г. Томск |
|
3 октября 2014 г. |
Дело N А27-6489/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Б. Нагишевой, Е.И. Захарчука
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Б. Романовой
при участии представителей сторон:
от истца: без участия, извещен
от ответчика: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (07АП-8416/14) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2014 по делу N А27-6489/2014 (судья Н.А. Аникина) по иску ООО "Кузбасская энергосетевая компания" (ОГРН 1064205113136) в лице филиала "Энергосеть г. Киселевска" к Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (ОГРН 1024201261028) об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка N 10030 от 24.01.2014,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кузбасская энергосетевая компания" в лице филиала "Энергосеть г. Киселевска" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка N 10030 от 24.01.2014, в котором просит:
- принять п.3.2 договора аренды земельного участка от 24.01.2014 N 10030 (земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская обл., г. Киселевск, от ТП-288 до границ земельного участка хоз.блока ул. Кокосовая, 21, площадью 1723 кв.м, с кадастровым номером 42:25:0104013:960 под строительство сооружения линейного электротехнического: воздушной линии электропередач 0,4кВ (ВЛИ-0,4кВ)) между Комитетом и в следующей редакции общества: после слов "Кемеровской области" дополнить словами ", но не выше ставок арендной платы, установленных подп. "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582";
- приложение "Расчет арендной платы за землю" к договору аренды земельного участка от 24.01.2014 N 10030 (земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская обл., г. Киселевск, от ТП-288 до границ земельного участка хоз.блока ул. Кокосовая, 21, площадью 1723 кв.м, с кадастровым номером 42:25:0104013:960 под строительство сооружения линейного электротехнического: воздушной линии электропередач 0,4кВ (ВЛИ-0,4кВ) между комитетом и обществом в следующей редакции общества: слова "Ежемесячно с января по декабрь 2014 г.: 2 042 руб. 26 коп. до 10-го числа текущего месяца" заменить словами "Ставка арендной платы, установленная подп. "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, составляет 2% кадастровой стоимости земельного участка (50 229,59 руб. в год). Арендная плата по настоящему договору определяется сторонами в размере 50 229 руб. 59 коп. в год, ежемесячно с января по декабрь 2014 г. (до 10-го числа текущего месяца) - 4 185 руб. 80 коп.".
Решением арбитражного суда от 11.07.2014 (резолютивная часть объявлена 08.07.2014) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что:
- к рассматриваемым отношениям Постановление Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 не применяется; договор заключен в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена;
- Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 47 от 05.02.2010 утвержден порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, на территории Кемеровской области;
- судом необоснованно взыскана государственная пошлина, поскольку истец освобожден от ее уплаты.
ООО "Кузбасская энергосетевая компания" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против удовлетворения жалобы, указывая на то, что установление после введения в действие Постановления Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 или применение ранее установленных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления иной методики расчета арендной платы за земельные участки, не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, принципам и правилам, установленным в Постановлении Правительства РФ N 582 от 16.07.2009. Действующим законодательством РФ не предусмотрено освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 11.07.2014, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Как следует материалов дела, распоряжением администрации Киселевского городского округа от 26.08.2013 N 1023-р "О предварительном согласовании земельных участков для проектирования объектов" ООО "Кузбасская энергосетевая компания" предварительно согласован земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 1700 кв.м. под строительство сооружения линейного электротехнического: воздушной линии электропередач 0,4кВ (ВЛИ-0,4кВ) от ТП-288 до границы земельного участка хоз.блока ул. Кокосовая,21, г. Киселевск.
На основании распоряжения Комитета N 09-р от 17.01.2014 ответчиком в адрес истца для подписания направлен договор аренды земельного участка N10030 от 24.01.2014 (л.д.15-16), предметом которого является арендное пользование земельным участком, расположенным по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, от ТП -288 до границы земельного участка хоз.блока ул. Кокосовая,21, г. Киселевск, площадью 1723кв.м, с кадастровым номером 42:25:0104013:838, под строительство сооружения линейного электротехнического: воздушная линия электропередач 0,4 кВ (ВЛИ-0,4кВ) от ТП -288 до границы земельного участка хоз.блока ул. Кокосовая,21, г. Киселевск в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющихся его неотъемлемой частью.
В соответствии с п. 3.1. договора размер арендной платы является определяемым и исчисляется на основании коэффициентов, утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области на период действия договора и в порядке, предусмотренном п.3.2 договора.
Сумма арендной платы за рассчитываемый период времени исчисляется как произведение кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка, коэффициента, учитывающего особые условия использования земельного участка, учитывающего уровень инфляции, установленные Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области (п.3.3 договора).
Согласно п. 3.3. договора размер арендной платы за использование земельного участка определяется в Приложении к договору: "Расчет арендной платы за землю".
Истцом проект договора подписан с протоколом разногласий от 12.02.2014 по п.п. 3.1, 3.2, 3.5, 53.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.6 договора, приложения к договору "Расчет арендной платы за землю". Комитет направил в адрес общества подписанный протокол разногласий от 12.02.2014 с протоколом согласования разногласий к договору аренды земельного участка N 10030 от 24.01.2014, в котором предложило п.3.2. и приложение к договору "Расчет арендной платы" оставить в редакции арендодателя.
По правилам п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях недостижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Поскольку стороны не пришли к соглашению в части п.3.2 и приложения к договору: "Расчет арендной платы за землю" истец обратился с иском об урегулировании разногласий в договоре купли-продажи.
Пункт 3.2 договора в редакции ответчика изложен следующим образом:
"Настоящим договором предусмотрен следующий механизм исчисления арендной платы: сумма арендной платы за рассчитываемый период времени исчисляется ка произведение кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка, коэффициента, учитывающего особые условия использования земельного участка, учитывающего уровень инфляции, установленные Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области".
Редакция указанного выше пункта, предложенная обществом: после слов "Кемеровской области" дополнить словами ", но не выше ставок арендной платы, установленных подп. "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582".
Принимая п.3.2. договора аренды земельного участка в редакции истца, суд первой инстанции, что в соответствии со сложившейся судебной практикой, установил, что размер арендной платы рассчитывается исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка, обоснованно исходя из следующего.
Согласно со ст.ст. 421, 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст.424 ГК РФ).
В соответствии с п.7 ч.1 ст.1 и п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ пользование землей в Российской Федерации является платным. Исходя из ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
Во исполнение положений ст.ст. 22, 65 Земельного кодекса РФ Правительством РФ принято Постановление N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее постановление N582), которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, принципы: - экономической обоснованности_, - предсказуемости расчета размера арендной платы_; - запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что установленные постановлением Правительства РФ N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением N 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Подпунктом "д" п. 3 вышеназванных Правил установлено, что арендная плата за земельный участок рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости такого земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В рамках рассматриваемых отношений земельный участок предоставлен истцу с предварительным согласованием на основании распоряжения администрации Киселевского городского округа N 1023-р от 26.04.2013.
С учетом изложенного, несостоятельным является утверждение подателя жалобы о том, что к спорным правоотношениям Правила, определяющие расчет арендной платы земельного участка, исходя из 2% от кадастровой стоимости, не подлежат применению.
Нельзя признать обоснованным и довод ответчика о том, что размер арендной платы должен быть определен в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 47 от 05.02.2010, которое не было обжаловано в судебном порядке и применяется в соответствии с его содержанием.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10034/11 от 17.01.2012, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со ст. 13 ГК РФ и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, суд, применительно к ст. 12 ГК РФ и ст. 13 АПК РФ вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Из системного толкования ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации будет обладать приоритетом в случае, если он принят вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому в случае выявления коллизии равнозначных по юридической силе подзаконных актов, приоритет должен быть отдан федеральному нормативному правовому акту.
В настоящем случае, при определении размера арендной платы в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами размер арендной платы по договору превысил предельный размер арендной платы, установленный Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 - 2% кадастровой стоимости.
Ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
При таких обстоятельствах, исковые требования судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.
Довод в апелляционной жалобе о неправомерности взыскания судом первой инстанции государственной пошлины с Комитета со ссылкой на освобождение от ее уплаты государственной пошлины, подлежит отклонению.
В соответствии с п/п.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно ч.1 ст.110, ч. 1 ст.101 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В состав судебных расходов входит государственная пошлина.
Таким образом, нормами процессуального законодательства не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Принимая во внимание указанное выше, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.ст.271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2014 по делу N А27-6489/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6489/2014
Истец: ООО "Кузбасская энергосетевая компания" "Энергосеть г. Киселевска"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа