г. Вологда |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А52-225/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 18 июня 2014 года по делу N А52-225/2014 (судья Героева Н.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Кондратьев Олег Анатольевич (ОГРНИП 305710501400407; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - управление) по аннулированию регистрации транспортного средства - автобуса Setra S315HD WKK31500001032639, государственный регистрационный знак Р117ВА71, связанных с заменой номерных агрегатов, и об обязании управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя: восстановить регистрационный учет транспортного средства - автобуса Setra S315HD WKK31500001032639, с производством всех необходимых регистрационных действий, а также обязать управление направить письменное уведомление в Управление Министерства внутренних дел России по Тульской области о восстановлении регистрационного учета указанного транспортного средства (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "АвтоТранзит" (далее - ООО "АвтоТранзит", общество), Троянова Олега Валерьевича.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 18 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных им требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что в результате замены шасси транспортного средства Setra 402S215 на кузов транспортного средства Setra S315HD фактически собрано другое транспортное средство, отличное от исходного (базового) транспортного средства, и не соответствующее транспортному средству, на который был оформлен паспорт. При осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузова транспортному средству был присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации. На основании этого считает, что управлением правомерно проведены действия по аннулированию регистрации транспортного средства Setra S315HD.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными, не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, предприниматель по договору купли-продажи от 29.11.2012 приобрел у ООО "АвтоТранзит" транспортное средство автобус Setra S315HD, паспорт транспортного средства 60 НН 110997, выданный МОГТОАСИРЭР г. Пскова 07.11.2012, свидетельство о регистрации транспортного средства 71 01 N 768341 (т. 1, л. 39-45).
ООО "АвтоТранзит" приобрело указанное транспортное средство у Троянова Олега Валерьевича по договору купли-продажи от 05.11.2012 N 60/2012.
Прежним собственником ООО "АвтоТранзит" 07.11.2012 подано заявление в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Псковского района о внесении изменений в конструкцию транспортного средства: замена кузова автобуса Setra 402S215 N шасси 402-S215Н-10/1790775 на кузов автобуса Setra S315HD VIN WKK31500001032639.
Кузов автобуса Setra S315HD VIN WKK31500001032639 ввезен на территорию Российской Федерации 10.10.2012 по грузовой таможенной декларации N 10209095/101012/0006114 (кузов автобуса туристического в сборе для пассажирских перевозок). Выпуск и обращение на территории Российской Федерации разрешены.
На основании вышеуказанного заявления и решения по нему от 07.11.2012 представительством Института безопасности дорожного движения по Псковской области общества с ограниченной ответственностью "Престиж-М" (далее - ООО "Престиж-М") для определения возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства проведена техническая экспертиза, по результатам которой составлено экспертное заключение от 07.11.2012 N 1742/12.
На основании положительного заключения экспертизы ООО "Престиж-М" произведены работы по внесению изменений в конструкцию транспортного средства: замена кузова автобуса Setra 402S215 N шасси 402-S215Н-10/1790775 на кузов автобуса Setra S315HD VIN WKK31500001032639, о чем составлено заявление-декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства от 13.11.2012.
ООО "АвтоТранзит" 13.11.2012 получена диагностическая карта.
Обществом получено свидетельство от 27.11.2012 60АА488963 о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (т. 1, л. 79), в паспорт транспортного средства 60 НН 110997 в графу "Особые отметки" внесена соответствующая запись о замене кузова с указанием номера свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности, выдано (т. 1, л. 87).
В соответствии с указаниями Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06.03.2013 N 13/5-57 управление провело проверку по факту совершения регистрационных действий с транспортным средством, принадлежащим заявителю.
На основании заключения управления от 08.10.2013 свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства от 27.11.2012 60АА488963 аннулировано, как выданное в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент) и приказа МВД России от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору (далее - Приказ N 1240).
Управление предписало Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Псковской области аннулировать произведенные с транспортным средством Setra 402S215 регистрационные действия.
В связи с этим указанное свидетельство было аннулировано и соответственно аннулированы регистрационные действия, связанные с заменой номерных агрегатов.
Не согласившись с указанными действиями управления, предприниматель обратился в Арбитражный суд Псковской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что управление не представило доказательств не соответствия автобуса Setra S315HD с внесенными изменениями в конструкцию требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения и обоснованности аннулирования свидетельства и регистрационных действий.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938) и пунктам 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за N 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия (пункт 51 Правил регистрации).
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента, настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин (пункт 82 Технического регламента).
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена Приказом N 1240.
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Согласно пункту 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что "базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно, сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, действовавшего в период проведения замены основных агрегатов спорного транспортного средства, допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля, в том числе на другую модель (модификацию). При этом в графе "МАРКА, МОДЕЛЬ" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортных средств указываются марка, модель установленного кузова (кабины), а в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" делается отметка "Замена кузова (кабины)" с указанием даты соответствующего изменения. В паспорте транспортного средства все сведения об измененных номерах агрегатов и модели (модификации) транспортного средства, а также дата изменения указываются в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ".
В рассматриваемом случае замена кузова транспортного средства не может рассматриваться как изменение только конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Замена кузова транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать спорное транспортное средство, поскольку его идентификационный номер был утрачен в результате указанной операции.
В свидетельстве о регистрации транспортного средства, выданного Госавтоинспекцией, после внесения указанных выше изменений, указывается на возможность его идентификации только по кузову.
Как указано выше, установленный на автобус Setra 402S215 кузов от автобуса Setra S315HD ввезен на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10209095/101012/0006114.
В описательной части декларации указано, что ввезенный кузов укомплектован 52 местами, дверьми с механизмом открывания, рулевой колонкой с рулем, передней панелью приборов, встроенными полками, внутренней обшивкой стенок, крыши, стеклами лобовыми, боковыми и задними.
Следовательно, подразделением Госавтоинспекции при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузова фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации.
Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности получено на основании процедуры, предусмотренной Порядком, который применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств.
При этом исходя из экспертного заключения от 17.10.2012 N 1623/12 о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, выданного ООО "Престиж-М", на основании которого было выдано свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 N АА 488963, объектом экспертизы являлся автобус Setra 402S215.
Таким образом, следует признать, что по спорному транспортному средству, а именно автобусу Setra S315HD, не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей предусмотренной законодательством процедуры.
С учетом изложенного у управления отсутствовали основания для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой кузова транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
В силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Поскольку в связи с заменой кузова фактически создано новое транспортное средство, то его выпуск в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
Факт, что в результате замены кузова возникло новое автотранспортное средство, подтверждается также и представленным заключением некоммерческой организации межотраслевого фона "Поддержка технических инициатив автовладельцев" "НАМИ-ПТИА-ФОНД" от 16.04.2014 N 77-3213.
Следовательно, оснований для вывода о неправомерности аннулирования регистрации спорного транспортного средства у суда первой инстанции не имелось.
Также аннулирование регистрации в данном случае не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом).
Таким образом, оснований для удовлетворения требований предпринимателя об оспаривании действий управления по аннулированию регистрации транспортного средства автобуса Setra S315HD, связанных с заменой номерного агрегата кузова идентификационный номер VIN WKK31500001032639, не имеется.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба управления - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 18 июня 2014 года по делу N А52-225/2014 отменить.
Отказать индивидуальному предпринимателю Кондратьеву Олегу Анатольевичу в удовлетворении требований о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области по аннулированию регистрационных действий транспортного средства автобуса Setra S315HD WKK31500001032639, государственный регистрационный знак Р117ВА71, связанных с заменой номерных агрегатов.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-225/2014
Истец: ИП Кондратьев Олег Анатольевич
Ответчик: УМВД РФ по Псковской области, Управление Министерства внутренних дел Российской федерации по Псковской области
Третье лицо: ООО "АвтоТранзит", Троянов Олег Валерьевич, Никифорова Виктория Александровна