г. Киров |
|
02 октября 2014 г. |
Дело N А82-12137/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей истца Александрова Д.П., по доверенности от 05.07.2014 N 302/31, Чернова А.Ф., по доверенности от 23.12.2013 N 302/4;
представителя ответчика - Саттаровой Т.В., по доверенности от 21.04.2014 N Д-ЯР/18-2/30 и Королева С.И., действующего на основании доверенности от 27.05.2014 N Д-ЯР/18-2/104 (после отложения),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнерго"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.05.2014 по делу N А82-12137/2012, принятое судом в составе судьи Котоминой Н.В.,
по иску открытого акционерного общества "Оборонэнерго" (ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230)
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Ярэнерго" (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498)
третьи лица: открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания", открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт", федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям"
о взыскании задолженности и процентов,
установил:
открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - ОАО "Оборонэнерго", Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Ярэнерго" (далее - Компания, ОАО "МРСК Центра", ответчик) о взыскании (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) 3.433.812 рублей 01 копейка, в том числе 3.016.814 рублей 82 копеек основного долга за услуги по передаче электроэнергии за период с мая по август 2012 года и 416.997 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период 03.07.2012 по 20.02.2014 по ставке рефинансирования ЦБ РФ - 8,25% годовых.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания" (далее - ОАО "ЯСК", третье лицо-1), открытое акционерное общество "Оборонэнергсбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт", третье лицо-2), федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям", Учреждение, третье лицо-3).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.05.2014 в удовлетворении иска Обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без надлежащей правовой оценки имеющихся в деле доказательств, нарушает единообразие судебной практики по аналогичным спорам, а изложенные в решении выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Истец указывает, что ОАО "Оборонэнергосбыт" и потребители, покупающие электроэнергию у данной сбытовой компании, не имеют энергопринимающих устройств в точках приёма электроэнергии в сеть ОАО "Оборонэнерго", следовательно, не имеют возможности в указанных точках принимать поставляемую гарантирующим поставщиком первого уровня электроэнергию, и фактическая поставка производилась в "нижние точки" (на границе между сетью истца и энергопринимающими устройствами потребителей электрической энергии, а также на границе между сетями истца и нижестоящих сетевых организаций) при использовании услуг, оказанных истцом. В этой связи считает ошибочным вывод суда о том, что в составе доказательств от истца должны быть представлены акты снятия показаний приборов учета по точкам приема электроэнергии, поскольку такие документы не определяют объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных Истцом.
Кроме того, Общество полагает, что выполнило обязательства, предусмотренные статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подтвердив иск документами первичного учета электрической энергии, а именно: актами первичного учета, предоставленными третьим лицом-3. Однако указанным актам суд не дал надлежащую правовую оценку как доказательствам, подтверждающим объем электрической энергии, поставленной потребителям с использованием сетей истца. Доказывая правильность выполненного расчета, истец обращает внимание суда, что в актах приема-передачи электроэнергии, составленных ОАО "ЯСК" и ОАО "Оборонэнергосбыт", указаны объемы электроэнергии, превышающие значения, на которых настаивает истец, поскольку ОАО "Оборонэнерго" в рамках данного дела взыскивает оплату услуг по передаче только за объем электроэнергии, формально подтвержденный подписями потребителей.
Ответчик в отзыве просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция ответчика изложена письменно. ОАО "МРСК Центра" поясняет, что заключило договор со смежной сетевой организацией ОАО "Оборонэнерго", указав ровно тех потребителей, по которым получило задание от ОАО "ЯСК" на передачу электроэнергии, т.е. поименованных в приложении N 2 и N 2-ТСО к Договору N ЯЭ-00/650-08. Полагает, что ОАО "Оборонэнерго" при расчете объемов переданной электроэнергии использовало объемы по показаниям приборов учета, которые не были определены как расчетные, не прошли поверку технического состояния приборов учета, не указаны в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, соответственно, показания не могут быть достоверными. Утверждает, что согласованный ОАО "ЯСК" объем электрической энергии, переданной по электрическим сетям ОАО "Оборонэнерго" (строка 3.2.1 баланса электроэнергии) оплачен ОАО "МРСК Центра" в полном объеме.
