город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2014 г. |
дело N А53-175/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2014 по делу N А53-175/2014, принятое судьей Кривоносовой О.В., по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к заинтересованному лицу Федеральному государственному бюджетному учреждению "Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании в доход федерального бюджета ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра за I квартал 2012 года в размере 10 395,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что одним из условий прекращения действия разрешения на пользование радиочастотным спектром, установленным пунктом 11 статьи 23 Закона "О связи", является заявление пользователя радиочастотным спектром на прекращение разрешения на использование радиочастот. Суд установил, что такое заявление направлялось истцу и получено им 31.10.2011. При этом суд из текста самого заявления, а также приложенных к нему документов установил, что орган имел все необходимые сведения для идентификации заявителя, в связи с чем основания для не рассмотрения указанного заявления отсутствовали.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить исковые требования, сославшись на то, что договор от 01.01.2008 N 257010 и дополнительное соглашение к нему от 16.07.2008 N 1, на которые сослался суд первой инстанции, расторгнуты с 01.01.2011 и отношения к судебному спору не имеют. Полученное от ответчика заявление от 27.09.2011 N 1357 рассмотрено в порядке, предусмотренном Законом "О связи", Положением о государственной комиссии по радиочастотам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 336 от 02.07.2004. По итогам рассмотрения заявления установлено, что оно оформлено с нарушением правил оформления и подачи заявлений, в связи с чем письмом от 14.12.2011 N 13-31818-орч возвращено, о чем в установленном порядке размещена информация на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Соответствующая распечатка с официального сайта представлена в материалы дела. Оформленные надлежащим образом документы на прекращение действия разрешения не поступали. Закон "О связи", по мнению подателя жалобы, не предусматривает автоматическое прекращение действия разрешения после подачи заявления, решение о прекращении действия разрешения принимается Роскомнадзором на основании надлежащего заявления. В соответствии с пунктом 31 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 09.12.2011 N 337, для прекращения действия разрешения представляются заявление и документ, подтверждающий право обращения в Роскомнадзор. На основании указанных документов принимается решение о прекращении действия разрешения, оформляемое приказом, в даты издания которого прекращается действие разрешения. Таким образом, истец полагает, что действие разрешения в установленном законом порядке не прекращено, в связи с чем на ответчика возлагается обязанность по внесению платы за использование радиочастотного спектра за период действия разрешения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения заявленных требований.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 14.06.2007 года Федеральным агентством связи, как уполномоченным федеральным органом исполнительной связи Федеральному государственному учреждению "Цимлянское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства" выдано разрешение на использование радиочастот на радиочастотных каналах N 07011287 (л.д. 14).
В период 2009 года было осуществлено переименование федерального государственного учреждения "Цимлянское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства" на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов".
В соответствии с п.4 ст.22 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) в Российской Федерации использование радиочастотного спектра осуществляется на принципах разрешительного порядка доступа пользователей к радиочастотному спектру и платности за использование радиочастотного спектра.
В соответствии со ст. 23 Закона о связи для пользователей радиочастотным спектром устанавливается разовая и ежегодная плата за его использование.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Закона о связи пользователем радиочастотным спектром является лицо, которому выделена полоса радиочастот либо присвоены (назначены) радиочастота или радиочастотный канал.
Правительство РФ Постановлением от 16.03.2011 г. N 171 утвердило Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимании такой платы (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил закреплено, что размеры разовой платы и ежегодной платы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, принимающим решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала (далее - решение), применительно к каждому выдаваемому разрешению и в соответствии с Методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, которая утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Размер разовой и ежегодной платы устанавливается по каждому выданному разрешению на использование радиочастот или радиочастотных каналов независимо от режима эксплуатации радиоэлектронных средств.
30.06.2011 приказом Минкомсвязи России N 164 утверждена Методика расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра (далее - Методика).
В соответствии с Методикой произведен расчет ежегодной платы за использование радиочастотного спектра и приказом Роскомнадзора N 1062 от 01.12.2011 г. ответчику установлен с 01.01.2012 г. размер ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра по разрешению N 07-011287 в размере - 41850,00 руб.
В соответствии с п. 6 Правил ежегодная плата подлежит перечислению в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями не позднее 5-го числа первого месяца оплачиваемого квартала.
Таким образом, ответчик обязан был в срок до 05.01.2012 г. перечислить ежегодную плату за использование радиочастотного спектра в 1-ом квартале 2012 г. в размере 10 395,00 рублей.
Однако ответчик не исполнил указанную обязанность.
15 октября 2013 г. в адрес ответчика направлено уведомление N 7566 о необходимости погашения задолженности за использование радиочастотного спектра.
Ответчик письмом N 1336 от 20.11.2013 г. не согласился произвести оплату и сообщил о том, что в адрес Роскомнадзора им было направлено заявление N 1357 от 27.09.2011 г. о прекращении разрешения N 07-011287 от 14.06.2007 г.
Данное обстоятельство оценено судом как основание для освобождения ответчика от внесения соответствующей платы, поскольку законом предусмотрено, что заявление о прекращении действия разрешения является одним из оснований прекращения разрешения.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы ошибочными и не основанными на полном и всестороннем исследовании обстоятельств по делу по следующим основаниям.
Так, пункт 11 статьи 24 Закона о связи устанавливает только основания прекращения во внесудебном порядке действия разрешения, одним из которых является заявление на прекращение действия разрешения.
В свою очередь сроки, последовательность административных процедур при рассмотрении соответствующего заявления устанавливаются Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 09.12.2011 N 337 (далее - Административный регламент).
Согласно п.31 Административного регламента для прекращения действия разрешения заявитель, являющийся юридическим лицом, представляет в Роскомнадзор:
- заявление на прекращение действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов;
- доверенность на право обращения в Роскомнадзор.
При соответствии документов, представленных заявителем, требованиям и нормам законодательства Российской Федерации в соответствии с п. 65 Административного регламента готовится проект решения о прекращении действия разрешения.
В соответствии с п. 66 Административного регламента решения Роскомнадзора оформляются приказами. Приказ подписывает руководитель Роскомнадзора или лицо, исполняющее его обязанности.
Таким образом, разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов прекращает свое действие с даты издания соответствующего приказа.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона о связи Порядок проведения экспертизы электромагнитной совместимости, рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, а также переоформления таких решений или внесения в них изменений устанавливается и публикуется государственной комиссией по радиочастотам.
Решением ГКРЧ при Минкомсвязи России от 20.12.2011 N 11-13-02 утвержден Порядок проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот (далее - Порядок).
Согласно пункту 48 Порядка при рассмотрении Роскомнадзором заявлений проводится их проверка на полноту и правильность оформления. Заявления, не соответствующие приложениям N N 6 - 15 к настоящему Порядку, возвращаются заявителю с указанием причин возврата в срок не более 10 рабочих дней со дня их регистрации.
Требования к заявлению на прекращение действия разрешения (для юридических лиц) установлены в Приложении N 11 к Порядку.
Вместе с тем судом установлено, что заявление ответчика N 1357 от 27.09.2011 г. рассмотрено Роскомнадзором в порядке, установленном ст. 24 Закона о связи и Положением о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот, утвержденным решением Государственной комиссии по радиочастотам от 23.08.2010 г. N 10-08-01.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Закона о связи решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также по другим обращениям граждан должны приниматься федеральным органом исполнительной власти в области связи не позднее чем через тридцать пять рабочих дней со дня обращения.
Информация о принятии соответствующего решения размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 5 Положения о государственной комиссии по радиочастотам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 336 от 02.07.2004 г. комиссия имеет полномочия по установлению порядка рассмотрения материалов и принятии решений о выделении полос радиочастот, присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств различного назначения.
Заявление ответчика проверено на полноту, достоверность и правильность оформления.
В результате проверки установлено, что представленное заявление оформлено с нарушениями правил оформления и подачи заявочных материалов, в связи с чем, руководствуясь пунктом 44 указанного Положения, Роскомнадзор письмом N 13-31818-орч от 14.12.2011 г. возвратил представленное ответчиком заявление N 1357 от 27.09.2011 г. о прекращении разрешения на использование радиочастот и в соответствии с п. 3 ст. 24 Закона о связи разместил соответствующую информацию на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В подтверждение изложенных фактов в материалы дела представлена распечатка с официального сайта в сети "Интернет" с информацией о поступлении заявления ответчика N 1357 от 27.09.2011 г., дате его регистрации, сведениями о принятом решении (возврате заявления), номере и регистрации исходящего документа (N 13-31818-орч), дате его отправки (14.12.2011 г.).
После возвращения ответчику заявления N 1357 от 27.09.2011 г. о прекращении действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов оформленные надлежащим образом документы в Роскомнадзор ответчиком не направлялись, приказ об утверждении решения о прекращении действия разрешения не принимался. Соответственно Роскомнадзором в порядке, установленном законом, действие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов ответчика не прекращалось.
В свою очередь, представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции 02.09.2014 пояснил, что после отправки в адрес Роскомнадзора заявления N 1357 от 27.09.2011 г. о прекращении действия разрешения результатом рассмотрения данного заявления общество не интересовалось.
При таких обстоятельствах ответчик обязан внести плату за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра за I квартал 2012 года в размере 10 395,00 (десяти тысяч трехсот девяноста пяти) рублей, поскольку разрешение в спорный период являлось действительным, юридически значимые действия, необходимые для прекращения действия разрешения, не осуществлены, поскольку заявление о прекращении действия разрешения подано обществом с нарушением установленных требований к его содержанию.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что ответчик имел возможность предпринять все необходимые действия для проверки результатов рассмотрения своего заявления, в том числе обратившись к сведениям, размещенным на официальном сайте административного органа, на котором согласно в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона о связи публикуются соответствующие решения по поступившим заявлениям.
Согласно части 1 статьи 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, в соответствии со статьей 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене, исковые требования надлежит удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2014 по делу N А53-175/2014 отменить.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (ОГРН 1026101718631, ИНН 6137002538, 344034, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный Нижний проезд, 7А) в доход федерального бюджета ежегодную плату за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра за I квартал 2012 года в размере 10 395,00 (десяти тысяч трехсот девяноста пяти) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-175/2014
Истец: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Ответчик: ФГБУ "Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов"