г. Ессентуки |
|
02 октября 2014 г. |
Дело N А63-4147/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер", на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2014 по делу N А63-4147/2014,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1052600297606,
к закрытому акционерному обществу "Тандер", г. Краснодар, ОГРН 1022301598549,
о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Шейко Лаура Альбертовна, г. Георгиевск, Шейко Самвел Валерьевич, г. Георгиевск, законный представитель Шейко Лаура Альбертовна, Шейко Арарат Валерьевич, г. Георгиевск, Шейко Астик Григорьевна, г. Георгиевск, Нестеренко Александр Витальевич, г. Георгиевск, Арутюнян Альвард Суренович, г. Георгиевск, Таучелова Ирина Юрьевна, г. Георгиевск, законный представитель отдел опеки и попечительства при администрации г.Георгиевска, Павлузова Жанна Григорьевна, г. Георгиевск, Осокина Галина Петровна, г. Георгиевск, Григорян Динара Сергеевна, г. Георгиевск, Назарько Марина Владимировна, г. Георгиевск, Назарько Наталья Владимировна, г. Георгиевск, Назарько Евгений Иванович, г. Георгиевск, Назарько Арсений Евгеньевич, г. Георгиевск, законный представитель Назарько Евгений Иванович, Заславская Татьяна Владимировна, г. Георгиевск, Рязанцев Дмитрий Владимирович, х. Новый, Мишустина Светлана Викторовна, х. Новый, Кузнецова Татьяна Ивановна, г. Георгиевск, Гордиенко Никита Анатольевич, г. Георгиевск, Головина Наталья 2 Анатольевна, г. Новопавловск, Головина Екатерина Андреевна, г. Новопавловск, законный представитель Головина Наталья Анатольевна, Жуков Дмитрий Сергеевич, г. Новопавловск, законный представитель Головина Наталья Анатольевна, Шевцов Александр Евгеньевич, г. Новопавловск, законный представитель Головина Наталья Анатольевна, Киселева Марина Михайловна, г. Новопавловск,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Тандер" - Коцко Н.В. по доверенности от 06.02.2014 N 2-4/79;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю - Науменко О.В. по доверенности от 31.12.2013 N 16957-01.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к закрытому акционерному обществу "Тандер" (далее - общество) о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При принятии дела к производству к его участию были привлечены лица, признанные управлением при составлении протокола по делу об административном правонарушении, потерпевшими: Шейко Л.А., Шейко С.В., Шейко А.В., Шейко А.Г., г. Георгиевск, Нестеренко А.В., г. Георгиевск, Арутюнян А.С., г. Георгиевск, Таучелова И.Ю., г. Георгиевск, Павлузова Ж.Г., г. Георгиевск, Осокина Г.П., г. Георгиевск, Григорян Д.С., г. Георгиевск, Назарько М.В., Назарько Н.В., Назарько Е.И., Назарько А.Е., г. Георгиевск, Заславская Т.В., г. Георгиевск, Рязанцев Д.В., х. Новый, Мишустина С.В., х. Новый, Кузнецова Т.И., г. Георгиевск, Гордиенко Н.А., г. Георгиевск, Головина Н.А., Головина Е.А., г. Новопавловск, Жуков Д.С. г. Новопавловск, Шевцов А.Е., г. Новопавловск, Киселева М.М., г. Новопавловск (далее -потерпевшие).
Решением суда от 14 июля 2014 года закрытое акционерное общество "Тандер", г. Краснодар привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему наказание в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
Решение мотивированно наличием состава вменяемого правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, закрытого акционерного общества "Тандер" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его в части назначения штрафа, снизив его с 350 000 до 100 000 рублей, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что в рассматриваемом случае, возможно было назначить административное наказание ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 14.4 КоАП Российской Федерации, а также ссылается па несоразмерность назначенного наказания характеру совершенного правонарушения, и указывает, что совершенным ЗАО "Тандер" правонарушением не создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям. Помимо этого, ЗАО "Тандер" ссылается на имущественное и финансовое положение ЗАО "Тандер", обосновывая его тем, что ЗАО "Тандер" но результатам проверки, связанной с массовым инфекционным заболеванием (пищевое отравление) населения г. Георгиевска и г. Новопавловска, связывающего свои заболевания с пищевой продукцией (салатами), приобретенной в гипермаркете "Магнит" ЗАО "Тандер" по адресу: Ставропольский край г. Георгиевск, ул. Калинина, д. 101 к.1, было привлечено к административной ответственности по двум делам об административных правонарушениях, общая сумма штрафа по которым составила 750 000, 00 руб. А также указывает на то, что данная сумма штрафов значительно влияет на дальнейшее развитие коммерческого предприятия ЗАО "Тандер", в доказательство чего указывает на прибыль за первое полугодие 2014 г. обособленного подразделения ЗАО "Тандер", расположенного в г. Георгиевск, ул. Калинина, д. 101 к.1, которая составила 7 527 433, 26 руб.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части с учетом согласия на это сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2014 по делу N А63-4147/2014, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что в адрес управления и Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Пятигорске" 31.03.2014 из лечебно-профилактических учреждений г. Георгиевска и г. новопавловска поступили сообщения о пищевых отравлениях граждан, которые связывали свое состояние с пищевой продукцией (салатами), приобретенной в гипермаркете "Магнит", принадлежащем обществу по адресу: г. Георгиевск, ул. Калинина, 101, корпус 1.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Сообщения граждан, информация, поступившая из лечебных учреждений, явилась основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, о чем вынесено определение от 31.03.2014 N 5 (т. 1, л. д. 19).
31 марта 2014 года управлением произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений (гипермаркета "Магнит" по адресу: г. Георгиевск, ул. Калинина, 101, корпус), о чем был составлен протокол (т. 1, л.д. 34-37).
В тот же день управлением взяты образцы (пробы) товаров для проведения экспертизы, о чем составлены протоколы, вынесено определение о назначении экспертизы (т. 1, л. д. 21-24).
31 марта 2014 года в отношении общества был составлен протокол о временном запрете деятельности (т. 1, л. д. 28).
Отбор проб продукции и осмотр помещения общества произведен в присутствии понятых Чагай С.И. и Абрамова О.А., директора гипермаркета Ивонина Р.В., е чем имеются их подписи.
03, 05, 06 апреля 2014 года экспертными учреждениями управлению направлены протоколы лабораторных исследований изъятых образцов (т. 1, л. д. 38-54).
Телеграммой, направленной обществу по его юридическому адресу, оно было извещено о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении на 14.04.2014 (т. 1, л. д. 18).
14 апреля 2014 года в отношении общества при участии представителя общества Коцко Н.В. и надлежащем извещении законного представителя общества по его юридическому адресу и потерпевших управлением составлен протокол N 216 о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела переданы в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 2300-1 предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (пункт 2 статьи 7 Закона N 2300-1).
Основу правового регулирования указанных в статье 14.43 КоАП РФ правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 1 названного Закона предусмотрено, что он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 184-ФЗ международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования могут быть установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом.
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, в целях углубления и ускорения интеграционных процессов в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества и формирования Единого экономического пространства 18.11.2010 заключили "Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации".
Частью 3 статьи 4 указанного Соглашения определено, что в технических регламентах Таможенного союза устанавливаются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия.
Согласно данному Соглашению 9 декабря 2011 г. решением Комиссии Таможенного союза N 880 был принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
В соответствии с частью 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней данным Техническим регламентом.
Часть 3 этой же статьи гласит, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться определенные процедуры.
Несоблюдение обществом указанных процедур при изготовлении (реализации) пищевой продукции, а именно, салатов: - "Оливье", "Русская красавица", "Ярославна", "Сельдь под шубой", послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении N 216 по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Материалами административного дела подтверждается факт того, что при производстве 30.03.2014 пищевых продуктов - салатов: "Оливье", "Русская красавица", "Ярославна", "Сельдь под шубой" были допущены следующие нарушения ТР ТС 021/2011: - в процессе производства пищевой продукции изготовителем не внедрены и не поддерживаются процедуры выбора последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, планировка производственных помещений не обеспечивает поточность технологических операций, при осуществлении технологических операций имеются встречные потоки пищевого сырья и пищевой продукции, а именно при производстве салатов "Оливье", "Русская красавица", "Ярославна", "Сельдь под шубой" не соблюдается последовательность выполняемых технологических операций, в помещении приготовления готовой салатной продукции допускается обработка и мойка сырых продуктов (грязных овощей), приемка пищевого сырья непосредственно в цех готовой салатной продукции осуществляется в оборотной (грязной) таре поставщика (нарушения пункта 2 части 3 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 14 ТР ТС 021/2011);
- в процессе производства пищевой продукции изготовителем не внедрены и не поддерживаются процедуры выбора обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, конструкция производственных помещений не обеспечивает защиту от проникновения в производственные помещения насекомых - во всех производственных помещениях установлено наличие насекомых (тараканов) (нарушения пункта 10 части 3 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 14 ТР ТС 021/2011);
- в процессе производства пищевой продукции изготовителем не внедрены и не поддерживаются процедуры содержания производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции, а также обеспечивающий безопасность пищевой продукции выбор способов, установления периодичности и проведения уборки, мойки производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции. Поверхность стен не выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции, а именно по пути поступления пищевых продуктов стены на высоте 30 см от пола поражены грибком, штукатурка осыпается, в помещении для первичной обработки сырья, в доготовочной кафель на стенах с видимой грязью, на стенах паутина, мойки для обработки овощей грязные. Что также подтверждается результатами лабораторных исследований смывов с объектов внешней среды цеха по производству салатов гипермакета "Магнит" в г. Георгиевске (санитарно-эпидемиологическая и гигиеническая экспертиза (оценка) результатов лабораторных исследований N 8/01 от 06.04.2014) (нарушения пунктов 8 и 10 части 3 статьи 10, пункта 2 части 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011);
- согласно протоколу лабораторных испытаний смывов на патогенную микрофлору и стафилококк N 257 от 04.04.2014 в 6 смывах из 43, взятых на наличие возбудителей патогенной микрофлоры, обнаружено, что смыв с прилавка отдела салатов, инвентарь для салатов, чашка с маринованными голеням кур, чашка с маринованными окорочками, дозатор мыла из туалетной комнаты, крючок для санитарной одежды содержат Staphylococcus aureus (золотистый стафилококк) и Salmonella enteritidis (бактерии рода сальмонелла);
согласно протоколу лабораторных исследований от 02.04.2014 N 256 в 3 смывах из 15, взятых с поверхностей производственного оборудования (насадки-ножи, чашки для салатов, гастрономическая емкость) обнаружены БГКП (бактерии группы кишечной палочки);
количество холодной и горячей воды недостаточно для обеспечения производства безопасной пищевой продукции: в моечном отделении производственного оборудования и инвентаря из 4-х установленных моечных ванн используется одна, что не позволяет соблюдать режим мытья и дезинфекции оборудования и инвентаря, в отделении первичной обработки овощей к одной из двух имеющихся моечных ванн не подведена холодная и горячая вода (нарушения пункта 1 статьи 12);
- в процессе производства пищевой продукции изготовителем ЗАО "Тандер" не поддерживаются необходимые процедуры, выбранные для обеспечения безопасности пищевой продукции, в части соблюдения установленных технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции (нарушения пункта 1 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
Согласно представленным в ходе поведения эпидемиологического расследования технологическим картам на производство салатов "Оливье", "Русская красавица", "Ярославна", "Сельдь под шубой" технология приготовления и оформления блюд устанавливает изготовление салатов из сырых продуктов с полным циклом обработки сырья, термической обработки, охлаждением, измельчением компонентов и заправки. В то же время было установлено, что при приготовлении названных салатов в гипермаркете "Магнит" использовались готовые компоненты для приготовления: картофель отварной кубик, картофель отварной сырье, курица тушка отварная сырье, лук репчатый жареный кубик, морковь отварная кубик сырье, морковь отварная сырье, свекла отварная сырье, яйцо отварное сырье, поступившие по товарной накладной на внутреннее перемещение N 150876 от 30.03.2014 из цеха общества во Владикавказе. При этом на используемое сырье при производстве салатов отсутствует информация о времени изготовления в накладных на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары.
Также согласно указанным картам срок годности приготовленных салатов составляет 12 часов. В тоже время, согласно представленному бракеражному журналу установлен факт реализации готовых салатов, на следующий день после их изготовления. Нарушения сроков реализации приготовленной продукции привело к наличию возбудителей инфекционных заболеваний, представляющих опасность для здоровья человека, в пищевой продукции приготовленной в последующие дни, что является нарушением части 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 и подтверждается результатами лабораторных исследований готовых продуктов, цеха приготовления салатов гипермаркета "Магнит" в г. Георгиевске;
согласно протоколу лабораторных испытаний ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Георгиевском районе" от 05.04.2014 N 264, санитарно-эпидемиологической и гигиенической экспертизе (оценка) от 06.04.2014 N 8/01 салат "Винегрет овощной" с датой выработки 31.03.2014 не соответствовал требованиям ТР ТС 021/2011, обнаружены бактерии группы кишечной палочки (в 0,1);
согласно протоколу лабораторных испытаний ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Георгиевском районе" от 05.04.2014 N 262, санитарно-эпидемиологической и гигиенической экспертизе (оценка) от 06.04.2014 N 8/01 салат "Ярославна" заправленный с датой выработки 31.03.2014 не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011, обнаружены S.aureus в 1,0;
согласно протоколу лабораторных испытаний ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Георгиевском районе" от 05.04.2014 N 260, санитарно-эпидемиологической и гигиенической экспертизе (оценка) от 06.04.2014 N 8/01 салат "Русская красавица" заправленный с датой выработки 31.03.2014 не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 обнаружены бактерии группы кишечной палочки (в 0,1)и S.aureus (1,0);
- в процессе производства пищевой продукции изготовителем не внедрены и не поддерживаются процедуры обеспечения безопасности в процессе производства, а также не определены контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля. В представленных программах производственного контроля изготовителем ЗАО "Тандер" не определены или определены не в полном объеме (нарушения пункта 3 части 3 статьи 10, пунктов 1 -8 части 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011):
перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям Технического регламента;
перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить опасные факторы;
предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках;
порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления);
установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, от установленных предельных значений;
- периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных;
- в нарушения требований обеспечения безопасности пищевой продукции изготовителем в процессе ее производства к работе, связанной с производством пищевых продуктов в цехе приготовления салатов гипермаркета "Магнит" в г. Георгиевске были допущены 2 сотрудника из числа заболевших (нарушения части 7 статьи 11 ТР ТС 021/2011):
- Качуровская Н.В., посудомойщица - дата заболевания 29.03.2014 (со слов жидкий стул), 01.04.2014 при ПЦР обследовании (протокол N 5/1 от 31.03.2014) выявлена ДНК Salmonella, согласно журналу здоровья имеется отметка: 30.03 - была здорова, работала.
- Иванова Е.В., повар - дата заболевания 30.03.2014 (со слов жидкий стул), заболела 30.03.2014, согласно журналу здоровья имеется отметка: 30.03 - была здорова, работала.
Описанные нарушения привели к причинению физического вреда потерпевшим, приобретавшим салаты "Оливье", "Русская красавица", "Ярославна", "Сельдь под шубой" 30.03.2013 в гипермаркете "Магнит" по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Калинина, д. 101 корпус 1.
Материалами административного дела полностью подтверждаются факты, зафиксированные протоколом по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается помимо протокола N 262, протоколом о временном запрете деятельности от 31.03.2014, постановлением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 07.04.2014 о привлечение общества к административной ответственности по статье 6.6 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности на 20 суток, программа производственного контроля от 10.02.2012, технологические карты на производство салатов "Оливье", "Русская красавица", "Ярославна", "Сельдь под шубой",.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Копии указанных выше документов содержат сведения, которые имеют значение для производства по настоящему делу об административном правонарушении:
- копия программы производственного контроля, утвержденная директором департамента производства Шалкеевым С.В. 10.02.2014 подтверждает, что при производстве пищевой продукции (а именно многокомпонентных салатов "Оливье", "Сельдь под шубой", "Винегрет") в производственных цехах гипермаркета "Магнит" не определены контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства, а также не определены (или определены не в полном объеме) перечень опасных факторов; перечень критических контрольных точек процесса производства; предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках; порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства; установление порядка действий в случае отклонения значений показателей; периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства пищевой продукции;
копии товарной накладной на внутреннее перемещение N 150876 от 30.03.2014 и удостоверения о качестве от 30.03.2014 подтверждают факт использования готовых компонентов для приготовления салатов (картофель отварной кубик, картофель отварной сырье, курица тушка отварная сырье, лук репчатый жареный кубик, морковь отварная кубик сырье, морковь отварная сырье, свекла отварная сырье, яйцо отварное сырье) с неустановленным временем изготовления (и соответственно невозможностью установить сроки годности используемых компонентов);
копии технологических карт на производство салатов "Оливье", "Русская красавица", "Ярославна", "Сельдь под шубой" подтверждают, что технология приготовления и оформления блюд устанавливает изготовление салатов из сырых продуктов с полным циклом обработки сырья, термической обработки, охлаждением, измельчением компонентов и заправки.
Квалифицирующим признаком части 2 статьи 14.43 КоАП РФ является причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В рассматриваемом деле речь идет о факте причинения вреда здоровью граждан, приобретавших в гипермаркете "Магнит" салаты: "Оливье", "Русская красавица", "Ярославна", "Сельдь под шубой", даты производства 30.03.2014.
Выявленные в ходе проведения административного и эпидемиологического расследования нарушения ТС 021/2011 и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что обществом 30.03.2014 процедуры приготовления пищевой продукции (а именно салатов) не осуществлялись таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям ТС 021/2011.
Процессуальные нарушения управлением не допущены.
Определение о назначении экспертизы от 31.03.2014 было вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Данный факт подтверждает подпись директора гипермаркет ЗАО "Тандер" Ивонина Р.В. в определении от 31.03.2014.
При проведении указанных процессуальных действий каких-либо замечаний, вопросов, отводов экспертам, ходатайств не заявлялось.
В отборах проб, проводимых до назначения экспертизы 31.03.2014, принимали участие понятые Чагай С.И. и Абрамова О.А., директор гипермаркета Ивонин Р.В., о чем имеются их подписи.
Согласно пункту 2.7.3 МУ 2657-82 "Методические указания по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами" обнаружение бактерий группы кишечных палочек при проведении санитарно-бактериологических исследований расценивают как одно из подтверждений нарушения санитарного режима. Бактериологический контроль методом смывов с поверхностей инвентаря, оборудования, рук и санитарной одежды персонала проводится для определения роли оборудования и рук персонала в бактериальном обсеменении продукта или готового блюда по ходу технологического процесса производства, обращая особое внимание на производство продуктов и готовых блюд, прошедших термическую обработку или употребляемых в пищу без предварительной обработки (некоторые овощи, гастрономические продукты, салаты, винегреты и др.).
Обнаружение санитарно-показательных и условно-патогенных бактерий в смывах с поверхностей чистых, подготовленных к работе предметов, инвентаря и оборудования, а также рук персонала свидетельствует о нарушении санитарного режима и дает основание для проведения административных мер (пункт 5.2.4. МУ 2657-82).
Выявленные в ходе проведенных лабораторных исследований бактерии рода сальмонелла - Salmonella enteritidis (на прилавке отдела салатов, на инвентаре для салатов), золотистый стафилококк - Staphylococcus aureus (в чашках с маринованными голеням кур и с маринованными окорочками, на дозаторе мыла из туалетной комнаты, на крючке для санитарной одежды, в салате "Ярославна" заправленном с датой выработки 31.03.2014), бактерии группы кишечной палочки (на насадках-ножах, в гастрономической емкости -салатного цеха, в салате "Винегрет овощной" с датой выработки 31.03.2014), свидетельствуют о том, что в процессе производства пищевой продукции производственные помещения, технологическое оборудование и инвентарь, используемые в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, не содержатся в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции, а также не осуществлен обеспечивающий безопасность пищевой продукции выбор способов, установления периодичности и проведения уборки, мойки производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
Протоколом об административном правонарушении от 14.04.2014 N 216 обществу вменяется осуществление 30.03.2014 приготовления пищевой продукции (салатов) без поддержания необходимых процедур, выбранных для обеспечения безопасности пищевой продукции, в части соблюдения установленных технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 9.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий проводится ежедневно. При этом ведется так называемый "бракеражный журнал", в котором указывается время изготовления продукта, его наименование, результаты органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку.
Согласно представленному обществом бракеражному журналу 30.03.2014 было приготовлено 5 кг салата "Русская красавица", реализовано - 17,338 кг; приготовлено 3 кг салата из лосося, реализовано - 6,288 кг; приготовлено 5 кг салата из зеленой фасоли, реализовано - 8,962 кг; приготовлен 1 кг салата "Коралл", реализовано - 1,318 кг. при этом 31.03.2014 не было производства, но была реализация салата "Оливье" - 3,204 кг, салата из зеленой фасоли - 0,942 кг.
В своих объяснениях представитель общества утверждает, что выявленные расхождения объясняются ни чем иным как некорректным ведением бракеражного журнала, тем самым подтверждая факт приготовления пищевой продукции без поддержания необходимых процедур, выбранных для обеспечения безопасности пищевой продукции, в части соблюдения установленных технологических процессов производства пищевой продукции.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных ТР ТС 021/2011 обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в соблюдении требований законодательства в сфере безопасности пищевой продукции. В то же время какихлибо объяснений об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению обществом не представлено.
В соответствии с частью 7 статьи 11 ТС 021/2011 больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, не допускаются к работам, связанным с производством (изготовлением) пищевой продукции.
Выявление больных острыми кишечными инфекциями проводится медицинскими работниками всех ЛПУ здравоохранения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Диагноз устанавливается на основании клинических признаков болезни, результатов лабораторного обследования, эпидемиологического анамнеза (пункт 4.3 СП 3.1.1.1117-02 "Профилактика инфекционных заболеваний. Кишечные инфекции. Профилактика острых кишечных инфекций").
В соответствии с пунктом 4.3.3 СП 3.1.1.1117-02 первичная информация о выявленном больном ОКИ (носителе) содержала необходимую информацию. Согласно картам эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания:
заболевание у посудомойщицы Качуровской Н.В. было выявлено 03.04.2014 при обследовании по эпид.показаниям, основные симптомы заболевания: жидкий стул 5 раз, слабость повышенная температура до t-38, боли в животе, тошнота, проявились 29.03.2014 (извещение направлено инфекционным отделением ГБУЗ СК "Георгиевская центральная больница");
заболевание у повара Ивановой Е.В. было выявлено 30.03.2014 при обращении за мед.помощью, основные симптомы заболевания: тошнота, рвота 2 раза, жидкий стул до 6 раз, слабость, проявились 30.03.2014 (извещение направлено ГБУЗ СК "Георгиевская центральная городская поликлиника").
В то же время согласно представленному журналу здоровья 30.03.2014 Качуровская Н.В. и Иванова Е.В. были здоровы и допущены к работе.
При этом наличие у персонала медицинских книжек с пройденными периодическими медицинскими осмотрами не может свидетельствовать об отсутствии у них сальмонеллеза в рассматриваемый момент времени.
Квалифицирующим признаком состава части 2 статьи 14.43 КоАП РФ является причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Из материалов дела установлено, что начиная с 31.03.2014 в лечебно-профилактические учреждения г. Георгиевска и Георгиевского района, г. Новопавловска стали обращаться за медицинской помощью граждане с общими основными симптомами: многократный жидкий стул, повышение температуры до 380 - 400С, боли в животе, тошнота, рвота несколько раз в сутки. В соответствии с пунктом 4.7.1 СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза" в указанном случае может ставиться диагноз - подозрительный случай сальмонеллеза. Постановка диагноза сальмонеллез требует лабораторного подтверждения, но при эпидемиологической вспышке диагноз выставляется на основании клинико-эпидемиологического анамнеза (пункты 4.7.3 и 4.8 СП 3.1.7.2616-10).
При расследовании пищевого отравления с целью выявления общего для всех пострадавших продукта, а также для выявления общих клинических симптомов у заболевших в поликлинике, больнице и т.д. проводится опрос больных. При опросе больных выясняется:
- чем питались пострадавшие в течение 3-х суток до начала заболевания;
имеются ли аналогичные заболевания среди членов семьи пострадавших, чем и где они питались;
время, прошедшее с момента употребления подозреваемого продукта до появления признаков заболевания.
Путем сопоставления полученных по схемам опроса данных устанавливаются продукты, общие для пострадавших, общая клиническая картина заболевания и инкубационный период заболевания.
В соответствии с пунктом 4.3.3 СП 3.1.1.1117-02 "Профилактика инфекционных заболеваний. Кишечные инфекции. Профилактика острых кишечных инфекций" первичная информация о выявленном больном ОКИ (носителе) содержала необходимые сведения о подозрительных в качестве факторов передачи возбудителей инфекции (факторах риска) пищевых продуктах, употреблявшихся заболевшим в течение последних 3-х дней до возникновения болезни.
Медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений потерпевшим, указанным в протоколе N 216 был поставлен окончательный диагноз сальмонеллез средней тяжести, в том числе лабораторно подтвержденный у 18 человек.
Что подтверждается картами эпидемиологического обследования (т. 2, л.д. 16-45), содержащими информацию о больном, месте обращения за медицинской помощью - лечебном учреждении, дате заболевания, дате обращения за мед.помощью, результатах обследования, диагнозе, сведения о пищевых продуктах, в результате употребления которых могло возникнуть заболевание и т.д.
При этом общими у всех потерпевших является употребление в пищу многокомпонентных салатов, приобретенных 30.03.2014 в гипермаркете "Магнит" по адресу: г. Георгиевск, ул. Калинина, д. 101 корпус 1.
Сальмонеллез - это инфекционная болезнь животных и человека. Болезнь проявляется поражением желудочно-кишечного тракта. Люди заражаются при употреблении продуктов питания, обсеменных сальмонеллами в процессе их получения, переработки, транспортировки и реализации, прошедших недостаточную кулинарную обработку или хранившихся с нарушением установленных режимов (пункты 3.1 и 3.2 СП 3.1.086-96, ВП 13.4.1318-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сальмонеллез"; пункты 2.1 и 2.4 СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза").
При проведении исследований 33 изолятов выделенных культур сальмонеллы энтеритидис от больных, включая работников гипермаркетов, и из внешней среды в референс-центре по мониторингу за сальмонеллезами ФБУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" установлена их идентичность (заключение от 30.04.2014 N 4317 -4349), что подтверждает, что многокомпонентные салаты, приобретенные пострадавшими в гипермаркете "Магнит" и употребленные в пищу явились причиной заболевания сальмонеллезом.
7 апреля 2014 г. Георгиевским городским судом Ставропольского края ЗАО "Тандер" было привлечено к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований по статье 6.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности цеха для приготовления салатов гипермаркета "Магнит" по адресу: г. Георгиевск, ул. Калинина, д. 101 корпус 1, сроком на 20 суток.
Поводом для привлечения ЗАО "Тандер" к указанной административной ответственности стали выявленные нарушения пунктов 3.3, 5.11, 5.13, 6.5, 6.16, 6.19, 6.22, 7.7, 8.1, 8.4, 9.1, 9.5, 9.11, 12.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, являются действия (бездействия), нарушающие требования технических регламентов, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
При этом объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции и процессам связанным с ней.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного в статье 6.6 КоАП РФ, составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных санитарно-эпидемиологических требований, которые предъявляются к организации питания населения.
Объектом данных правонарушений выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Кроме того статья 6.6 КоАП РФ не содержит квалифицирующего признака в виде нарушения санитарно-эпидемиологических требований, повлекшего причинение вреда жизни и здоровью граждан.
В протоколе по делу об административном правонарушении N 206 было установлено, что общество 31.03.2014 нарушило санитарно-эпидемиологические требования, установленные СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", а именно: в помещении для первичной обработки овощей к одной из 2х установленных моечных ванн не подведена горячая и холодная вода; помещения не содержатся в чистоте, текущая уборка не проводится своевременно и по мере необходимости (стены поражены грибком, стены с видимой грязью, на стенах паутина, мойки для вторичной обработки овощей грязные; уборочный инвентарь не промаркирован, храниться в моечной производственного оборудования и инвентаря вне специально отведенного места, рядом со стеллажом для чистого инвентаря и оборудования; разделочный инвентарь (доски, ножи) не имеют маркировки в соответствии с обрабатываемыми продуктами; невозможность провести мытье столовой посуды нормируемым способом (моечная загромождена грязным производственным оборудованием, из 4х моек функционирует одна; для мытья производственного инвентаря и оборудования используется губчатый материал; допускается мытье оборотной тары поставщика в моечном помещении для производственного оборудования и инвентаря; в помещение непосредственного приготовления салатов допускается принятие пищевой продукции в грязной таре поставщика без плотно пригнанных крышек; при приготовлении салатной продукции не соблюдается поточность технологического процесса, допускается обработка овощей в помещении непосредственного приготовления салатов; не проводится ежедневно оценка качества салатов; во всех производственных помещениях цеха установлено наличие насекомых (тараканов), что свидетельствуют о продолжающемся противоправном поведение вопреки указанию правовой нормы (СП 2.3.6.1079-01) и непрекращающемся причинении вреда общественным отношениям в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Обществом не представлено суду сведений о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины общества в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, отсутствие смягчающих обстоятельств и определения размера штрафа в пределах установленной санкции.
Квалифицирующим признаком ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ является причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В рассматриваемом деле нарушение ЗАО "Тандср" требований ТС 021/2011 повлекли причинение вреда здоровью граждан, приобретавших в гипермаркете "Магнит" салаты: "Оливье", "Сельдь под шубой", "Винегрет" даты производства 31.03.2014 г., что и было установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами административного дела.
Вина ЗАО "Тандер" в совершенном правонарушении усугубляется тем, что Обществу неоднократно указывалось на необходимость соблюдения требований действующего законодательства о техническом регулировании и Общество неоднократно было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, однако Общество по прежнему продолжает нарушать требования законодательства о техническом регулировании й иные обязательные требования (Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2013 г. по делу N А6З-4949/2013; Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2013 г. по делу А60-48342/2012, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2014 г. по делу N A40-l60616/2013, Решение Арбитражного суда Калужской области от 28.02.2014 г. по делу N А23-6055/2013- данные судебные акты вступили в законную силу, копии имеются в материалах дела).
Довод апелляционной жалобы о сокращении штрафа ниже низшего предела до 100 000 рублей отклоняется.
Излагая свою позицию относительно возможности применения к рассматриваемому: случаю положений Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. N 4-1l ЗАО "Тандср" лишь процитировало позицию Конституционного суда и указало, что учитывая отсутствие общественно опасных последствий, имущественное и финансовое положение Общества назначенное административное наказание (350.000 руб. 00 коп.) несоразмерно характеру совершенного Обществом правонарушения, в связи с чем имеется возможность применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. N 4-П.
Обосновывая имущественное и финансовое положение ЗАО "Тандер", как лица привлекаемого к административной ответственности, Общество сослалось на прибыль за первое полугодие 2014 г. обособленного подразделения ЗАО "Тандер", расположенного в г. Георгиевск, ул. Калинина, д. 101 к.1, которая составила 7 527 433, 26 руб., при этом сведения о доходах общества в целом и сопоставления их с величиной штрафа общество не привело.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. N 4-П указано, что до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Также в данном Постановлении указано на то, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Следовательно, исходя из правовой позиции Конституционного суда, для целей применения Постановления N 4-П при назначении наказания ниже низшего предела суды должны учесть социальную значимость, общественную опасность, характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, раскаяние лица в совершенном правонарушении^ его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Из чего следует, что назначение штрафа низшего предела допускается лишь в исключительных случаях, если, противоправными действиями не создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям, не причинен вред здоровью граждан и окружающей среде, при признании лицом совершенного правонарушения и раскаяния в содеянном, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, обоснования его имущественного и финансового положения.
Однако, ЗАО "Тандер" ни при производстве по делу, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции не признало своей вины в совершенном правонарушении, не раскаялось в содеянном; не обосновало свое имущественное и материальное положение, а также не указало на доказательства свидетельствующие об исключительности обстоятельств совершения вмененного правонарушения, не представлены какие-либо доводы и доказательства, указывающие на то, что назначенная мера административного воздействия чрезмерно ограничивает свободы предпринимательства и права собственности непосредственно ЗАО "Тандер", а не отдельного обособленного подразделения Общества.
Каких-либо иных доказательств того, что возложенная на Общество мера административного воздействия чрезмерного ограничивает свободы предпринимательства и права собственности именно ЗАО "Тандер" - не представлены.
При этом апелляционный суд учитывает, что совершенное правонарушение повлекло повреждение здоровья граждан, нарушения носили неоднократный характер, имеет место неоднократность нарушений и привлечение административной ответственности повторно; несоразмерность штрафа и чрезмерные ограничения прав общества не подтвердились.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2014 по делу N А63-4147/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2014 по делу N А63-4147/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4147/2014
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ЗАО "ТАНДЕР"
Третье лицо: Арутюнян Альвард Суренович, Головина Екатерина Андреевна, Головина Наталья Анатольевна, Гордиенко Никита Анатольевич, Григорян Динара Сергеевна, Жуков Дмитрий Сергеевич, Заславская Татьяна Владимировна, Киселева Марина Михайловна, Кузнецова Татьяна Ивановна, Мишустина Светлана Викторовна, Назарько Арсений Евгеньевич, Назарько Евгений Иванович, Назарько Марина Владимировна, Назарько марина владимировна Назарько наталья владимировна Назарько арсений евгеньевич, Назарько Марина Владимировна Наталья Владимировна Евгений Иванович Арсений Евгеньевич, Назарько Наталья Владимировна, Нестеренко Александр Витальевич, Осокина Галина Петровна, Отдел оппеки и попечительства администрации Георгиевска, отдел оппеки и попечительства администрации Георгиевска (над Таучеловой Ириной Юрьевной), Павлузова Жанна Григорьевна, Рязанцев Дмитрий Владимирович, Таучелова Ирина Юрьевна, Шевцов Александр Евгеньевич, Шейко Арарат Валерьевич, Шейко Астик Григорьевна, Шейко Лаура Альбертовна, Шейко Самвел Валерьевич, Шейко самвел валерьевич Шейко арарат валерьевич Шейко астик григорьевна, ЗАО "ТАНДЕР"