г. Киров |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А28-4844/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Некерова А.В., действующего на основании доверенности от 24.01.2014, Еременко О.Ю., действующей на основании доверенности от 24.01.2014,
представителя ответчика - Алейниковой О.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2014,
представителя третьего лица - Алейниковой О.В., действующей на основании доверенности от 15.01.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.07.2014 по делу N А28-4844/2014, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Европейский" (ОГРН 1034316586754, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д.19)
к администрации города Кирова (ОГРН 1024301340238, г. Киров, ул. Воровского, д. 39)
третье лицо: департамент муниципальной собственности администрации города Кирова (ОГРН 1034316546978, Кировская область, г. Киров, ул. Воровского, д.3)
установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Европейский" (далее - заявитель, Общество, ООО ТД "Европейский") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к администрации города Кирова (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления Администрации от 31.01.2014 N 378-П "Об отмене постановления администрации города Кирова от 18.11.2013 N 4510-п".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен департамент муниципальной собственности администрации города Кирова (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что 19.12.2013 ООО ТД "Европейский" было уведомлено о предложении заключить договор купли-продажи спорного нежилого помещения; Общество должно было заключить договор купли-продажи до 18.01.2014; договор купли-продажи в тридцатидневный срок Обществом не заключен; законодательство не предусматривает права субъекта малого или среднего предпринимательства направлять проект договора кули-продажи по почте или каким-либо иным способом в орган местного самоуправления.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Департамент письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В заседании суда представители сторон поддержали свои позиции, представитель третьего лица доводы жалобы сочла обоснованными.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.01.2013 в рамках дела N А28-10231/2012 ООО ТД "Европейский", Администрацией и Департаментом подписано мировое соглашение, по условиям которого: Департамент обязуется направить ООО ТД "Европейский" проект договора купли-продажи арендуемого имущества, с учетом условий, указанных в пункте 2.2 настоящего мирового соглашения, в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (пункт 2.1.3 мирового соглашения); Администрация обязуется принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты государственной регистрации права собственности на помещение, указанное в пункте 2.1.1 настоящего соглашения, на основании заключения об оценке помещений N 4300/200812Ц-1684/Ю-01-М/3254 от 24.08.2012, принятого по акту N 4300/1208/000094 от 21.08.2012 г., цена имущества 177010000 рублей с учетом НДС (пункт 2.2 мирового соглашения).
18.11.2013 Администрацией издано постановление N 4510-П (далее - постановление от 18.11.2013 N 4510-П) об условиях приватизации имущества - нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000345:124 по адресу: Кировская область, город Киров, улица Воровского, дом 43, помещение 1081 (далее - спорное нежилое помещение). Из указанного постановления следует, что принято решение о продаже спорного нежилого помещения (пункт 1); способом приватизации установлено возмездное отчуждение из муниципальной собственности спорного нежилого помещения в порядке реализации преимущественного права субъекта малого предпринимательства - ООО ТД "Европейский", арендующего указанное имущество на основании договора аренды от 01.08.2003 N 31 (пункт 2) (л.д. 22-23).
20.11.2013 Департамент направил заявителю письмо, содержащее предложение заключить договор купли-продажи муниципального имущества - нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000345:124 по адресу: Кировская область, город Киров, улица Воровского, дом 43, помещение 1081, в месячный срок с даты получения ООО ТД "Европейский" данного предложения. К данному письму приложены проект договора купли-продажи, копия постановления от 18.11.2013 N 4510-П, копия заключения об оценке (далее - письмо от 20.11.2013).
18.12.2013 Департамент получил письмо ООО ТД "Европейский", содержащее просьбу направить в адрес заявителя предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества, проект договора купли-продажи, а также решение об условиях приватизации.
19.12.2013 письмо от 20.11.2013 получено ООО ТД "Европейский", что подтверждается уведомлением о вручении.
Письмом от 27.12.2013 N 17321-01-05 Департамент сообщил ООО ТД "Европейский" о том, что заказным письмом от 20.11.2013, полученным Обществом согласно уведомлению о вручении 19.12.2013, в адрес Общества направлены: предложение заключить договор купли-продажи, постановление администрации города Кирова, копия заключения об оценке, проект договора купли-продажи, которывышеназванные документы получены заявителем 19.12.2013, что следует из почтового уведомления. Письмо от 27.12.2013 получено по адресу представительства заявителя в г. Кирове 29.01.2014, а также по его юридическому адресу в г. Нижний Новгород 08.02.2014, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
06.01.2014 Общество подготовило письмо N 333 о согласии на заключение договора купли-продажи муниципального имущества, направлении подписанного экземпляра договора, предоставлении рассрочки платежа (далее - письмо от 06.01.2014 N 333).
16.01.2014 письмо от 06.01.2014 N 333 и приложенные к нему документы (договор купли-продажи муниципального имущества, подписанный заявителем; справка об отсутствии задолженности, акт сверки расчетов, копии платежных поручений) направлены Обществом в Департамент (л.д.27).
29.01.2014 Департамент направил в адрес УФПС Кировской области - филиал ФГУП "Почта России" (далее - УФПС Кировской области) письмо, в котором содержалась просьба предоставить информацию о направленной в адрес Департамента и Администрации корреспонденции от ООО ТД "Европейский" за период с 19.12.2013 по 19.01.2014 (л.д. 93).
30.01.2014 УФПС Кировской области направило в Департамент письмо, в котором сообщило об отсутствии необработанной и недоставленной письменной корреспонденции в адрес Администрации и Департамента (л.д. 94).
31.01.2014 управлением делопроизводства и архива Администрации выдана справка об отсутствии в системе электронного документооборота зарегистрированных входящих писем от Общества за период с 19.12.2014 по 31.01.2014.
31.01.2014 Администрация издала постановление N 378-П (далее - постановление от 31.01.2014 N 378-П) (л.д. 24-25), которым, руководствуясь пунктом 2 части 10 статьи 4, подпунктом 2 пункта 9 статьи 4 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и в связи с не подписанием Обществом в тридцатидневный срок со дня получения договора купли-продажи арендуемого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000345:124 по адресу: Кировская область, город Киров, улица Воровского, дом 43, помещение 1081, отменила постановление Администрации от 18.11.2013 N 4510-П.
11.02.2014 Департамент получил письмо ООО ТД "Европейский" от 06.01.2014 N 333 с сообщением о своем согласии на заключение договора купли-продажи арендуемого имущества и направлении подписанного экземпляра договора, а также с просьбой заключить названный договор с условием предоставления рассрочки платежа (л.д. 97, 98).
11.03.2014 Департамент направил в адрес заявителя письмо с сообщением о том, что договор купли-продажи в настоящий момент заключен быть не может, конечный срок заключения договора - 17.01.2014, в установленный срок в Департамент подписанный договор не поступил; в связи с не подписанием в тридцатидневный срок со дня получения договора купли-продажи постановление Администрации от 18.11.2013 N 4510-п отменено; договор купли-продажи подписан заявителем на иных условиях (пункты 4.2 и 4.3 договора). Кроме того, Департамент указал на необходимость проведения проверки по факту поступления в почтовое отделение от ООО ТД "Европейский" корреспонденции 16.01.2014.
Не согласившись с постановлением Администрации от 31.01.2014 N 378-П, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что письмо от 06.01.2014, содержащее согласие на заключение договора купли-продажи муниципального имущества - спорного нежилого помещения, подписанный экземпляр договора и просьбу заключить названный договор с условием рассрочки платежа, направлено Обществом в адрес ответчика и Департамента с соблюдением срока, установленного часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон о приватизации) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Названные особенности установлены Федеральным законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1, 2, 4, 9, 10 статьи 4 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона (часть 1). В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера (часть 2). В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества (часть 4). Субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества: 1) с момента отказа субъекта малого или среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества; 2) по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок, за исключением случаев приостановления течения указанного срока в соответствии с частью 4.1 настоящей статьи; 3) с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства (часть 9). В тридцатидневный срок с момента утраты субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по основаниям, определенным частью 9 настоящей статьи, уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, принимает одно из следующих решений: 1) о внесении изменений в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов приватизации государственного или муниципального имущества, установленных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества"; 2) об отмене принятого решения об условиях приватизации арендуемого имущества (часть 10).
Согласно абзацу 4 статьи 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон о почтовой связи) к основным гарантиям доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Из пунктов 12, 33, 34, 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), следует, что в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории: простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении; регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении. Почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи.
Согласно подпункту "а" пункта 4, подпункту "б" пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день (подпункт "а" пункта 4). Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня (подпункт "б" пункта 6)
Материалами дела подтверждено, что письмо Департамента от 20.11.2013, содержащее предложение заключить договор купли-продажи муниципального имущества - спорного нежилого помещения, проект договора купли-продажи данного нежилого помещения получены Обществом 19.12.2013.
Общество, руководствуясь постановлением Администрации от 18.11.2013 N 4510-П, направило в адрес Департамента письмо от 06.01.2014, содержащее согласие на заключение договора купли-продажи муниципального имущества и просьбу заключить названный договор на условиях предоставления рассрочки платежа, с приложением подписанного экземпляра договора. Данное письмо принято в отделении почтовой связи 16.01.2014, и подлежало доставке адресату до 20.01.2014.
Таким образом, письмо от 06.01.2014 направлено Обществом в адрес Департамента с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 4 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, что свидетельствует об отсутствии у Администрации оснований для издания обжалуемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, поскольку согласно пункту 2 части 9 статьи 4 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в случае, если договор купли-продажи арендуемого имущества не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в тридцатидневный срок. Материалами дела подтверждено, что Общество в рамках установленного срока подписало договор кули-продажи и направило его в адрес Департамента письмом от 06.01.2014
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.07.2014 по делу N А28-4844/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4844/2014
Истец: ООО Торговый дом "Европейский"
Ответчик: Администрация города Кирова
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности администрации города Кирова, ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Кировской области