город Омск |
|
02 октября 2014 г. |
Дело N А46-8506/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тетериной Н.В.,
судей Зориной О.В., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ветюговой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10162/2014) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Омской области от 04 августа 2014 года о прекращении производства по делу N А46-8506/2014 (судья С.А. Бодункова), вынесенное по заявлению Федеральной налоговой службы о признании общества с ограниченной ответственностью "Торговая Компания ВИТАЧИ" (ОГРН 1047796507538, ИНН 7720510689) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
от Федеральной налоговой службы - представитель Старостина Л.И. по доверенности N 01-12/11808 от 15.09.2014, сроком действия до 01.08.2015, удостоверение;
установил:
Федеральная налоговая служба (далее по тексту - ФНС России, уполномоченный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Торговая Компания ВИТАЧИ" (далее по тексту - ООО "Торговая Компания ВИТАЧИ", должник) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
На основании указанного заявления определением Арбитражного суда Омской области от 28.06.2014 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве)" в отношении ООО "Торговая Компания ВИТАЧИ" по упрощенной процедуре, предусмотренной статьями 227-230 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением Арбитражного суда Омской области от 04.08.2014 производство по делу N А46-8506/2014 по заявлению ФНС России о признании ООО "Торговая Компания ВИТАЧИ" несостоятельным (банкротом) прекращено.
Не согласившись с определением суда, уполномоченный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению ФНС России, в настоящем случае исключение должника из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке затронет интересы Российской Федерации. Вероятность поступления денежных средств в конкурсную массу ООО "Торговая Компания ВИТАЧИ" связывает с возможностью привлечения бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу N А46-8506/2014 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 25.09.2014.
От должника отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не поступил.
В судебное заседание представитель ООО "Торговая Компания ВИТАЧИ", извещенного о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ, не явился. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие должника.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, со ссылкой на пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100), пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67) пришел к обоснованному выводу о прекращении производства по настоящему делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ исходя из следующего.
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) урегулирован общий порядок ликвидации юридических лиц, в том числе путем признания их несостоятельными (банкротами).
Закон о банкротстве содержит специальные нормы о банкротстве отдельных категорий юридических лиц - ликвидируемых организаций, отсутствующих должников и т.д.
К категории отсутствующих должников закон относит фактически прекративших свою деятельность юридических лиц, руководители которых отсутствуют или установить место их нахождения не представляется возможным (пункт 1 статьи 227 Закона о банкротстве).
При этом действующим законодательством предусмотрена возможность исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) организаций, фактически прекративших свою деятельность.
Так, согласно статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При применении указанной нормы Пленум ВАС РФ в пункте 1 Постановления от 20.12.2006 N 67 рекомендовал арбитражным судам учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Из чего следует, что применение процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не поставлено в зависимость от наличия у него задолженности, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.
При этом в случаях заявления о признании банкротом должника - юридического лица, отвечающего признакам недействующего лица, на налоговый орган возлагается обязанность доказывания ряда обстоятельств:
- невозможности его исключения из ЕГРЮЛ в административном порядке;
- вероятности обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган (при этом уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника);
- обоснованности, законности требований уполномоченного органа по уплате обязательных платежей и наличия возможности их принудительного взыскания в установленном законодательством порядке (пункты 2, 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67).
Если же обстоятельства, подлежащие доказыванию, не установлены, возбужденное производство по делу о банкротстве отсутствующего должника подлежит прекращению (пункты 3, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67).
Аналогичные разъяснения даны и в пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1).
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (часть 1 статьи 66 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствующих обстоятельств уполномоченным органом в деле о банкротстве отсутствующего должника изложена выше.
В своем заявлении о признании ООО "Торговая Компания ВИТАЧИ" несостоятельным (банкротом) в связи с наличием у него непогашенной задолженности в общей сумме 11 633 822 руб. 81 коп. уполномоченный орган указывает на то, что в даты постановки на учет - 30.11.2010 бухгалтерская отчетность не представлялась должником в налоговый орган; у должника закрыто три расчетных счета, один расчетный счет используется как основанной; за последние три года операции по счетам не совершались; движимое и недвижимое имущество у должника отсутствует.
Вместе с тем, при наличии вышеизложенных обстоятельств уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Торговая Компания ВИТАЧИ" отсутствующим должником и введении в отношении него упрощенной процедуры банкротства в порядке статей 227 - 230 Закона о банкротстве.
Суд первой инстанции на основании представленных уполномоченным органом доказательств установил, что должник имеет признаки недействующего юридического лица. Следовательно, вопрос о ликвидации такого должника должен быть решен во внесудебном порядке (путем принятия соответствующего решения регистрирующим органом, каковым в рассматриваемом случае одновременно является сам заявитель).
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, данным в пункте 2 Постановления от 20.12.2006 N 67, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
Данная позиция изложена и в пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения вопросов, связанных с достоверностью адреса юридического лица".
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона о регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Судебный порядок ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, возможен, но только при наличии оснований, установленных в пункте 4 статьи 21.1 Закона о регистрации.
Согласно разъяснениям Пленума и Президиума ВАС РФ, данным в пунктах 3 Постановления от 20.12.2006 N 67 и Информационного письма от 17.01.2006 N 100, исключением из общего правила о прекращении производства по делу в случае установления в ходе возбужденного по заявлению уполномоченного органа признаков недействующего юридического лица, подлежащего ликвидации, являются два случая:
- решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений (заявлений) на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации;
- такое решение признано недействительным в судебном порядке.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, исключению ООО "Торговая Компания ВИТАЧИ" препятствовал сам уполномоченный орган, заявивший свои возражения против принятия решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с наличием у должника задолженности перед бюджетом по обязательным платежам.
Вместе с тем, факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67).
Таким образом, доводы уполномоченного органа о невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ во внесудебном (административном) порядке являются несостоятельными.
Поскольку должник отвечает признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации суд первой инстанции, учитывая, что законодательством предусмотрен внесудебный порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Данная правовая позиция соответствует разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в пункте 3 Постановления от 20.12.2006 N 67.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции отмечает также, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации, уполномоченный орган, как разъяснил Пленум ВАС РФ в пункте 4 Постановления от 20.12.2006 N 67, представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 Закона о банкротстве) к такой ответственности. В этом случае заявление должно быть принято арбитражным судом.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91) разъяснено, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 Закона о банкротстве) к такой ответственности. В этом случае заявление должно быть принято арбитражным судом.
При непредставлении указанных доказательств на основании статьи 44 Закона о банкротстве заявление уполномоченного органа подлежит оставлению без движения с последующим возвращением при непредставлении их в установленный срок.
Если после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом будет установлено, что имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ (пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67).
В рассматриваемом случае уполномоченный орган не представил в суд доказательств наличия у должника имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве должника, отсутствие которых является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Согласно сведениям Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Омской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД по Омской области должник никакого имущества не имеет.
По мнению ФНС России, формирование конкурсной массы ООО "Торговая Компания ВИТАЧИ" возможно вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника. В подтверждение своих доводов уполномоченный орган представил проект заявления о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности.
Вместе с тем, возможность формирования конкурсной массы, как обязательное условие признания должника банкротом по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, не может быть поставлена в зависимость от результатов рассмотрений вопроса о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности.
Более того, доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, то есть реальную возможность привлечения конкретных лиц к такой ответственности, уполномоченным органом не представлены.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган также не приводит сведений, что за время, истекшее после вынесения судом обжалуемого определения и до момента подачи апелляционной жалобы им было обнаружено какое-либо имущество у должника, руководителя должника, учредителя.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права при разрешении вопроса судом первой инстанции были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба ФНС России удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 04 августа 2014 года по делу N А46-4696/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8506/2014
Должник: ООО "Торговая компания "ВИТАЧИ"
Кредитор: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу города Омска
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральная налоговая служба России, Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Северная столица"