правонарушении, оценив обстоятельства совершения правонарушения, пришёл к выводу о законности и обоснованности указанных выводов по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Между тем в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
При этом полномочия администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная правовая позиция закреплена в Постановлении Верховного Суда РФ от 18.08.2014 N 47-АД14-4.
При таких обстоятельствах администрация муниципального образования Тимашевский район не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2014 по делу N А32-15910/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15910/2014
Истец: Администрация муниципального образования Тимашевский район
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов