г. Москва |
|
01 октября 2014 г. |
Дело N А41-58512/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Вишнякова Е.А. по доверенности от 23.04.2014,
от ЗАО "Элинар": Доровская В.В. по доверенности от 20.08.2014,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; ИНН 5024129468) на решение Арбитражного суда Московской области от 26.03.2014 по делу N А41-58512/13, принятое судьей Федуловой Л.В., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к закрытому акционерному обществу "Элинар" (ОГРН 1025003748725;
ИНН 5030006591), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 5030047703), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; ИНН 7716642273), о признании отсутствующим права собственности, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу "Элинар" (далее - ответчик, ЗАО "Элинар"), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ответчик, Кадастровая палата) со следующими с требованиями, с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ (т.2 л.д.173-177):
- признать право закрытого акционерного общества "Элинар" отсутствующим на часть земельного участка с кадастровым номером 50:26:130704:0002, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Атепцевское, уч.N 60 - площадью 4,6622 га.
КАТАЛОГ КООРДИНАТ контур 1 МСК-50
N точек |
АХ(м) |
AY(M) |
|
1 |
417762 116 |
1332620. 425 |
|
2 |
417760 791 |
1332623 |
.076 |
3 |
417757 365 |
1332626 |
.501 |
4 |
417755 995 |
1332632 |
.668 |
5 |
417759 421 |
1332640 |
.891 |
6 |
417773 124 |
1332645 |
.002 |
7 |
417779 933 |
1332649 |
.192 |
КАТАЛОГ КООРДИНАТ Контур 2
N точек |
АХ (м) AY(M) |
||
1 |
417948 488 |
1332989 224 |
|
2 |
417952 038 |
1332996 027 |
|
3 |
417965 759 |
1333036 507 |
|
4 |
417968 504 |
1333052 973 |
|
5 |
417968 504 |
1333071 498 |
|
6 |
417965 073 |
1333088 650 |
|
7 |
417965 074 |
1333112 664 |
|
8 |
417967 818 |
1333135 305 |
|
9 |
417988 401 |
1333152 457 |
|
10 |
418006 299 |
1333173 068 |
|
11 |
418006 670 |
1333170 520 |
|
12 |
418027 410 |
1333060 720 |
|
13 |
418050 529 |
1333024 940 |
|
14 |
418065 520 |
1333014 190 |
|
15 |
418126 837 |
1332954 073 |
|
16 |
418126 238 |
1332937 887 |
|
17 |
418120 764 |
1332926 254 |
|
18 |
418100 919 |
1332911 883 |
|
19 |
418085 180 |
1332908 4 62 |
|
20 |
418044 122 |
1332888 617 |
|
21 |
417996 219 |
1332863 982 |
|
22 |
417975 691 |
1332848 927 |
|
23 |
417956 530 |
1332827 714 |
|
24 |
417935 317 |
1332800 342 |
|
25 |
417909 997 |
1332758 598 |
|
26 |
417905 139 |
1332750 932 |
|
27 |
417892 720 |
1332745 650 |
|
28 |
417815 730 |
1332706 990 |
|
29 |
417783 545 |
1332655 024 |
|
30 |
417785 458 |
1332660 761 |
|
31 |
417781 347 |
1332676 521 |
|
32 |
417782 718 |
1332691 596 |
|
33 |
417793 681 |
1332707 35S |
|
34 |
417806 014 |
1332712 837 |
|
35 |
417819 718 |
1332715 578 |
|
36 |
417829 996 |
1332725 170 |
|
37 |
417838 218 |
1332744 356 |
|
38 |
417837 |
533 |
1332751 208 |
39 |
417856 034 |
1332766 968 |
40 |
417871 108 |
1332786 839 |
41 |
417875 220 |
1332801. 227 |
42 |
417873 849 |
1332812 191 |
43 |
417865 627 |
1332828. 636 |
44 |
417850 552 |
1332844 395 |
45 |
417844 385 |
1332849. 192 |
46 |
417838 903 |
1332859. 470 |
47 |
417845 070 |
1332867 693 |
48 |
417860 145 |
1332881. 396 |
49 |
417888 238 |
1332903. 323 |
50 |
417906 053 |
1332923. 193 |
51 |
417927 98о |
1332949 916 |
- исключить сведения из государственного кадастрового учета в отношении границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:130704:0002, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Атепцевское, уч.N 60.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее -третье лицо, Управление Росреестра по Московской области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - третье лицо, ТУ Росимущества в Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.03.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Наро-Фоминского района Московской области о реорганизации акционерного общества закрытого типа "Элинар" (далее - АОЗТ "Элинар") и акционерного общества закрытого типа "Птицефабрика "Дружба" (далее - АО "Птицефабрика "Дружба") от 06.05.1994 N 713 АОЗТ "Элинар" считается правопреемником всех имущественных прав и обязанностей АО "Элинар" и АО "Птицефабрика "Дружба" (т.1, л.д.130).
На основании передаточного акта N 1 зданий и сооружений, незавершенного строительства и других объектов недвижимости от АОЗТ "Птицефабрика "Дружба" к АОЗТ "Элинар" в связи с реорганизацией путем слияния от 25.04.1994 АОЗТ "Элинар" переданы земельные угодья площадью 3 615 га, инвентарный номер 500316 (т.1, л.д.131-133).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50-26-01-01-005 (т.1, л.д. 134).
30 июля 2002 года зарегистрировано право собственности ЗАО "Элинар" на земельный участок с кадастровым номером кадастровый номер 50:26:000000:0205, площадью 31 725 200 кв.м., что подтверждается свидетельством о регистрации права (т.1, л.д.135).
На заседаниях наблюдательного совета ЗАО "Элинар" 08.09.2006 и 02.02.2007, оформленных протоколами N 3 и N 7 соответственно, земельный участок с кадастровым номером 50:26:000000:0205 разделен, в результате разделов образован земельный участок с кадастровым номером 50:26:130704:0002.
ЗАО "Элинар" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:26:130704:0002, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 291 298 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Атепцевское, ЗАО "Элинар", уч.60 (далее - Спорный земельный участок), что подтверждается свидетельством о регистрации права от 30.01.2008 (т.1, л.д. 16).
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:130704:0002 частично расположен на землях лесного фонда в квартале 26 выделе 45, 46, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены какие-либо доказательства возникновения у него права собственности на спорный участок ранее 30.01.2008, а также доказательства, подтверждающие неправомерность включения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах спорного земельного участка.
Обжалуя решение суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области ссылается на то, что часть площади земельного участка с кадастровым номером 50:26:130704:0002 - 4,6622га расположена на землях лесного фонда, кв.N 26 Наро-Фоминского сельского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества ГКУ Московской области "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области, право собственности Российской Федерации, на который зарегистрировано 09.04.2009.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание апелляционного суда не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Частью 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 установлено, что в случаях, когда запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании ЛК РФ.
В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса РФ), государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно статье 69 Лесного кодекса РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном названным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу части 4 статьи 40 Закона о кадастре, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Как усматривается из дела правоустанавливающих документов на Лесной участок, право собственности Российской Федерации зарегистрировано на основании информации о лесном участке, плана лесного участка N 155-2009-02 и проектной документации для регистрации прав собственника Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда по Наро-Фоминскому району Московской области. В данных документах отсутствует информация о дате внесения сведений в государственный лесной реестр, отсутствуют даты составления, утверждения и даты заверения проектной документации и плана участка уполномоченным лицом (т.2 л.д.17-44, 45-56).
Спорный земельный участок, с учетом срока владения его правопредшественником - АОЗТ "Птицефабрика "Дружба", принадлежит ЗАО "Элинар" с 21.05.1993, согласно свидетельству о регистрации права право собственности зарегистрировано 30.01.2008 (т.1, л.д. 16).
Как следует из материалов дела, границы спорного земельного участка при установлении их на местности были согласованы представителем Наро-Фоминского лесхоза, что подтверждается актом установления и согласования границ земельного участка от 08.07.2007 по адресу: участок N 60, Московская область, Наро-Фоминский район, ЗАО "Элинар", подписанный директором ФГУ "Наро-Фоминский лесхоз", подпись заверена печатью организации (т.1 л.д.138).
Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1 (в редакции, действующей на момент реорганизации АОЗТ "Птицефабрика "Дружба") установлено, что в лесной фонд не входят:
- защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
- защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;
- озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;
- деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Согласно статье 5 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1 (действовавшего на момент возникновения права собственности у АОЗТ "Птицефабрика "Дружба") категория земель определялась уполномоченным органом при предоставлении земельного участка.
Пунктом 6.2.17 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119, действовавшего на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, сведения о разрешенном использовании заносятся в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка. Для земельных участков, образованных в результате слияния, разделения, перераспределения, выделения дополнительного к учтенному, устанавливается разрешенное использование предыдущих земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок всегда имел категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
Довод Комитета о нарушении положений Закона о кадастре при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет не принимается апелляционным судом.
Согласно свидетельству о регистрации права право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:26:130704:0002 зарегистрировано 30.01.2008 (т.1, л.д. 16).
Согласно части 1 статьи 48 Закона о кадастре названный Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2008 года, за исключением части 4 статьи 4 и части 6 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Комитетом не представлены документы, устанавливающие и определяющие границы земель государственного лесного фонда, не представлены какие-либо доказательства возникновения у него права собственности на спорный участок ранее 30.01.2008, а также доказательства, подтверждающие неправомерность включения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах спорного земельного участка.
Апелляционный суд особо обращает внимание, что представителям участвующих в деле лиц предлагалось провести по делу экспертизу с целью подтверждения или опровержения факта наложения границ земельных участков, на что оба представителя ответили отказом.
При этом апелляционный суд не установил оснований для проведения экспертизы по собственной инициативе, проявив таковую как в выборе экспертной организации, которая бы могла провести экспертизу под условием получения в последующем вместо денежных средств, составляющих ее стоимость, исполнительного листа о взыскании стоимости экспертизы.
Кроме того, проведение судебной экспертизы по инициативе суда в рамках именно данного дела с учетом установленных и описанных выше обстоятельств, не повлияет на вывод суда о правомерности приобретения обществом спорного земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.03.2014 по делу N А41-58512/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58512/2013
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области, Наро-Фоминский филиал ГКУ МО "Мособллес", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Ответчик: ЗАО "Элинар"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы, государственной регистрации кадастра и картографии" по Московской области