г. Красноярск |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А69-1015/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (Фунтикова Владимира Александровича): Ситниковой Е.А., представителя по доверенности от 29.09.2014,
от заинтересованного лица (открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ"): Франца В.О., представителя по доверенности от 23.09.2014 N 3/2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Фунтикова Владимира Александровича
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "16" июня 2014 года по делу N А69-1015/2014, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
Фунтиков Владимир Александрович (далее - Фунтиков В.А., заявитель) обратился в Кызылский городской суд с заявлением об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 27.11.2013, вынесенное Службой государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (ИНН 1701048852, ОГРН 1111719000447) (далее - служба, административный орган).
К участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" (ИНН 1071701000, ОГРН 1071701000359 (далее - ОАО "Кызылская ТЭЦ, общество).
Решением Кызылского городского суда от 30 января 2013 года требования удовлетворены.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 23 марта 2014 года решение Кызылского городского суда от 30 января 2013 года отменено, дело направлено в Арбитражный суд Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "16" июня 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Фунтиков В.А. обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает следующее:
- подключение к тепловым сетям было произведено с соблюдением действующего порядка, административный орган не установил обстоятельств, из которых бы следовало, что подключение было осуществлено в нарушение установленных требований;
- при обнаружении факта несанкционированного подключения, на наличие которого указывает ОАО "Кызылская ТЭЦ", последнее не предпринимало никаких действий по его устранению, напротив, в течение длительного промежутка времени (с августа 2013 года) выставлялись счета на оплату.
- акты о приемке в эксплуатацию тепловой сети подписаны при участии начальника инспекции ОАО "Кызылская ТЭЦ" С.В. Байкова.
- отдельная квартира может быть присоединена к инженерным сетям, что следует из заключения организации, разрабатывающей проект (ОАО "Тувагражданпроект").
ОАО "Кызылская ТЭЦ" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Указывает, что технические условия на подключение к тепловым сетям от 23.11.2011 были выданы неуполномоченным лицом - ГУП РТ "Кызылтепло", тогда как сети, к которым осуществляет присоединение Фунтиков В.А., переданы ОАО "Кызылская ТЭЦ" на основании договоров аренды от 21.12.2009 (срок действия 6 месяцев), от 01.07.2010 (срок действия 6 месяцев), от 13.11.2011 N 1 (срок действия с 01.01.2012 по 01.01.2017). Кроме того подключение было произведено не ГУП РТ "Кызылтепло" или его правопреемником, а иной организацией.
- Действующее в спорный период нормативное регулирование предусматривает, что с заявлением о предоставлении технических условий может обращаться только правообладатель земельного участка, на котором планируется осуществить работы по подключению объекта. Данные требования заявителем не исполнены.
- Действующее в спорный период нормативное регулирование не предусматривает возможности подключения к тепловым сетям отдельной квартиры в многоквартирном жилом доме и индивидуальное теплоснабжение одного жилого помещения от централизованных источников.
- Фунтиков В.А., не выполнил установленные требования для подключения к системам теплоснабжения (пункты 26, 41, 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307).
- Предъявление ОАО "Кызылская ТЭЦ" Фунтикову В.А. счетов за фактическое потребление тепловой энергии соответствует требованиям законодательства и не направлено на заключение договора.
Служба, уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Службы.
Представитель Фунтиков В.А. заявил ходатайство о приобщении к материалам дела нормативного документа, а именно: копии постановления мэра города Кызыла от 30.03.2011 N 511 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения существующих объектов и объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения города Кызыла и Правил подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения города Кызыла".
Суд приобщил копию постановления мэра города Кызыла от 30.03.2011 N 511 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения существующих объектов и объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения города Кызыла и Правил подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения города Кызыла", как нормативный документ, на основании статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В связи с поступлением обращения Кызылского межрайонного прокурора на основании распоряжения руководителя службы от 31.10.2013 N 682/575-ЖИ была проведена проверка ОАО "Кызылская ТЭЦ" по заявлению гражданина Фунтикова В.А. о неправомерности отключения подачи тепловой энергии на жилой дом по адресу пгт. Каа-Хем, ул. 25 лет Советской Туве, д. 4.
По результатам проверки составлен акт от 12.11.2013, которым зафиксированы нарушения в части отключения подачи тепловой энергии на вышеуказанный жилой дом. Обществу выдано предписание от 12.11.2013 N 682/575-ЖИ об устранении выявленных нарушений в срок до 29.11.2013, согласно которому ОАО "Кызылская ТЭЦ обязано подключить к центральному отоплению квартиры по адресу пгт. Каа-Хем, ул. 25 лет Советской Туве, д. 4., согласовать техническое условие на технологическое подключение "жилого дома".
Уведомлением от 14.11.2013 общество приглашено на составление протокола об административном правонарушении на 18.11.2013, проставлен входящий номер 3646 от 15.11.13.
18.11.2013 составлен протокол N 682/575-ЖИ-1/13 по фактам, зафиксированным в акте проверки и предписании от 12.11.2013 N 682/575-ЖИ, нарушение квалифицированно по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представитель общества указал, что не согласен с протоколом.
Постановлением N 682/575-ЖИ-2/13 по делу об административном правонарушении от 22.11.2013 ОАО "Кызылская ТЭЦ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 5000 рублей. Основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт отключения абонента без соответствующего предупреждения, протокол N 682/575-ЖИ-1/13.
Кроме того, по результатам рассмотрения материалов проверки постановлением от 27.11.2013 производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствие состава правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса). В частности, административный орган со ссылками на пункты 35, 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" указал, что отключение подачи тепловой энергии произведено правомерно.
Посчитав, что указанное постановление является незаконным, Фунтиков В.А. обратился в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом апелляционной инстанции установлено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на принятие оспариваемого постановления от 27.11.2013.
Исходя из статьи 23.55 Кодекса, Положения о Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 02.02.2011 N 69, суд апелляционной инстанции считает, что постановление вынесено уполномоченным административным органом.
Как следует из оспариваемого постановления от 27.11.2013, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса. Административный орган указал, что отключение подачи тепловой энергии произведено правомерно.
Апелляционный суд обращает внимание на следующие обстоятельства.
Статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Одновременное вынесение двух разных противоположных по смыслу постановлений является невозможным и противоречит целям производства по делу об административном правонарушении.
Однако в материалы дела представлено два постановления: оспариваемое постановление от 27.11.2013 о прекращении производства по делу об административном правонарушении и, основанием которого является проведение проверки по распоряжению N 682/575-ЖИ и постановление от 22.11.2013 N 682/575-ЖИ-2/13 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к ответственности на основании тех же обстоятельств - со ссылкой на протокол N 682/575-ЖИ-1/13, который в свою очередь был составлен на основании акта проверки, проведенной по распоряжению N 682/575-ЖИ. Двух постановлений по одному делу существовать не может, постановление о привлечении к ответственности вступило в силу (отсутствуют сведения о его обжаловании и отмене), соответственно постановление о прекращении производства по делу в этой ситуации противоречит принципу правовой определённости отношений.
Кроме того, апелляционный суд не согласен и с выводом административного органа и суда первой инстанции об отсутствии события административного правонарушения, по следующим причинам.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что технические условия на присоединение к тепловым сетям выданы неуполномоченным лицом (не владельцем сетей), соответствующие документы (договор теплоснабжения, акт о подключении, акт разграничения балансовой принадлежности) не оформлены. При таких обстоятельствах, по мнению суда первой инстанции, имело место бездоговорное потребление, следовательно, отключение произведено правомерно.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы сделаны судом при неполном выяснении обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела.
Административный орган, прекращая производство по делу, и суд первой инстанции, поддерживая вывод об отсутствии состава правонарушения не приняли во внимание следующие нормы.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В настоящем случае абонентом является гражданин - Фунтиков В.А. Соответственно, с момента его фактического подключения договор с ним считается заключенным, возникают взаимные обязательства сторон по поставке и оплате тепловой энергии.
