г. Пермь |
|
03 октября 2014 г. |
Дело N А60-6328/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.
судей Масальской Н.Г., Гладких Д.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.
при участии:
от истца, унитарного муниципального предприятия "Водоканал" Городского округа Ревда: Гафаров Е.А. - по доверенности от 27.01.2012;
от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Антек": Фирулева Е.И. - по доверенности N 07-Д от 30.09.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - унитарного муниципального предприятия "Водоканал" Городского округа Ревда
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 июня 2014 года по делу N А60-6328/2014,
принятое судьёй Классен Н.М.
по иску унитарного муниципального предприятия "Водоканал" Городского округа Ревда (ОГРН 1026601642880, ИНН 6627012077)
к обществу с ограниченной ответственностью "Антек" (ОГРН 1056601690298, ИНН 6627015279)
- о взыскании задолженности по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод;
- обязании передать показания общедомовых приборов учета горячей воды по домам, оборудованным общедомовыми приборами учета за последний месяц на дату вынесения решения и передавать указанные показания ежемесячно;
- обязании учитывать при расчете объемов сточной воды показания общедомовых приборов учета горячей и холодной воды - по домам, находящимся в управлении ответчика и оборудованным общедомовыми приборами учета,
установил:
унитарное муниципальное предприятие "Водоканал" Городского округа Ревда (далее - Водоканал, истец) на основании статей 307, 309, 310, 395, 539, 544, 548, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.11.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Антек" (далее - ООО "Антек", ответчик) о взыскании задолженности по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 395 от 15.07.2008 за оказанные в период с июня по декабрь 2013 года услуги водоотведения; обязании его передать показания общедомовых приборов учета горячей воды по домам, оборудованным общедомовыми приборами учета за последний месяц на дату вынесения решения и передавать указанные показания ежемесячно; обязании учитывать при расчете объемов сточной воды показания общедомовых приборов учета горячей и холодной воды - по домам, находящимся в управлении ответчика и оборудованным общедомовыми приборами учета (том 1 л.д. 7-10).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2014 в удовлетворении исковых требований отказано (том 3 л.д. 58-66).
Истец, не согласившись с принятым судом решением, обратился с апелляционной жалобой, которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные им требования в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к неверному, по его мнению, применению судом к отношениям сторон норм Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), указывая на приоритет п. 11 ст. 20 Закона N 416-ФЗ. В связи с чем, по его мнению, его расчеты являются верными, сумма долга подлежит взысканию с ответчика в его пользу.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Ответчик с доводами жалобы не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Указывает, что судом правильно установлены фактические обстоятельства дела, истец является ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО), а ответчик - управляющей организацией, исполнителем коммунальных услуг (далее - ИКУ), приобретающим коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг населению (потребителям). Доводы истца о том, что ответчик не приобретает у него коммунальные услуги, неприменении к отношениям сторон соответствующих норм права считает несостоятельными, основанными на ошибочном понимании истцом норм действующего законодательства.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве на жалобу, поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что истец во исполнение заключенного сторонами договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 395 от 15.07.2008 (далее - договор) оказывает в отношении объектов, находящихся в управлении ответчика, многоквартирных жилых домов (далее - МКД), услуги водоснабжения и водоотведения.
Соответствующие услуги оказаны истцом ответчику в период с июня по декабрь 2013 года, однако предъявленные им к оплате счета-фактуры ответчику последним были оплачены частично, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Из дела и пояснений сторон следует, что сумма, предъявленная истцом ответчику ко взысканию составляет разницу между объемом сточных вод, предъявленного истцом, и объемом принятого и оплаченного ответчиком.
Разногласия возникли в отношении порядка определения объема сточных вод в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета (ГВС и ХВС).
Истец исходит из порядка, установленного п. 11 ст. 20 Закона N 416-ФЗ, ответчик настаивает на применении Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012, а также Правил N 354, с внесенными в него изменениями постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344.
Суд первой инстанции, посчитав обоснованными доводы ответчика, отклонив доводы истца, в удовлетворении иска отказал.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 1, 2 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам к спорным правоотношениям подлежат применению Правила N 354, вступившие в действие с 01 сентября 2012 года. Согласно п. 3 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) их положения не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, которые регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Согласно п. 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
В предшествующих редакциях п. 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Соответственно, с 01.06.2013 в объем подлежащей оплате коммунальной услуги по водоотведению, предъявленному к оплате ответчику, не могут быть включены объемы воды, поставленной на общедомовые нужды (ОДН), соответственно расчет по п. 11 ст. 20 Закона N 416-ФЗ истца является неверным и правомерно не принят судом первой инстанции.
Доводы истца об обратном являются несостоятельными, основаны на неверном толковании им вышеуказанных норм права, необоснованном выводе о том, что поскольку ответчик коммунальные услуги не потребляет а истец ему их непосредственно не оказывает, то и указанный способ расчета, установленный Правилами N 354, с учетом внесенных в них с 01.06.2013 изменений, применению не подлежит.
Пунктом 11 ст. 20 Закона N 416-ФЗ действительно установлено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Вместе с тем, указанными Правилами N 354 предусмотрен иной порядок определения объемов стоков, подлежащих оплате.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона N 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ, введенного в действие Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в действующей в спорный период редакции, Правительство Российской Федерации наделено соответствующими правами по установлению Правил, обязательных во взаимоотношениях РСО с управляющими организациями. Следовательно, применение Правил N 354, которые относятся к специальным нормам права, регулирующим отношения сторон, является правомерным.
Доводы истца об обратном основаны на неверном толковании им норм действующего законодательства в сфере оказания коммунальных услуг.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, ответчик правомерно определил подлежащий оплате им истцу объем стоков равным объемам стоков из жилых и нежилых помещений в МКД.
Иного истцом в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано. Основания для удовлетворения его апелляционной жалобы отсутствуют.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2014 года по делу N А60-6328/2014 является законным и обоснованным, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в соответствие со ст. 270 АПК РФ отмене (изменению) не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
Поскольку истцом при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в большем размере, чем предусмотрено ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная им госпошлина в сумме 6 618 руб. 78 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2014 года по делу N А60-6328/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить унитарному муниципальному предприятию "Водоканал" Городского округа Ревда (ОГРН 1026601642880, ИНН 6627012077) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 1494 от 25.07.2014 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 6 618 (шесть тысяч шестьсот восемнадцать) руб. 78 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Д. Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-6328/2014
Истец: Унитарное муниципальное предприятие "Водоканал" Городского округа Ревда
Ответчик: ООО "Антек"