Омск |
|
03 октября 2014 г. |
Дело N А70-12970/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7287/2014) общества с ограниченной ответственностью "Партнерсервис" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2014 по делу N А70-12970/2013 (судья Минеев О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнерсервис" (ИНН 7202137890, ОГРН 1057200724987)
к Администрации города Тюмени
специалист: Минулин И.Г.
о признании недействительным Постановления N 89 от 30.07.2013 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина"
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: представитель не явился;
от заинтересованного лица: Ерохина М.Ю. по доверенности N 6 от 14.03.2014;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Партнерсервис" (далее по тексту - ООО "Партнерсервис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации города Тюмени (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным Постановления N 89 от 30.07.2013 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2014 по делу N А70-12970/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания отказа незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешается для отдельных земельных участков при соблюдении требований технических регламентов и проведении публичных слушаний; несоблюдение иных условий не может быть основанием для отказа в разрешении отклонений; ограничение на строительство в охранных зонах не является по смыслу законодательства основанием для отказа в утверждении отклонений; комиссия по подготовке правил землепользования рекомендовала принять положительное решение, но Администрация в утверждении отклонений отказал; решение было принято спустя 7,5 месяцев после публичных слушаний; согласно градостроительному плану весь земельный участок находится в зоне охраны объектов культурного наследия, что не препятствовало началу процедуры предоставления земли; срок на обращение в суд следует считать только с даты получения ответа компетентного органа, подтвердившего нахождение участка в зоне объектов охраны культурного наследия.
Заявитель и специалист Минулин И.Г., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель Администрации города Тюмени участвовал в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи, которую обеспечивал Арбитражный суд Тюменской области.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Распоряжением Администрации города Тюмени вынесено N 1496 17.12.2010 Обществу предоставлен в аренду земельный участок для строительства гостиницы в г.Тюмени, ул.Красина, д.2 общей площадью 1226 кв.м., с кадастровым номером 72:23:0217001:0055.
В связи с тем, что часть предоставленного земельного участка оказалась занятой набережной, 06.06.2012 Администрацией города Тюмени было вынесено Распоряжение N 296 о внесении изменений в Распоряжение N 1496 от 17.12.2010. Обществу предоставлен в аренду земельный участок меньшей площади - 1032 кв.м. и с другим кадастровым номером - 72:23:0217001:3028.
06.06.2012 с заявителем заключен договор N 37/10-м аренды земельного участка, составлен акт приема-передачи в аренду земельного участка.
Приказом Департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени N 706-гпзу от 22.10.2012 был утвержден градостроительный план земельного участка N RU72304000-706 (кадастровый номер участка 72:23:0217001:3028 от 19.03.2012) по адресу: г.Тюмень, ул.Красина.
В градостроительном плане указана территориальная зона застройки - ОД-2. Весь земельный участок находится в санитарно-защитной зоне объектов производственной инфраструктуры (ТЗБ 000 "Сибирь-96"; зоне охраны объектов культурного наследия (охранные зоны памятников, зона групповой охраны); водоохранной зоне; зоне ограничения 5-ти и 9-ти этажной застройки. Назначением объекта капитального строительства указано строительство гостиницы.
В связи с изменением площади предоставленного в аренду земельного участка, 01.03.2013 было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору N 103 от 14.01.2010 на корректировку научно-технической продукции. Предметом договора указаны: корректировка эскизного проекта и расчета нагрузок в связи с изменением задания по объекту "Гостиница по ул.Красина в г.Тюмени".
20.03.2013 во исполнение договора N 103 от 14.01.2010 с учетом дополнительного соглашения N 1 от 01.03.2013 подписаны акты приема-передачи разработанной проектной документации.
Также, по причине уменьшения участка и усложнения проекта 20.03.2013 заявителем заключено дополнительное соглашение N 2 к договору N 103 от 14.01.2010, увеличивающее стоимость проектной документации, разработаны новый календарный план и техническое задание на производство инженерно-геологических изысканий к договору.
31.10.2012 Обществом подано заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. По данному заявлению 07.12.2012 проведены публичные слушания.