Третьи лица, ОАО "ЯСК", ОАО "Оборонэнергосбыт" и Учреждение отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании Второго арбитражного апелляционного суда представители истца и ответчика подробно пояснили свои правовые позиции.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 30.09.2014.
Третьи лица, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 03.05.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом апелляционный суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, истец является правопреемником по всем обязательствам ОАО "28 Электрическая сеть" вследствие реорганизации последнего путем присоединения к Обществу.
Компания направила в адрес ОАО "28 Электрическая сеть" проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.09.2010 N ЯЭ-00/П83-10, по условиям которого исполнитель (ОАО "28 Электрическая сеть") принимал на себя обязательство оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик (Компания) принимал на себя обязательство оплачивать эти услуги.
Со стороны исполнителя договор был подписан с разногласиями, изложенными в протоколе разногласий от 07.12.2010. Протокол разногласий подписан сторонами. Сторонами не урегулированы разногласия по Приложению N 2 "Перечень точек отпуска электроэнергии из сетей исполнителя" (протокол разногласий от 23.05.2011).
Компания является сетевой организацией, осуществляющей функции централизованных расчетов с организациями, оказывающими потребителям услуги по передаче электрической энергии на территории Ярославской области. ОАО "ЯСК" является гарантирующим поставщиком.
Для целей передачи электроэнергии своим потребителям ОАО "ЯСК" и Компания заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.12.2008 N ЯЭ-00/650-08, по условиям которого Компания обязалась оказывать услуги по передаче электроэнергии от точек приема до точек отпуска, то есть до потребителей, указанных в Приложении N 2 и N 2-ТСО.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-Р ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В целях реализации указанного распоряжения между ОАО "Оборонэнергосбыт" и Министерством обороны России в 2010 году был заключен государственный контракт на поставку электрической энергии (мощности) от 15.03.2010 N 140/205.
В целях надлежащего исполнения обязательств по энергоснабжению конечных потребителей электроэнергии, расположенных на территории Ярославской области, между ОАО "Оборонэнергосбыт" (покупателем) и ОАО "ЯСК" (поставщиком) был заключен договор энергоснабжения от 10.03.2010 N 900, по условиям которого поставщик обязался подавать электрическую энергию (мощность) до точек поставки, в соответствии с плановыми объемами потребления, а также оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а покупатель обязался принимать электрическую энергию и оплачивать ее в порядке, количестве и сроки, предусмотренные договором (пункт 1.1 договора).
Точки поставки и перечень средств учета электрической энергии по договору энергоснабжения согласованы между ОАО "ЯСК" и ОАО "Оборонэнергосбыт" в Приложении N 4, с учетом дополнений и изменений. При этом договор был заключен в отношении тех объектов, которые были заказаны Министерством обороны России. В Приложении N 9-3 к государственному контракту указан перечень средств измерения и места их установки. Учет объема приобретенной у ОАО "ЯСК" электрической энергии осуществляется в точках исполнения обязательств по государственному контракту.
ОАО "Оборонэнергосбыт" свои обязательства по оплате поставленной в 2012 году электроэнергии выполнило надлежащим образом, в подтверждение чего представлены акты приема-передачи электроэнергии и платежные поручения. ОАО "Оборонэнергосбыт", оплатив ОАО "ЯСК" стоимость электроэнергии, поставленной в спорный период в точки поставки, определенные в Приложении N 4 к договору энергоснабжения от 10.03.2010 N 900, полностью возместило сетевым организациям стоимость услуг по передаче электроэнергии по единому котловому тарифу.
Приказами Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 26.12.2011 N 132-ээ/п и от 30.03.2012 N 19-ээ/п "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, для взаиморасчетов между организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии, и филиалом открытого акционерного общества "МРСК Центра- "Ярэнерго" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сторонами по делу в следующих размерах:
- ставка на содержание электрических сетей в размере 398624,63 руб. за 1 МВт в месяц,
- ставка на оплату потерь электрической энергии в сетях в размере 88,58 руб. за 1 МВт.ч, а Приказом от 30.03.2012 - в размере 99,08 руб. за 1 МВт.ч.
Несмотря на отсутствие урегулированных договорных отношений между Обществом и Компанией, истец с мая по август 2012 года оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии на общую сумму 8 497 699 рублей 09 копеек, в подтверждение чего представил акты об оказании услуг за спорный период.
Актами разграничения балансовой принадлежности, подписанными сторонами, а также между истцом и конечными потребителями электроэнергии, подтверждается невозможность передачи электрической энергии в точки поставки конечным потребителям, минуя сети истца.
Неоплата образовавшейся задолженности послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Согласно статье 4 этого закона нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Правительство Российской Федерации утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правила оказания этих услуг (статья 21, пункт 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электроэнергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 4 Правил N 861 услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из представленных в дело актов технологического присоединения, актов балансового разграничения и эксплуатационной ответственности следует, что поставка электроэнергии в спорный период осуществлялась в интересах конечных потребителей, энергопотребляющее оборудование которых имеет присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра" опосредованно через электрические сети ОАО "Оборонэнерго".
В свою очередь, ОАО "Оборонэнерго" является организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии в интересах конечных потребителей по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации.
Поставку электроэнергии на объекты потребления - учреждения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, осуществляет ОАО "Оборонэнергосбыт" на основании государственного контракта на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2010 N 147/1/3/20649.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя услуг по передаче электрической энергии, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии (пункты 4 и 6 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги. В силу подпункта "б" пункта 14 Правил N 861 при исполнении договора передачи электрической энергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором.
В рассматриваемом деле между истцом и ответчиком возник спор об объеме оказанных услуг.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ОАО "ЯСК" указывает, что балансы согласованы в отношении объемов полезного отпуска электроэнергии, поставленной потребителям ОАО "ЯСК" (п.3.2.1 балансов), причем согласованы только объемы, которые полностью совпадают с объемами электроэнергии, отраженными Компанией в актах об оказании услуг по передаче электрической энергии за 2012 год..
ОАО "Оборонэнергосбыт" полагает, что во исполнение государственного контракта свои обязательства по оплате поставленной в 2012 году электрической энергии выполнило надлежащим образом, в подтверждение чего представило акты приема-передачи электроэнергии и платежные поручения.
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер (абзац 2 пункта 42 Правил N 861). При расчете для потребителей единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются затраты данной организации пропорционально объему электроэнергии, передаваемой указанной организацией сторонним потребителям (абзац 4 пункта 42 Правил N 861).
Согласно пункту 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая дифференцируется по уровням напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети рассматриваемой организации.
Ставки на оплату оказываемых услуг определяются по суммарным сальдированным перетокам электроэнергии (мощности) из сети сетевой организации - получателя платежа (пункт 52 Методических указаний).
В Постановлении Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 г. N 713-п "Об упорядочении расчетов за услуги по передаче электрической энергии на территории Ярославской области" филиал ОАО "МРСК Центра" - "Ярэнерго" указан как лицо, выполняющее функции централизованных расчетов за услуги по передаче электроэнергии.
На 2012 год Приказами Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 26.12.2011 г. N 132-ээ/п и от 30.03.2012 г. N 19-ээ/п утверждены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии, оказываемые для ответчика территориальными сетевыми организациями, в том числе для оплаты ОАО "МРСК Центра" услуг ОАО "Оборонэнерго".
На основании изложенного в спорный период объем услуг, оказываемых истцом для ответчика должен определяться по суммарным сальдированным перетокам электрической энергии на границах балансовой принадлежности между ОАО "Оборонэнерго" и конечными потребителями электроэнергии, а также на границах балансовой принадлежности между ОАО "Оборонэнерго" и нижестоящими смежными сетевыми организациями.
Судом первой инстанции установлено, что в точках приема электроэнергии истец получает электрическую энергию от вышестоящих сетевых организаций для последующей передачи электроэнергии конечным потребителям.
Согласно абзацу 5 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 31.08.2006 N 530 и действующих до 12.06.2012 (далее - Основные положения N 530), а также согласно абзацу 3 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 N 442 и действующих с 12.06.2012 (далее - Основные положения N 442) "точка поставки на розничном рынке" - место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объекта сетевой организации (либо производителя электроэнергии), и являющееся местом исполнения обязательства по договорам энергоснабжения, поставки электрической энергии и договорам оказания услуг по передаче электроэнергии.
