г. Санкт-Петербург |
|
02 октября 2014 г. |
Дело N А56-77441/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Сенников С.И. - доверенность N ДВ N Т13-231 от 25.12.2013
от ответчика (должника): предст. Петров Д.Ю. - доверенность от 18.09.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13752/2014) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2014 по делу N А56-77441/2013 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Нокиан Тайерс"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 05.12.2013 N АД-13-134/2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нокиан Тайерс" (ОГРН 1044700561982; далее - ООО "Нокиан Тайерс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) от 05.12.2013 о назначении административного наказания по делу N АД-13-134/2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 09.04.2014 заявление Общества удовлетворено; оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда от 09.04.2014, обстоятельствам дела, просит указанное решение отменить. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о недоказанности материалами дела факта совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ. По мнению Департамента, Обществом допущено нарушение требований пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно переданы в собственность отходы на хранение юридическому лицу, не имеющему лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. По запросу суда Обществом представлены дополнительные документы в подтверждение своих доводов: таблица отходов, переданных Обществом ЗАО "СПЭК" в 4 квартале 2012 года, копии актов приема-передачи отходов за октябрь-декабрь 2012 года, копии лицензии СПб ГУПП "Полигон "Красный Бор" и ООО "Профспецтранс". Документы приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе анализа документов, представленных ООО "Нокиан Тайерс" в отдел администрирования платежей и разрешительной деятельности, Департамент пришел к выводу о том, что Общество на основании договоров от 01.07.2012 N 1468-T/NT12-0651 и от 01.07.2009 N 170/С/NT-213 осуществило в 4 квартале 2012 года передачу отходов 4 класса опасности в собственность предприятию ЗАО "СПЭК", у которого отсутствует лицензия на размещение и обезвреживание отходов, что является нарушением пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По данному факту определением от 11.09.2013 N АД-13-134/2013 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.
22.11.2013 уполномоченным должностным лицом Департамента в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N АД-13-134-2013 и 05.12.2013 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N АД-13-134/2013, которым ООО "Нокиан Тайерс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с постановлением Департамента, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом события вмененного Обществу правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента и отмены решения суда от 09.04.2014 в связи со следующим.
Статей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Таким образом, с 25.06.2012 деятельность по сбору, использованию, транспортировке отходов всех классов опасности лицензированию не подлежит, соответственно наличие лицензии у юридического лица, которому собственником отходов отчуждаются (передаются) отходы для использования, сбора или транспортировки, не требуется.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, из положений Закона N 99-ФЗ следует, что передача собственником отходов I-IV классов опасности другому лицу с целью их обезвреживания или размещения, не имеющему на это соответствующей лицензии, является нарушением требований пункта 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ.
Как установлено административным органом и не оспаривается сторонами, в результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы I-IV классов опасности.
Из оспариваемого постановления следует, что в 4 квартале 2012 года Общество передавало отходы ЗАО "СПЭК" по договору от 01.07.2012 N 1468-T/NT12-0651 и договору от 01.07.2009 N 170/С/NT-213. При этом, у ЗАО "СПЭК" имелась лицензия NОТ-00-009911 (0) от 15.04.2009 на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов I-IV классов опасности.
Факт передачи Обществом ЗАО "СПЭК" отходов I-IV классов опасности в 4 квартале 2012 года заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела, в том числе, актами приема передачи права собственности на отходы за октябрь, ноябрь и декабрь 2012 года (N 12/1674 от 31.10.2012, N 12/1822 от 30.11.201, N 12/2029 от 31.12.2012, л.д. 232-233 с оборотом).
Согласно договору от 01.07.2009 N 170/С/NT-213 ООО "Нокиан Тайерс" (продавец) обязуется передать в собственность ЗАО "СПЭК" (покупателя), а последний обязуется принять и оплатить отходы, образующиеся в результате производственной деятельности продавца (л.д. 200-209).
Пунктом 2.7 договора от 01.07.2009 N 170/С/NT-213 предусмотрено, что право собственности на товар (отходы) переходит от продавца к покупателю с момента передачи отходов, при выезде покупателя с территории продавца, что подтверждается подписанными соответствующими накладными.
При этом, из договора от 01.07.2009 N 170/С/NT-213 не следует и Департаментом не доказано, что Общество продавало (передавало) ЗАО "СПЭК" отходы I-IV классов опасности для обезвреживания и размещения.
Как следует из материалов дела, в том числе дополнительно представленных Обществом в суд апелляционной инстанции документов (таблицы преданных ЗАО "СПЭК" отходов, бланков сдачи производственных отходов, актов приема-передачи на размещение, использование отходов), ЗАО "СПЭК" передало отходы 1-4 класса опасности, приобретенные у Общества в 4 квартале 2012 года, в собственность организациям (ГУПП "Полигон "Красный Бор" и ООО "Профспецтранс"), имеющим соответствующие лицензии на обезвреживание или размещение отходов, принимаемых от сторонних организаций. Данные обстоятельства, в том числе подтверждаются отчетом о деятельности ЗАО "СПЭК" в области обращения с отходами за 2012 год (л.д. 240-244).
В части передачи Обществом в 4 квартале 2012 года отходов производства I-IV классов опасности ЗАО "СПЭК" по договору от 01.07.2012 N 1468-T/NT12-0651 (л.д.98-102) суд первой инстанции также обоснованно не усмотрел нарушений требований пункта 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ.
Согласно договору от 01.07.2012 N 1468-T/NT12-0651 на размещение отходов хозяйствующего субъекта, заключенному между ООО "Нокиан Тайерс" (заказчик), ООО "Полигон ТБО" (исполнитель) и ЗАО "СПЭК (перевозчик), указанный договор заключается во исполнение требований Закона N 89-ФЗ и определяет отношения сторон договора при размещении (без перехода права собственности) отходов, образующихся у хозяйствующего субъекта в результате его хозяйственной и иной деятельности (пункт 1.1).
В соответствии с условиями договора от 01.07.2012 N 1468-T/NT12-0651 Заказчик, оставаясь собственником отходов, передает Исполнителю, имеющему лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов, отходы на размещение (пункт 1.3); перевозчик является Агентом исполнителя на основании агентского договора (пункт 1.4); отношения между Заказчиком и Перевозчиком осуществляются на основании этого договора на вывоз (транспортирование) отходов (пункт 1.5); передача отходов от заказчика к исполнителю осуществляется без перехода права собственности на передаваемые исполнителю отходы (пункт 1.6); отчетом об исполнении данного договора является "Акт приема-передачи на размещение отходов хозяйствующего субъекта", подписанный сторонами договора, подтверждающий факт размещения отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности Заказчика (пункт 1.7).
Таким образом, по условиям данного договора ЗАО "СПЭК" осуществляло только транспортировку отходов, для осуществления которой в настоящее время лицензии не требуется, а ООО "Полигон ТБО", имеющее лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности от 28.12.2009 N ОП-19-000162(78), размещало эти отходы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал ошибочным и не подтвержденным материалами дела вывод Департамента о нарушении Обществом требований пункта 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, выразившимся в передаче отходов 1-4 класса опасности другому лицу для обезвреживания и размещения, не имеющему на это соответствующей лицензии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом события вмененного Обществу правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, в связи с чем правомерно признал незаконным и отменил постановление от 05.12.2013 по делу N АД-13-134/2013.
Нарушения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 09.04.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 апреля 2014 года по делу N А56-77441/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77441/2013
Истец: ООО "Нокиан Тайерс"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу