г. Красноярск |
|
06 октября 2014 г. |
Дело N А33-335/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" октября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Магда О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "РН-Транс": Ключниковой А.С. - представителя по доверенности от 03.12.2013 N РНТ-867/13,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Рожковой И.Е. - представителя по доверенности от 28.06.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РН-Транс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 10 июня 2014 года по делу N А33-335/2014, принятое судьей Ишутиной О.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "РН-Транс" (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092) (далее - ЗАО "РН-Транс", ответчик) о взыскании 6 703 777 рублей 37 копейки платы за пользование вагонами.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.06.2014 иск удовлетворен. С закрытого акционерного общества "РН-Транс" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взысканы 6 703 777 рублей 37 копеек основного долга, 56 518 рублей 88 копеек расходов на уплату государственной пошлины.
Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" возвращено из федерального бюджета 16 857 рублей 05 копеек государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 25.12.2013 N 195980.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 10.06.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что не представлены доказательства вины грузополучателя в задержке вагонов.
Представленные извещения и акты общей формы не являются допустимыми доказательствами: извещения составлены и вручены ответчику после наступления обстоятельств, которые они призваны засвидетельствовать; акты общей формы составлены в одностороннем порядке и по неустановленной форме; распоряжения о задержке вагонов вообще не представлены в материалы дела.
Условия договора от 31.05.2010 N 41 не свидетельствуют о согласовании сторонами порядка и размера оплаты.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что извещения вручены ответчику. Акты общей формы представитель ответчика отказался подписывать, на что были составлены акты общей формы об отказе от подписи в соответствии с пунктом 3.2.4 Правил от 18.06.2003 N 45. Ко всем комплектам документов истцом приложены копии книг приказов перевозчика о задержке и поднятии вагонов. Данные, указанные в книгах, полностью совпадают с данными, отраженными в акте общей формы, составленном на станции Уяр. Распоряжение о задержке поезда и определение станции задержки принимается перевозчиком, данное распоряжение в адрес грузополучателя не направляется и станция задержки с грузополучателем не согласовывается.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, просил решение арбитражного суда от 10.06.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение арбитражного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик), обществом с ограниченной ответственностью "НТ-Сервис" (владелец) и закрытым акционерным обществом "Юкос-Транссервис" (грузоотправитель, грузополучатель) заключен договор от 31.05.2010 N 41 на подачу и уборку вагонов закрытого акционерного общества "Юкос-Транссервис" на железнодорожный путь необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "НТ-Сервис", примыкающий к станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" локомотивом перевозчика.
В соответствии с договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов закрытого акционерного общества "Юкос-Транссервис" с железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "НТ-Сервис", примыкающего к 16 ходовому пути станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", через стрелочный перевод N 701, локомотивом перевозчика (пункт 1.1 договора).
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление передается приемосдатчиком станции Уяр уполномоченному представителю грузоотправителя, грузополучателя - оператору пункта подготовки вагонов за два часа до начала подачи по телефону 4-22-23, с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов. Грузоотправитель, грузополучатель обязан предоставить перевозчику доверенности на своих работников с правом получения уведомлений. Обеспечивает прием уведомлений круглосуточно (пункт 3 договора).
Пунктом 4 договора установлено, что количество вагонов одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 74 четырехосных вагонов (цистерн).
В соответствии с пунктом 15 договора (в редакции протокола согласования разногласий от 25.06.2010) собственные и арендованные порожные вагоны, прибывающие по полным перевозочным документам, подаются на подъездной путь через 2 часа после передачи станцией уведомления о предстоящей подаче. В случае неприема прибывших вагонов по причинам, зависящим от владельца или грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта":
- в отношении собственных или арендованных вагонов в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции;
- в отношении вагонов принадлежащих перевозчику в размере платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции.
В случае задержки вагонов в пути следования на станциях Красноярской железной дороги по неприему станцией Уяр по причинам, зависящим от владельца или грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, при условии, что задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки груза:
- в отношении собственных или арендованных вагонов в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции;
- в отношении вагонов, принадлежащих перевозчику, в размере платы за пользование вагонами, установленной тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции.
При этом порядок оформления документов, являющихся основанием для взыскания платы в соответствии с настоящим пунктом договора, определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, иными действующими нормативными документами и договорами, заключенными между сторонами.
Пунктом 18 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2010.
Дополнительными соглашениями от 27.11.2010, от 15.12.2011 N 2/118-11 стороны продлили срок действия договора от 31.05.2010 N 41 до 31.12.2012 включительно.
В дополнительном соглашении от 17.02.2012 N 16-12 к договору от 31.05.2010 N 41 стороны установили, что в связи с переименованием закрытого акционерного общества "Юкос-Транссервис" в закрытое акционерное общество "РН-Транс" по тексту указанного договора наименование грузоотправителя, грузополучателя вместо закрытого акционерного общества "Юкос-Транссервис" следует читать закрытое акционерное общество "РН-Транс".
На станции Уяр 26.01.2013 по прибытии поезда N 2123, индекс 9200-996-8927 был составлен акт общей формы от 26.01.2013 N 1/1480-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Иланская Красноярской железной дороги 22.01.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Иланская 26.01.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 60, N 68, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 89-24 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 271155 начислена плата в сумме 306 484 рублей 20 копеек без НДС или 361 651 рубль 35 копеек с НДС.
На станции Уяр 09.01.2013 по прибытии поезда N 3167, индекс 9200-376-8927 был составлен акт общей формы от 09.01.2013 N 1/322-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 29.12.2012 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Канск-Енисейский 08.01.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 568, N 590а, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 260-18 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 115017 начислена плата в сумме 1 251 036 рублей 90 копеек без НДС или 1 476 223 рубля 50 копеек с НДС.
На станции Уяр 29.01.2013 по прибытии поезда N 2183, индекс 9600-079-8927 был составлен акт общей формы от 29.01.2013 N 1/916-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Решоты Красноярской железной дороги 19.01.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Решоты 28.01.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 49, N 79, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 227-05 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 115018 начислена плата в сумме 1 133 200 рублей без НДС или 1 337 176 рублей с НДС.
На станции Уяр 25.01.2013 по прибытии поезда N 2349, индекс 9687-156-8927 был составлен акт общей формы от 25.01.2013 N1/1474-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Филимоново Красноярской железной дороги 20.01.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Филимоново 25.01.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N52, N67, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 134-04 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N261148 начислена плата в сумме 492 902 рублей 40 копеек без НДС или 581 624 рублей 83 копеек с НДС.
На станции Уяр 10.01.2013 по прибытии поезда N 3133, индекс 9600-031-8927 был составлен акт общей формы от 10.01.2013 N 1/346-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Филимоново Красноярской железной дороги 29.12.2012 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Филимоново 09.01.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N6, N570, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 258-31 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N221157 начислена плата в сумме 1 225 200 рублей без учета НДС или 1 445 736 рублей с НДС.
На станции Уяр 25.01.2013 по прибытии поезда N 2027, индекс 8941-302-8927 был составлен акт общей формы от 25.01.2013 N 1/1715-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Поканаевка Красноярской железной дороги 17.01.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Поканаевка 24.01.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 44, N 64, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 160-08 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 251134 начислена плата в сумме 599 041 рубля 80 копеек без учета НДС или 999 099 рублей 15 копеек с НДС.
На станции Уяр 06.02.2013 по прибытии поезда N 2795, индекс 9687-162-8927 был составлен акт общей формы от 06.02.2013 N 1/907-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Тинская Красноярской железной дороги 27.01.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Тинская 05.02.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 72, N 98, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 225-17 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 211146 начислена плата в сумме 916 207 рублей 50 копеек без НДС или 1 081 124 рубля 80 копеек с НДС.