ОАО "Оборонэнергосбыт" и потребители, покупающие электроэнергию у данной сбытовой компании, не имеют энергопринимающих устройств в точках приёма электроэнергии в сеть ОАО "Оборонэнерго", следовательно, не имеют возможности в указанных точках принимать поставляемую гарантирующим поставщиком первого уровня электроэнергию, и фактическая поставка производилась в спорный период в "нижние точки" (на границе между сетью истца и энергопринимающими устройствами потребителей электрической энергии, а также на границе между сетями истца и нижестоящих сетевых организаций) при использовании услуг, оказанных истцом.
Судом первой инстанции установлено, что указание в договорах мест исполнения взаимных обязательств по поставке и передаче электрической энергии на границах сетей смежных сетевых организаций не совпадает с фактическими точками поставки потребителям. Соответственно, ответчиком объем услуг определен без учета услуг и затрат истца на передачу электроэнергии в "нижние" точки, и у энергосбытовых компаний-потребителей услуг перед Ответчиком, поскольку в расчетах применены тарифы, соответствующие уровням напряжения на границе между смежными сетевыми организациями и не соответствующие уровню напряжения в фактических "нижних" точках поставки.
ОАО "Оборонэнергосбыт" получает оплату от своих потребителей по ценам, соответствующим точкам поставки, по уровню напряжения НН и ведет расчеты с ОАО "ЯСК" по уровням напряжения СН1 и СН2. Гарантирующий поставщик первого уровня, ознакомившись с Актами первичного учета, предоставленными ФКУ "УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям", обращает внимание на то, что фактическая стоимость услуг по передаче электроэнергии не полностью оплачена сетевым компаниям.
При этом ОАО "ЯСК" полагает, что спор может быть устранен только урегулированием ОАО "Оборонэнергосбыт" договорных отношений по передаче электроэнергии напрямую с ОАО "МРСК Центра", что в спорный период урегулировано не было.
Однако расчеты за поставленную электроэнергию и, соответственно, за услуги по передаче электроэнергии должны осуществляться исходя из условий присоединения к электрическим сетям энергопринимающего оборудования конечных потребителей (по тарифам высокого, среднего и низкого напряжения).
Различия при определении точек поставки электроэнергии и, соответственно, уровня напряжения вызваны действиями гарантирующего поставщика второго уровня, который вопреки требованиям Основных положений N 530 урегулировал с ОАО "ЯСК" отношения по передаче электроэнергии (мощности) не по тем точкам поставки электроэнергии и уровням напряжения.
Потребители электрической энергии оплачивают энергосбытовой компании стоимость потребленной электроэнергии по тарифам для конечных потребителей.
Поскольку уровень напряжения в точках присоединения энергопринимающих устройств конечных потребителей фактически определяется как уровень среднего напряжения (СН1 и СН2) и низкого напряжения (НН), услуги по передаче электрической энергии и мощности должны оплачиваться по этим же уровням напряжения.
Следовательно, вывод Арбитражного суда Ярославской области о необходимости в составе доказательств от истца наличия актов снятия показаний приборов учета по точкам приема электроэнергии, поскольку такие документы не определяют объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных истцом, противоречит действующему нормативно-правовому регулированию.
Объем оказанных ОАО "Оборонэнерго" услуг должен во всех договорах определяться в точках поставки - на границе между сетью ОАО "Оборонэнерго" и энергопринимающими устройствами потребителей электрической энергии, а также в точках отпуска электроэнергии на границах между сетями ОАО "Оборонэнерго" и нижестоящих сетевых организаций.
Согласно пунктам 136 Основных положений N 530 и Основных положений N 442 объем исполненных обязательств должен быть подтвержден документами первичного учета электрической энергии, оформленных на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии.
Подпунктом "а" пункта 145 Основных положений N 530, пунктом 144 Основных положений N 442 предусмотрена возможность применения расчетных способов определения объемов переданной электроэнергии, основанных на применении показаний приборов учета, установленных в границах смежных субъектов: расчет объема потребления электрической энергии осуществляется путем распределения между потребителями, у которых отсутствуют приборы учета, величины, рассчитанной на основании показаний приборов учета, установленных на объекте электросетевого хозяйства и измеряющих совокупные объемы электрической энергии, отпускаемой всем потребителям, с использованием следующего алгоритма: определяется разность объема электрической энергии, отпускаемого всем потребителям данной группы, и объемов потребления электрической энергии потребителями, у которых имеются исправные приборы учета; из полученной разности вычитается величина нормативных потерь; оставшийся объем электрической энергии распределяется между всеми потребителями данной группы, у которых отсутствуют (неисправны) приборы учета, пропорционально заявленной мощности.
Правомерность применения указанного расчетного способа в целях определения объемов электрической энергии, переданной на объекты Министерства обороны РФ в отсутствие приборов учета, подтверждается Протоколом совещания в Минэнерго России от 01.10.2010 N 09-1038 (том 9, л.д.91-97), в котором указано, что до установки приборов учета на "нижних точках" поставки ОАО "28 Электрическая сеть" вводится расчетная схема по договорам: "вход в сеть" минус норматив потерь", а также Методикой формирования объема электрической энергии (мощности), переданного по сетям филиала "Верхневолжский" ОАО "Оборонэнерго" (том 20, л.д.76), согласованной ОАО "Оборонэнерго" с ОАО "Оборонэнергосбыт", являющимся гарантирующим поставщиком в пределах сетей истца и для потребителей, подключенных к сетям ОАО "Оборонэнерго".
Апелляционный суд исследовал Акты первичного учета электроэнергии, подтвержденные подписями потребителей электроэнергии (том 9 л.д. 114-117, том 10 л.д.1-92, том 17 л.д.37- 109), акты первичного учета (том 13, 14, 15, 16), составленные потребителем совместно со сбытовой компанией ОАО "Оборонэнергосбыт" во исполнение обязательств по государственному контракту; расчет объемов переданной электроэнергии, составленные помесячно за спорный период (том 17, л.д.110-111); Анализ объемов электрической энергии, переданной по сетям ОАО "Оборонэнерго" (том 17 л.д. 129-162, том 18 л.д. 1-39) и пришел к выводу, что в актах первичного учета, предоставленных ФКУ "УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям", применяются расчетные способы, соответствующие расчетам истца; в актах приема-передачи электроэнергии, составленных ОАО "ЯСК" и ОАО "Оборонэнергосбыт", указаны объемы электроэнергии, превышающие значения, на которых настаивает истец, поскольку по настоящему делу ОАО "Оборонэнерго" взыскивает неоплаченную стоимость оказанной услуги, объем которой не превышает объемы, подтвержденные актами, полученными от третьего лица, т.е. подтвержденный объем потребителями.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, как требует того пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе на предмет их относимости и допустимости к спорным правоотношениям, апелляционный суд полагает, что истец доказал и подтвердил документами первичного учета электрической энергии объемы переданной по своим сетям электрической энергии, а представленные ОАО "Оборонэнерго" в материалы дела первичные документы не получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Также апелляционным судом установлено, что контррасчет ответчика (том 20 л.д.166-176) не содержит детализированных в цифровом выражении возражений по взыскиваемой сумме по каждому пункту разногласий.
При таких обстоятельствах в ходе апелляционного производства подтверждается обоснованность взыскания истцом задолженности за услуги по передаче электрической энергии с мая по август 2012 года в размере 3 234 046,98 рублей за минусом оплаченной ОАО "МРСК Центра" суммы 217 232,16 рублей платежным поручением от 25.12.2013 N 169679 (том 20, л.д. 177), следовательно, 3 016 814 рублей 82 копейки основного долга и 416 997 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период 03.07.2012 по 20.02.2014 по ставке рефинансирования ЦБ РФ - 8,25% годовых.
На основании изложенного, с учетом доказанности истцом объема переданной по сетям ОАО "Оборонэнерго" электрической энергии, апелляционный суд установил несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в порядке пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина за рассмотрение иска судом первой инстанции, а также за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнерго" филиала "Верхневолжский" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.05.2014 по делу N А82-12137/2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Ярэнерго" в пользу открытого акционерного общества "Оборонэнерго" филиал "Верхневолжский" 3 016 814 рублей 82 копейки основного долга, 416 997 рублей 19 копеек процентов (с 03.07.2012 по 20.02.2014) и 4 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Ярэнерго" в доход федерального бюджета 38 169 рублей 06 копеек государственной пошлины за рассмотрение иска.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12137/2012