Общество указывает, что часть 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Соответственно, как указывает общество, договор, в том числе с гражданином, может считаться заключенным при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии, то есть в предмет исследования входит обязательное изучение правомерности подключения гражданина.
Ни административный орган прекращая производство по делу, ни суд первой инстанции не изучили вопрос о правомерности подключения.
Апелляционный суд в связи с этим отмечает, что согласно части 3 названной статьи, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Таким специальным законодательством является, в частности, законодательство о теплоснабжении, а так же законодательство о предоставлении гражданам коммунальных услуг. Поэтому вопрос о правомерности технологического подключения должен был исследоваться органом и судом с учетом положений этого законодательства.
Технические условия были выданы 23.11.2011.
С 30.07.2010 отношения, связанные с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу положений статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1).
Указанное в части 1 настоящей статьи подключение осуществляется на основании договора на подключение к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации (часть 2).
При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается (часть 3).
В силу части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены, в том числе Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83).
Пунктом 1 Правил N 83 предусмотрено, что настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Пунктом 6 Правил N 83 предусмотрено, что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.
Правила подключения к системам теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 307).
В силу пункта 1 Правил N 307 настоящие правила определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения.
Пунктом 3 Правил N 307 предусмотрено, что подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении).
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случаях:
необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности;
увеличения тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) или тепловой мощности (для источников тепловой энергии и тепловых сетей) подключаемого объекта;
реконструкции или модернизации подключаемого объекта, при которых не осуществляется увеличение тепловой нагрузки или тепловой мощности подключаемого объекта, но требуется строительство (реконструкция, модернизация) тепловых сетей или источников тепловой энергии в системе теплоснабжения, в том числе при повышении надежности теплоснабжения и изменении режимов потребления тепловой энергии.
В силу пункта 5 Правил N 307 подключение объекта осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:
- выбор заявителем теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (исполнителя);
- заключение договора о подключении, в том числе подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения и выдача условий подключения, являющихся неотъемлемой частью указанного договора;
- исполнение сторонами условий договора о подключении, в том числе подключение объекта к системе теплоснабжения и подписание сторонами акта о подключении объекта и акта разграничения балансовой принадлежности.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 теплоснабжающая или теплосетевая организация, к которой следует обращаться заявителю, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.
Согласно пункту 9 Правил N 307 в случае если для подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, заявителем или органом местного самоуправления были получены технические условия подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения в сфере теплоснабжения и срок, на который были выданы технические условия, не истек, исполнителем по договору о подключении является организация, выдавшая такие технические условия, правопреемники указанной организации или организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями или источниками тепловой энергии, на подключение к которым были выданы технические условия.
В силу положений пункта 11 Правил N 307 следует, что для заключения договора о подключении заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения.
Пунктом 15 Правил N 307 также предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.
Согласно пункту 41 Правил N 307 после выполнения заявителем условий подключения исполнитель выдает разрешение на осуществление заявителем подключения указанного объекта к системе теплоснабжения.
Пунктом 42 Правил N 307 предусмотрено, что до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель:
получает разрешение на ввод в эксплуатацию подключаемого объекта;
заключает договор теплоснабжения;
предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, устройства и сооружения, созданные для подключения к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный энергетический надзор.
Пунктом 43 Правил N 307 также предусмотрено, что осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении и акта разграничения балансовой принадлежности, в котором указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.
Как следует из пояснений сторон, в целях подключения к сетям централизованного теплоснабжения квартиры заявителя, ГУП РТ "Кызылтепло" Фунтикову В.А. были выданы технические условия на технологическое подключение от 23.11.2011.
Актом от 30.08.2012 тепловая сеть принята в эксплуатацию. Данный документ не был оценен ни органом, ни судом первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что технические условия выданы неуполномоченной организацией - ГУП РТ "Кызылтепло", тогда как владельцем сетей, к которым производится подключение, является ОАО "Кызылская ТЭЦ".
На данные обстоятельства ОАО "Кызылская ТЭЦ" также ссылается в суде апелляционной инстанции.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 постановлением мэра г. Кызыла от 30.03.2011 N 511 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения существующих объектов и объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения города Кызыла и Правил подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения города Кызыла" ГУП "Кызылтепло" определено организацией, осуществляющей эксплуатацию тепловых сетей и осуществляющей выдачу технических условий на территории г. Кызыла, за исключением сетей напрямую подключенных к ОАО "Кызылская ТЭЦ".
В обоснование принадлежности сетей ОАО "Кызылская ТЭЦ" общество ссылается на договоры аренды от 21.12.2009 (заключен на срок 6 месяцев), от 01.07.2010 (заключен на срок 6 месяцев), от 13.11.2011 N 1 (срок действия с 01.01.2012 по 01.01.2017).
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, что на дату выдачи технических условий (23.11.2011) ОАО "Кызылская ТЭЦ" было владельцем спорных сетей и осуществляло их эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что актом от 30.08.2012 построенная на основании технических условий тепловая сеть принята в эксплуатацию.
ОАО "Кызылская ТЭЦ" указывает на недостатки акта, в частности отмечает, что фактически подключение было произведено не ГУП РТ "Кызылтепло" или его правопреемником, а иной организацией.
Действительно, в акте от 30.08.2012 отсутствуют сведения о том, что приемка сети в эксплуатацию осуществлялась ГУП РТ "Кызылтепло". Вместе с тем, в акте имеется подпись представителя ОАО "Кызылская ТЭЦ". Акт со стороны ОАО "Кызылская ТЭЦ" подписан без замечаний.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что ссылки ОАО "Кызылская ТЭЦ" на то, что технические условия и акт являются ненадлежащими доказательствами правомерности подключения Фунтикова В.А. к тепловым сетям ОАО "Кызылская ТЭЦ", должны были быть оценены административным органом с учетом этих фактических обстоятельств и вышеуказанных норм права, но поскольку орган этого не сделал, то его вывод об отсутствии состава административного правонарушения был преждевременным.
Более того как следует из материалов дела при обнаружении факта несанкционированного подключения, на наличие которого указывает ОАО "Кызылская ТЭЦ", последнее в течение длительного времени не предпринимало никаких действий по его устранению, напротив, в течение длительного промежутка времени (с августа 2013 года) выставлялись счета на оплату и составлялись акты выполненных работ по отпуску тепловой энергии (т. 1, л.д. 78-80). Эти документы в постановлении органа не отражены.
Как уже отмечалось, согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Учитывая изложенное в совокупности, а также принимая во внимание доводы Фунтикова В.А о том, что он неоднократно обращался с просьбой заключить договор теплоснабжения, суд апелляционной инстанции считает, что материалы настоящего дела свидетельствуют о фактическом заключении с Фунтиковым В.А. договора теплоснабжения. Следовательно, у общества отсутствовали основания для прекращения подачи тепловой энергии, обратное из материалов настоящего дела не следует. Административный орган этот вопрос не изучил - в постановлении о прекращении производства по делу факт заключения договора не исследовался.
ОАО "Кызылская ТЭЦ" указывает, что Фунтиков В.А. не выполнил установленные требования для подключения к системам теплоснабжения (пункты 26, 41, 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307) - не представлен договор теплоснабжения, разрешение на осуществление заявителем подключения указанного объекта к системе теплоснабжения, не подписан акт разграничения балансовой принадлежности.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод, поскольку при наличии подписанного акта о приемке в эксплуатацию сети, и фактическом заключении договора теплоснабжения, данные обстоятельства не свидетельствуют о правомерности действий общества по прекращению подачи тепловой энергии.
ОАО "Кызылская ТЭЦ" считает, что действующее в спорный период нормативное регулирование предусматривает, что с заявлением о предоставлении технических условий может обращаться только правообладатель земельного участка, на котором планируется осуществить работы по подключению объекта. Данные требования Фунтиков В.А. не исполнены.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный вывод, как основанный на неверном толковании законодательства.
Кроме того, в оспариваемом постановлении эти обстоятельства не были исследованы и соответственно не были положены в обоснование вывода об отсутствии события правонарушения.
ОАО "Кызылская ТЭЦ" указывает, что действующее в спорный период нормативное регулирование не предусматривает возможности подключения к тепловым сетям отдельной квартиры в многоквартирном жилом доме и индивидуальное теплоснабжение одного жилого помещения от централизованных источников.
Суд апелляционной инстанции также не принимает указанный довод.
Нормативными актами, регулирующими отношения в области теплоснабжения, а также жилищным законодательством не установлено запрета на подключение отдельного жилого помещения в многоквартирном доме к системам централизованного теплоснабжения. Суд апелляционной инстанции считает, что при соблюдении установленных технических требований, подключение отдельного жилого помещения к системам централизованного теплоснабжения допустимо.
Кроме того, в силу ранее названной части 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае отношения связаны со снабжением теплом гражданина в принадлежащей ему квартире, следует учитывать положения Жилищного кодекса Российской Федерации и нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам коммунальных услуг.
В период, когда были выданы технические условия и осуществлено фактическое подключение, действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Постановление N307). Ни административный орган, прекращая производство по делу, ни суд первой инстанции, поддерживая орган, не проверили соответствие действий общества этому документу.
Пункт 6 данного постановления устанавливал, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальную услугу по горячему водоснабжению, под которой понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; и отопления, под которой понимается поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Общество ссылается на это обстоятельство и указывает, что дом, в котором проживает гражданин Фунтиков В.А., не оборудован горячим водоснабжением и отоплением. Однако, во-первых, доказательства этого довода не представлены. Во-вторых, из вышесказанного следует, что Фунтиков В.А. обеспечил возможность поставки данных коммунальных ресурсов в свою квартиру, то есть занимаемое им жилое помещение соответствует предъявляемым требованиям к степени благоустройства. В-третьих, данному доводу общества противоречит его же ссылка на подпункт "в" пункта 53 Постановления N 307, согласно которому потребителю запрещается самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения. Однако в случае отсутствия в доме общедомовых сетей отопления и горячего водоснабжения самовольно подключиться к ним не возможно.
Не может свидетельствовать о законности действий общества и его ссылка на подпункт "в" пункта 80 Постановления N 307 о том что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам. Во-первых, в силу ранее сказанного апелляционный суд не считает подключение самовольным. Во-вторых, данный пункт предусматривает, что отключение должно иметь место через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя, - доказательств такого уведомления в деле нет.
Доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения подпункта "е" пункта 80 Постановления N 307 или пункта 79 органом не исследовалось.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" вступило в силу 01.09.2012 года (подпункт "в" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"), то есть в момент отключения это Постановление N354 действовало. При этом в нем указано, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Однако ни административный орган, прекращая производство по делу, ни суд первой инстанции, поддерживая орган, не проверили соответствие действий общества данному нормативному акту.
Подпункт "в" пункта 17 говорит, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Поскольку факт подключения гражданина к сетям в установленном порядке подтверждён, то общество должно было выполнять обязанность по снабжению гражданина энергией.
В силу этого вывода пункт 62 и пункт 115 Постановления N 354 не могут применяться к отношениям сторон.
Учитывая все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что административный орган, прекращая производство по делу об административном правонарушении, не выяснил все необходимые обстоятельства и не проверил действие всех лиц на соответствие нормам права, поэтому вывод об отсутствии события административного правонарушения является неверным, сделанным преждевременно и не обоснованно. Выводы, положенные в основу оспариваемого решения суда первой инстанции сделаны при неполном выяснении обстоятельств дела.
Следовательно, у службы не было достаточных оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "16" июня 2014 года по делу N А69-1015/2014 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленное требование удовлетворить.
Постановление Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва от 27.11.2013 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО "Кызыльская ТЭЦ" признать незаконным и отменить.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.