На станции Уяр 05.02.2013 по прибытии поезда N 2275, индекс 9600-092-8927 был составлен акт общей формы от 05.02.2013 N 1/900-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Филимоново Красноярской железной дороги 30.01.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Филимоново 04.02.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 84, N 96, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 116-36 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 211153 начислена плата в сумме 423 813 рублей без НДС или 500 099 рублей 34 копеек с НДС.
На станции Уяр 27.01.2013 по прибытии поезда N 2361, индекс 9600-081-8927 был составлен акт общей формы от 27.01.2013 N 1/1482-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Решоты Красноярской железной дороги 21.01.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Решоты 26.01.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 55, N 73, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 133-30 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 271154 начислена плата в сумме 608 426 рублей 40 копеек без НДС или 717 943 рубля 15 копеек с НДС.
На станции Уяр 23.01.2013 по прибытии поезда N 3117, индекс 9845-528-8927 был составлен акт общей формы от 23.01.2013 N 1/1470-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Решоты Красноярской железной дороги 21.01.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Решоты 23.01.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 56, N 61, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 45-41 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 031217 начислена плата в сумме 130 584 рублей без НДС или 154 089 рублей 12 копеек с НДС.
На станции Уяр 02.04.2013 по прибытии поезда N 3157, индекс 8935-637-8927 был составлен акт общей формы от 02.04.2013 N 1/1494-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 01.04.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Канск-Енисейский 01.04.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 138, N 140, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 08-41 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 021217 начислена плата в сумме 14 969 рублей 50 копеек без НДС или 17 664 рубля 01 копейка с НДС.
На станции Уяр 31.01.2013 по прибытии поезда N 2147, индекс 9200-992-8927 был составлен акт общей формы от 31.01.2013 N 1/1486-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Тинская Красноярской железной дороги 21.01.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Тинская 30.01.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 57, N 86, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 212-45 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 281169 начислена плата в сумме 870 672 рублей без НДС или 1 027 392 рубля 90 копеек с НДС.
На станции Уяр 30.01.2013 по прибытии поезда N 2027, индекс 9845-529-8927 был составлен акт общей формы от 30.01.2013 N 1/1472-3, свидетельствующий о следующем. На основании распоряжения перевозчика по станции Филимоново Красноярской железной дороги 27.01.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Филимоново 30.01.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N 71, N 83, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 78-33 часов. В ведомости подачи и уборки вагонов N 291177 начислена плата в сумме 318 102 рублей 60 копеек без НДС или 375 361 рубль 06 копеек с НДС.
Таким образом, общая сумма начисленной платы за пользование вагонами составила 6 703 777 рублей 37 копеек (с учетом уменьшения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылаясь на то, что плата за пользование вагонами ответчиком до настоящего времени не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Заслушав устные выступления, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Правоотношения между сторонами регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных положений следует, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. Данное толкование норм права нашло отражение в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331.
Плата за пользование вагонами может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчёта платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
В пункте 15 договора от 31.05.2010 N 41 стороны установили, что при задержке вагонов на других станциях Красноярской железной дороги из-за неприема их станцией Уяр по причинам, не зависящим от перевозчика, грузоотправитель, грузополучатель вносит перевозчику плату за пользование вагонами:
- за вагоны, принадлежащие перевозчику, - в размере, установленном Тарифным руководством N 2;
- за вагоны, не принадлежащие перевозчику, - плату за использование путей общего пользования в размере 50% платы за пользование вагонами, установленном Тарифным руководством N 2, при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
Истцом заявлено требование о взыскании платы за пользование вагонами в размере 6 703 777 рублей 37 копеек на основании положений пункта 15 договора от 31.05.2010 N 41 по ставкам Тарифного руководства N 2.
В обоснование начисления данной суммы платы за пользование вагонами в материалы дела предоставлены акты общей формы от 26.01.2013 N 1/1480-3, от 09.01.2013 N 1/322-3, от 29.01.2013 N 1/916-3, от 25.01.2013 N 1/1474-3, от 10.01.2013 N 1/346-3, от 25.01.2013 N 1/1715-3, от 06.02.2013 N 1/907-3, от 05.02.2013 N 1/900-3, от 27.01.2013 N 1/1482-3, от 23.01.2013 N 1/1470-3, от 02.04.2013 N 1/1494-3, от 31.01.2013 N 1/1486-3, от 30.01.2013 N 1/1472-3 ведомости подачи и уборки вагонов N 271155, N 115017, N 115018, N 261148, N 221157, N 251134, N 211146, N 211153, N 271154, N 031217, N 021217, N 281169, N 291177.
Ответчик от подписания ведомостей подачи и уборки вагонов и актов общей формы отказался, о чем имеются соответствующие отметки на указанных документах.
Истцом представлен расчет платы за пользование вагонами, произведенный в соответствии с пунктом 15 договора от 31.05.2010 N 41 (в редакции протокола согласования разногласий от 25.06.2010) - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленном Тарифным руководством N 2 (л.д. 263).
Плата начислена в размере 50% от ставок, предусмотренных Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N35/12.
Согласно пункту 11 Правил при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N N 9 и 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Согласно пункту 9 Правил при исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт наличия у ОАО "РЖД" оснований для начисления ответчику платы за пользование вагонами в сумме 6 703 777 рублей 37 копеек.
Довод ответчика о том, что акты общей формы и извещения не являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку составлены в нарушение требований законодательства, подлежит отклонению как необоснованный.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования от 18.06.2003 N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акты общей формы, составленные истцом, содержащие сведения о задержке вагонов, отметки о предоставлении на подпись ответчику, об отказе от подписи, что также подтверждается актами общей формы, являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов.
Доказательства несоответствия актов установленной форме ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
В материалы дела представлены три справки, подтверждающие избыточное прибытие вагонов на станцию Уяр, начиная с 01.01.2013 по 30.04.2013, указанные данные ответчиком документально не опровергнуты. Факт невыполнения ответчиком технологических сроков оборота вагонов также подтверждается информацией, указанной в актах общей формы.
Материалами дела подтверждается и то обстоятельство, что истцом была исполнена обязанность по извещению грузополучателя - ЗАО "РН-Транс" о задержке поездов и спорных вагонов.
Различия в оформлении распоряжений и порядке их передачи не свидетельствуют о неуведомлении грузополучателя об отставлении поездов от движения и о выпуске поездов.
Распоряжения о задержке вагонов в пути следования и распоряжения об отправлении задержанных вагонов в пути следования представлены в материалы дела в виде выписок из книги регистрации распоряжений. На основании указанных распоряжений на станциях Тинская, Иланская, Решоты, Канск-Енисейский Поканаевка, Филимоново Красноярской железной дороги работниками ОАО "РЖД" совершались фактические действия по задержке и отправке поездов. Номера соответствующих распоряжений указаны в книге регистрации распоряжений, извещениях о задержке вагонов в пути следования, извещениях об отправлении вагонов, задержанных в пути следования, и в актах общей формы.
Таким образом, данные, содержащиеся в перечисленных документах, свидетельствуют о простое вагонов на путях общего пользования.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что не представлены доказательства вины грузополучателя в задержке вагонов.
Из содержания статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что указанная норма регулирует вопросы взимания платы за пользование вагонами за время нахождения этих вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев.
В случае задержки подачи или уборки вагонов при взимании платы за пользование вагонами учитывается такой критерий, как вина в неприеме вагонов.
Факт отставления железной дорогой вагонов вызван по причине большого скопления порожних вагонов грузополучателя ЗАО "РН-Транс" на приемо-отправочных путях станции, железнодорожных путях необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "НТ-Сервис", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД", что подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы, оперативными сообщениями, выписками из книги регистрации распоряжений, извещениями ОАО "РЖД". При этом ответчиком не представлено доказательств того, что простой вагонов состоялся по причинам, от него не зависящим.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 10 июня 2014 года по делу N А33-335/2014 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы (ответчика).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 июня 2014 года по делу N А33-335/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-335/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания-филиала ОАО РЖД, ОАО РЖД
Ответчик: ЗАО "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске, ЗАО РН-Транс