Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2014 г. N Ф10-4481/14 настоящее постановление отменено
г. Воронеж |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А35-274/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.10.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В. Протасова А.И. Семенюта Е.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от ООО Группа Компаний "Промресурс":
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска:
от Земельного комитета города Курска:
от Комитета архитектуры и градостроительства города Курска: |
Суркова Т.А., представитель по доверенности б/н от 11.01.2012;
Представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2014 по делу N А35-274/2014 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" (ОГРН 1024600943729, ИНН 4629028093) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614, ИНН 4632048452) о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия.
Третьи лица: Земельный комитет города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" (далее - заявитель, ООО ГК "Промресурс", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа заинтересованного лица в государственной регистрации права собственности заявителя на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 46:29:102157:173, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, выраженный в сообщении об отказе от 25.12.2013 N 01/186/2013-257 и обязании заинтересованного лица осуществить государственную регистрацию права заявителя на указанный объект.
Определением арбитражного суда от 19.05.2014 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены Комитет по управлению имуществом Курской области, Земельный комитет города Курска, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 11.07.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что:
- действующее законодательство не содержит норм, прямо разрешающих строительство одного объекта капитального строительства на двух и более земельных участках;
- форма градостроительного плана не предусматривает характеристики нескольких земельных участков;
- в материалы дела не представлены доказательства того, что собственник земельного участка выражал согласие на строительство именно торгового комплекса на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102157:55.
Через канцелярию суда апелляционной инстанции в материалы дела от Управления поступило дополнение к апелляционной жалобе, которое приобщено судом к материалам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО ГК "Промресурс" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления, Комитета по управлению имуществом Курской области, Земельного комитета города Курска, Комитета архитектуры и градостроительства города Курска в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Управление ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
ООО ГК "Промресурс" расположено по адресу: 305048, Курская область, г. Курск, проспект Дружбы, д. 9 А, ОГРН 1024600943729, ИНН 4629028093, 13.10.1994 зарегистрировано в качестве юридического лица.
Как следует из материалов дела, Общество является правообладателем трех смежных земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102157:45, 46:29:102157:55, 46:29:102157:54.
На основании постановления Администрации города Курска от 26.10.2010 N 3565, 30.11.2010 между Земельным комитетом города Курска и ООО ГК "Промресурс" был заключен договор N 129469ю аренды земельного участка в городе Курске. Срок действия договора определен сторонами договора с 26.10.2010 до 26.10.2013.
ООО ГК "Промресурс" 06.11.2013 обратилось в Администрацию города Курска с заявлением о продлении договора N 129469ю аренды земельного участка в городе Курске на земельный участок площадью 105 кв.м. с кадастровым номером 46:29:102157:45, расположенный по ул. Карла Маркса - ул. Радищева под завершение проектирования и строительства торгового комплекса сроком на 11 месяцев.
На основании постановления Администрации города Курска от 29.11.2013 N 4299 "О предоставлении земельного участка по ул. Карла Маркса ООО ГК "Промресурс" в аренду", 05.12.2013 между Земельным комитетом города Курска и ООО ГК "Промресурс" был заключен договор N 143784ю аренды земельного участка с кадастровым номером 46:29:102157:45 площадью 105 кв.м., расположенный по адресу: г. Курске, ул. Карла Маркса (в районе дома N 10), под завершение проектирования и строительства торгового комплекса. Срок действия договора определен сторонами с 29.11.2013 до 29.10.2014.
На основании решений Комитета по управлению имуществом Курской области от 22.11.2010 N 01-18/2076, от 02.03.2011 N 01-18/259 и договора аренды земельного участка от 04.04.2011 N 3502-11ю, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102157:55, расположенный по адресу: г. Курск, улица Карла Маркса (в районе дома N10), площадью 1873 кв.м. предоставлен в аренду ООО ГК "Промресурс" для строительства объекта "подземная автостоянка по ул. Карла Маркса (в районе дома N 10) в г. Курске" сроком с 02.03.2011 до 02.03.2014.
Указанный договор 13.05.2011 был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Курской области.
После истечения срока действия договора, согласно пояснениям Комитета по управлению имуществом Курской области, указанный договор на основании положения статьи 621 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считается продленный на неопределённый срок.
Земельный участок с кадастровым номером 46:29:102157:54, площадью 7155 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 10, ул. Радищева (в районе Северного рынка, ул. Карла Маркса, д. 8), принадлежит Заявителю на праве собственности.
Постановлениями Администрации города Курска Курской области от 15.09.2011 N N 2618, 2619 и 2620 утверждены градостроительные планы следующих земельных участков: с кадастровым номером 46:29:102157:55, площадью 0,1873 га, с кадастровым номером 46:29:102157:45, площадью 0,0105 га и с кадастровым номером 46:29:102157:54, площадью 0,7155 га.
Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска 30.09.2013 ООО ГК "Промресурс" было выдано разрешение на строительство N ru 46302000-2340, согласно которому заявителю разрешалось строительство объекта капитального строительства - торгового комплекса "Европа" с подземным пешеходным переходом по ул. К. Маркса в г. Курске (1-й этап торговый комплекс "Европа").
Срок действия разрешения был продлен до 02.03.2014.
Согласно кадастровому паспорту от 25.10.2013 N 46/13-3-250046 на земельных участках с кадастровыми номерами 46:29:102157:55, 46:29:102157:45 и 46:29:102157:54 возведен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 46:29:102157:173.
ООО ГК "Промресурс" 07.11.2013 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект с кадастровым номером 46:29:102157:173, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса.
Управление на основании положений пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ), письмом от 22.11.2013 за N 01/186/2013-257 сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на один месяц в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации прав.
За время приостановления осуществления государственной регистрации сомнения в наличии оснований для ее проведения устранены не были в связи с чем, сообщением от 25.12.2013 N 01/186/2013-257 Управление отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 46:29:102157:173, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, сославшись на положения абзаца 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N122-ФЗ.
Считая принятое Управлением решение незаконным, противоречащим действующему законодательству, нарушающим права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО ГК "Промресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявленные требования, указал, что выданное разрешение на строительство от 30.09.2013 N ru 46302000-2340 соответствует требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; строительство торгового центра на смежных земельных участках не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" и соответствуют основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне О-1; объект незавершенного строительства не является самовольной постройкой, кроме того, отказа в государственной регистрации объекта недвижимости по причине того, что, по мнению государственного регистратора, объект обладает признаками самовольной постройки, Закон N 122-ФЗ не содержит. Исходя из чего, суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемое решение Управление является незаконным, принято с нарушением норм действующего законодательства, и, следовательно, нарушающим права и законные интересы Общества.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав позицию Общества, суд апелляционной инстанции приходи к следующему:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 9 Закона N 122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Управление Росреестра по Курской области является территориальным органом Росреестра, осуществляющим его функции на территории Курской области.
Таким образом, Управление Росреестра по Курской области уполномочено на осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курской области, следовательно, оспариваемый отказ принят в рамках полномочий указанного органа.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 указанного закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, которым установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу части 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с частью второй указанной статьи право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, в частности, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (пункт 4) и в случае, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (пункт 10).
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N 122-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в качестве оснований отказа в государственной регистрации было указано:
- государственным регистратором установлены признаки самовольной постройки даже при наличии разрешения на строительство, так как нарушены градостроительные и строительные нормы и правила;
- по истечении периода приостановления государственной регистрации не устранены сомнения государственного регистратора в законности выдачи разрешения на строительства от 30.09.2013, подписанного заместителем председателя комитета архитектуры и градостроительства города Курска А.Г. Мосенковой,
- в представленном на государственную регистрацию договоре аренды от 05.12.2013 стороной по договору является ООО ГК "Промресурс" в лице генерального директора Полторацкого Н.В., однако, в пункте 9 данного договора "Реквизиты и подписи сторон" в графе "Арендатор" и в приложениях к договору аренды земельного участка указана только подпись, не расшифрованная. В виду отсутствия обязательных реквизитов, предусмотренных для договора, данный договор, по мнению государственного регистратора, не соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе статьям 420, 422, 432 ГК РФ и не влечет правовых последствий.
Как подтверждается материалами дела, Обществом вместе с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенный строительством от 07.11.2013 на государственную регистрацию были представлены: доверенность от 23.08.2013; кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 25.10.2013; разрешение на строительство от 30.10.2013; письмо Земельного комитета города Курска от 30.10.2013 N 4552/07.2.01-16 о предоставлении в аренду земельного участка (л.д. 9, т. 1).
Управлением в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Закона N 122-ФЗ вынесено уведомление от 22.11.2013 N 01/186/2013-257 о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенный строительством с 22.11.2013 до 21.12.2013.
В период приостановления государственной регистрации 20.12.2013 ООО ГК "Промресурс" представило в Управление в качестве дополнительных документов: разрешение на строительство N ru 46302000-2340, выданное 30.09.2013 Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска, срок действия данного разрешения на строительство до 02.03.2014; договор N 143784ю аренды земельного участка в городе Курске от 05.12.2013, в соответствии с которым Земельный комитет города Курска "Арендодатель" предоставляет, а ООО Группа Компаний "Промресурс" "Арендатор" принимает в аренду земельный участок площадью 105 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 46:29:102157:45, разрешенным использованием под завершение проектирования и строительства торгового комплекса по адресу: г. Курск, Карла Маркса - в районе дома N 10; градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102157:45, 46:29:102157:54, 46:29:102157:55 (л.д. 20, т. 1).
Согласно части 2 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Документами, подтверждающими факт создания объекта недвижимости в соответствие со статьей 218 ГК РФ, статьями 1 и 55 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ), являются: разрешение на строительство; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; документы, подтверждающие права на земельный участок.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Управление разрешение на строительство от 30.09.2013 N ru 46302000-2340 (л.д. 13, т. 1), договор аренды от 05.12.2013 N143784ю земельного участка, градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102157:45, 46:29:102157:54, 46:29:102157:55.
Разрешения на строительство выдаются в соответствие и в порядке с Градостроительным Кодексом Российской Федерации.
Так, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статьи 51 ГрК РФ, из чего сделал вывод о том, что разрешение на строительство является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 N 698 и содержит указание на разрешение строительства объекта в соответствии с проектной документацией, на краткие проектные характеристики.
Согласно Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 N 120, в строке "Должность уполномоченного сотрудника органа, осуществляющего выдачу разрешения на строительство" указывается должность уполномоченного сотрудника, а также дата (число, месяц, год) заполнения формы разрешения на строительство.
В строке "Подпись" ставится собственноручная подпись уполномоченного сотрудника.
В строке "Расшифровка подписи" указывается фамилия полностью, инициалы уполномоченного сотрудника.
Из содержания разрешения на строительство N ru 46302000-2340 (л.д. 13, т. 1) следует, что данное разрешение подписано заместителем председателя комитета Мосенковой А.Г.
В соответствие со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальные услуги предоставляются в соответствии с административными регламентами.
Согласно Решению Курского городского Собрания от 29.05.2008 N 30-4-РС Комитет архитектуры и градостроительства города Курска является уполномоченным органом на выдачу, продление, внесение изменений в разрешение на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией объектов, расположенных на территории города Курска.
Выдача разрешений на строительство Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска осуществляется в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства", утвержденным Постановлением Администрации г. Курска от 24.11.2010 N 3910. В силу п. 3.1.3 указанного административного регламента разрешение на строительство подписывается председателем комитета или заместителем председателя комитета архитектуры и градостроительства города Курска по градостроительной политике.
На основании приказа от 10.07.2013 N 51 Комитета архитектуры и градостроительства города Курска начальник отдела (инспекции) градостроительного контроля Мосенкова А.Г. переведена на должность заместителя председателя комитета архитектуры и градостроительства города Курска по градостроительной политике с 10.07.2013.
На основании приказа от 02.09.2013 N 26 Комитета архитектуры и градостроительства города Курска заместитель председателя комитета архитектуры и градостроительства города Курска по градостроительной политике Мосенкова А.Г. имеет право подписи разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию с 02.09.2013 (л.д. 4, т. 2).
Материалами дела подтверждается, что на момент принятия оспариваемого решения государственный регистратор обладал правовыми актами комитета, подтверждающими, что Мосенкова А.Г. является заместителем председателя комитета по градостроительной политике и поэтому обладает правом подписи разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда отсутствуют основания считать, что разрешение на строительство от 30.09.2013 N ru 46302000-2340 выдано и подписано неуполномоченным лицом, не соответствует требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа.
Доказательств обратного регистрирующим органом в материалы дела не представлено.
Доказательств того, что Обществом при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство объекта был представлен не полный пакет документов либо представленные документы не соответствовали требованиям градостроительного плана земельного участка, в отказе Управления Росреестра по Курской области не содержится.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что ссылка Управления на определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2012 N АПЛ12-449 не может быть применима к рассматриваемому спору, так как в данном случае градостроительный план составлен на каждый земельный участок, то есть в строгом соответствии с утвержденной формой градостроительного плана (л.д. 21 - 44, т. 1).
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции установлено, что представленное Обществом разрешение на строительство от 30.09.2013 N ru 46302000-2340 соответствует требованиям ГрК РФ, никем не оспорено и является действующим, соответствует по форме и содержанию нормам законодательства, подписано уполномоченным лицом, в связи с чем, довод Управления в оспариваемом решении о наличии сомнений у государственного регистратора в законности выдачи разрешения на строительство является несостоятельным.
Апелляционная коллегия также отклоняет довод Управления о том, что Обществом не был представлен правоустанавливающий документ на единый земельный участок, так как объект недвижимости не может быть расположен на нескольких земельных участках, что, по мнению Управления, противоречит законодательству о градостроительной деятельности, по следующим основаниям.
Как верно указал суд первой инстанции, Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, прямо запрещающих или ограничивающей возможность строительства объекта капитального строительства на двух и более земельных участках, а также не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как строительство объекта на двух и более смежных земельных участках.
Подпунктом 7 пункта 73 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что если здание расположено на нескольких земельных участках, в реестр объекта недвижимости вносятся кадастровые номера всех таких земельных участков.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и частью 3 статьи 4 ГрК РФ, правомерно указал, что регулирование кадастровых отношений базируется, в том числе, на нормах градостроительного законодательства, а не урегулированные законодательством о градостроительной деятельности отношения базируются на иных правовых нормах.
Земельные участки, несмотря на разные адреса, являются смежными. Данный факт подтверждается представленным на государственную регистрацию кадастровым паспортом объекта незавершенного строительства (л.д. 11, т. 1).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 ГрК РФ).
Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Курск" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1.1.1 Правил основные виды использования, указанные в градостроительном регламенте в качестве разрешенных к применению в границах территориальной зоны без согласований и дополнительных условий, являются основными видами разрешенного использования (применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства в границах территориальной зоны).
Согласно градостроительному регламенту, являющемуся составной частью Правил, земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:102157:54 (право собственности), 46:29:102157:55 (право аренды), 46:29:102157:45 (право аренды) расположены в зоне О-1 - общественно-деловая зона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов.
Вид разрешенного использования "для размещения коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров, торговых комплексов и т.д.) является основным видом разрешенного использования (п.п. 19 п. 3 раздела 11.3.2 Правил).
Следовательно, строительство торгового центра на указанных земельных участках не противоречит Правилам и соответствует основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне О-1.
Виды использования земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102157:54 (право собственности), 46:29:102157:55 (право аренды), 46:29:102157:45 (право аренды) предполагают строительство.
Таким образом, поскольку проектная документация предполагает строительство торгового центра с подземной автопарковкой, то вид разрешенного использования земельного участка 46:29:102157:55 "для строительства подземной автостоянки по ул. К. Маркса" не нарушен.
В силу норм закона земельный участок с кадастровыми номерами 46:29:102157:54, находящийся у Общества на праве собственности, может быть использован в соответствии с любым видом разрешенного использования, указанным в градостроительном регламенте соответствующей зоны.
Апелляционная коллегия отклоняет довод Управления, что возведенный объект незавершенного строительства является самовольной постройкой.
Исходя из анализа положений статьи 222 ГК РФ и пунктов 22-31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" спорный объект незавершенного строительства не обладает признаками самовольной постройки.
Материалы дела не содержат доказательств признания в установленном законом порядке спорного объекта самовольной постройкой, а также доказательств обращения в суд собственников земельных участков о сносе самовольной постройки.
Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, отказ в государственной регистрации объекта недвижимости по причине того, что, по мнению государственного регистратора, объект обладает признаками самовольной постройки, Закон о государственной регистрации не содержит.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что представленный на государственную регистрацию договор от 05.12.2013 N 143784ю аренды земельного участка, заключенный между Земельным комитетом города Курска и ООО ГК "Промресурс" в п. 9 данного договора "Реквизиты и подписи сторон" в графе "Арендатор" и в приложениях к договору аренды земельного участка, проставлена только подпись без ее расшифровки, что не соответствует требованиям действующего гражданского законодательства, в том числе статьям 420, 422, 432 ГК РФ, и не влечет правовых последствий, так как отсутствуют обязательные реквизиты, предусмотренные для договора, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку ему дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Оснований для переоценки у апелляционного суда не имеется. Каких-либо новых доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, не усматривается.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что основания к отказу в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, предусмотренные абзацем 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, отсутствовали, в связи с чем, отказ Управления в государственной регистрации не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, и, следовательно, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку оспариваемое решение создало препятствия ООО ГК "Промресурс" в оформлении надлежащим образом своих прав, что в свою очередь, является препятствием для заявителя в распоряжении указанным объектом недвижимости.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В рассматриваемом случае способом устранения допущенного Управлением Росреестра по Курской области нарушения прав и законных интересов заявителя является осуществление Управлением государственной регистрации права собственности ООО ГК "Промресурс" на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 46:29:102157:173, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, о чем имеется соответствующее указание в резолютивной части обжалуемого судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемое решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2014 по делу N А35-274/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-274/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2014 г. N Ф10-4481/14 настоящее постановление отменено
Истец: ООО Группа Компаний "Промресурс"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
Третье лицо: Земельный комитет города Курска, Комитет архиектуры и градостроительства города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области