30.07.2013 Администрацией города Тюмени принято постановление N 89 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина". В соответствии с указанным постановлением Обществу с ограниченной ответственностью "Партнерсервис" было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина.
Основанием для вынесения постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства явился вывод органа местного самоуправления о том, что в соответствии со статьей 82 Правил землепользования и застройки города Тюмени на территории групповой охранной зоны объектов культурного наследия запрещено новое строительство.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании его недействительным. 22.05.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом являются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения, и направляет указанные рекомендации главе местной администрации, который в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 5, 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные правила содержатся в статье 17 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154.
Арбитражным судом установлено и следует из представленного в материалы дела градостроительного плана земельного участка, что данный земельный участок находится в территориальной зоне ОД-2 "Зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения".
Согласно части 5 статьи 55 Правил N 154 градостроительным регламентом для земельных участков, находящихся в указанной территориальной зоне, установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка 50% и минимальный отступ от границы земельного участка - 3 м.
В соответствии с частью 6 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
В силу части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Нормативным правовым актом органа местного самоуправления в указанной области является Постановление администрации города Тюмени от 15.08.2011 N 87-пк, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальных услуг по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлению разрешения на отклонение предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.19 Административного регламента среди прочего основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является несоответствие запрашиваемого отклонения требованиям нормативно-правовых актов, в том числе техническим регламентам.
Таким образом, вопреки мнению подателя апелляционной жалобы, основанием для отказа в утверждении отклонений от предельных параметров разрешенного строительства может быть не только нарушение технических регламентов, но и несоответствие испрашиваемых отклонений иным требованиям нормативно-правовых актов.
На вопрос суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица пояснил, что в заявлении о даче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства заявитель просил установить ему, вопреки требованиям градостроительного законодательства, отступы от границ земельного участка, равными 0 метров и увеличить до 64% плотность застройки земельного участка.
При этом, заинтересованным лицом было принято решение об отказе ООО "Партнерсервис" в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - гостиницы со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0217001:3028 площадью 1032 кв.м по адресу: г.Тюмень, ул.Красина, расположенном в территориальной зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, в связи с нарушением статьи 82 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденной решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 (в редакции от 28.05.2012 N 863).
Как следовало из статьи 82 названного нормативного акта, действовавшего в период принятия оспариваемого ненормативного акта, в зоне охраны объектов культурного наследия запрещается проведение строительных работ, не связанных с целями сохранения объекта культурного наследия..
Кроме того, Положением от 26.04.2008 N 315 "О зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315, установлены требования к режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности такие как ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений; сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков; обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде; ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению; обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий и иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
Факт нахождения Объекта на территории групповой охранной зоны подтверждается выкопировкой из Правил, градостроительным планом земельного участка N RU 72304000-706 утвержденным приказом директора департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от 22.10.2012 N 706-гпзу. Кроме того, Заявителем данное обстоятельство не оспаривается.
Таким образом, утверждение отклонений от разрешенного строительства, в частности, увеличение плотности предполагаемой застройки, противоречит названным выше нормативным актам.
Поскольку согласно статье 7 Устава города Тюмени к вопросам местного значения города Тюмени относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Тюмени, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Тюмени, у Администрации имелось право на отказ в утверждении данных отклонений в связи с нарушением указанных выше норм права.
Кроме того, как верно указал суд 1 инстанции, в поданном обществом заявлении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не указано на применение каких-либо специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды групповой охранной зоны, в которой располагается земельный участок. В поданном в суд заявлении такие меры также не указаны и подтверждающие их доказательства не представлены.
У должностных лиц Администрации города Тюмени согласно утвержденному административному регламенту не имеется полномочий по истребованию документов, в которых бы содержались сведения о подобных мерах.
Привлеченный судом специалист в судебном заседании высказался о том, что строительство здания, эскизный проект которого находится в материалах дела, по его профессиональному мнению, украсит городскую архитектурную среду, в том числе вид города со стороны реки Туры во взаимосвязи с построенной набережной.
Однако это мнение не опровергает факт противоречия испрашиваемых отклонений требованиям Правил землепользования и застройки города Тюмени и Положения "О зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Таким образом, при вынесении оспариваемого постановления Главой города Тюмени были осуществлены полномочия по охране объектов культурного значения. Доказательства наличия исключительных обстоятельств, при которых допускается строительство в групповой охранной зоне, заявителем в материалы дела не представлены.
Кроме того, заключая договор аренды земельного участка для строительства гостиницы, и принимая на себя обязательства по нему, общество должно было располагать информацией о том, что испрашиваемый земельный участок находится в зонах охраны объектов культурного наследия, что предполагает целый ряд ограничений в его использовании, т.е. осуществляло предпринимательскую деятельность на свой риск.
Несоответствие плотности планируемой застройки и планируемым отступам от границ земельного участка утвержденному градостроительному регламенту для зоны ОД-2 в составе Правил, в силу части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации является лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса для предоставления ему разрешения на отклонение в отношении этого земельного участка, но не влечет обязанность администрации выдавать указанное разрешения, учитывая лишь факт несоответствия земельного участка требованиям Правил.
Договор аренды земельного участка не устанавливает права заявителя возводить на предоставленном в аренду земельном участке объект капитального строительства с нарушением градостроительных норм, а напротив обязывает общество соблюдать градостроительные регламенты, строительные, санитарно-гигиенических, и иные нормативы.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что комиссия по подготовке правил землепользования рекомендовала принять положительное решение, что исключает возможность Администрация отказать в утверждении отклонений, судом апелляционной инстанции не принимается.
Действительно, в силу пункта 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
В соответствии с частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Таким образом, указанные нормы права не исключают возможность принять решение администрацией не соответствующее рекомендациям комиссии.
То обстоятельство, что решение было принято спустя 7,5 месяцев после публичных слушаний хоть и свидетельствует о затягивании администрацией принятия решения по существу, но также не может являться безусловным основанием для отмены оспариваемого решения.
Довод, касающийся того, что согласно градостроительному плану весь земельный участок находится в зоне охраны объектов культурного наследия, что не препятствовало началу процедуры предоставления земли, в рамках данного дела не может быть оценен, так как выходит за предмет заявленного требования.
Кроме того, как верно указал суд 1 инстанции, о принятии Администрацией города Тюмени постановления N 89 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина" Обществу стало известно в августе 2013 года. Однако в суд заявитель обратился лишь 29.11.2013, то есть с пропуском срока, установленного ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ходатайству заявителя, срок был пропущен им в связи с необходимостью достоверного подтверждения факта нахождения предоставленного земельного участка в групповой охранной зоне объектов культурного наследия, для чего он обратился с запросом в Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области.
Ответ комитета от 24.09.2013 о предоставлении информации о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Красина, д. 2 (кадастровый номер 72:23:0217001:3028) к территории групповой охранной зоны объектов культурного наследия был получен лишь 05.11.2013.
С этого момента общество считает, что узнало о нарушении его прав.
Между тем ссылка на нахождение земельного участка в групповой охранной зоне указывается в самом оспариваемом постановлении, отражено на картах градостроительного зонирования и в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки города Тюмени, а также подтверждается полученным заявителем градостроительным планом земельного участка N RU 72304000-706 утв. Приказом директора департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от 22.10.2012 N 706-гпзу.
В связи с этим суд первой инстанции правильно заключил, что заявитель объективно мог сделать вывод о нарушении его прав постановлением Администрации города Тюмени от 30.07.2013 N 89 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина" в момент получения этого постановления.
Учитывая изложенные обстоятельства, Арбитражный суд Тюменской области верно посчитал невозможным признать уважительными указанные заявителем причины пропуска срока подачи заявления и удовлетворить в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство заявителя о восстановлении срока.
Доводы апелляционной жалобы в данной части направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, в связи с чем, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что, отказав в удовлетворении заявления ООО "Партнерсервис", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнерсервис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2014 по делу N А70-12970/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12970/2013
Истец: ООО "Партнерсервис"
Ответчик: Администрация г. Тюмени
Третье лицо: Минулин И. Г.