г. Москва |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А41-35530/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н.. Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Электроизолит" - извещено, представитель не явился;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Электроизолит" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.08.2014 по делу N А41-35530/14, принятое судьей Денисовым А.Э.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Электроизолит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просило изменить постановление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - управление) от 10.06.2014 N 47, 48, 49 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 150 000 рублей штрафа по каждому из данных постановлений, и назначить обществу штраф за нарушение частей 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде 150 000 рублей.
Определением от 23.06.2014 суд первой инстанции выделил требования об изменении постановлений управления от 10.06.2014 N 47, 48, 49 в отдельные производства. По настоящему делу рассматривается требование об оспаривании постановления управления от 10.06.2014 N 47 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде 150 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.08.2014 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В ходе проверки соблюдения обществом обязательных требований пожарной безопасности по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, ул. Заводская, д. 1, выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности указанные в акте проверки от 30.05.2014 N 153.
За нарушения/невыполнение требований пожарной безопасности:
Здание заводоуправления:
Лестничные клетки южной и северной сторон не отделены от примыкающего коридора 3 этажа перегородкой с дверью с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; не предусмотрено ограждение на кровле в соответствии с ГОСТ 25772 высотой не менее 0,6 м; выходы из лестничных клеток на кровлю предусмотрены не через противопожарные двери 2-го типа; не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц в местах перепада высот на кровле; наружные пожарные лестницы в местах перепада высот на кровле не соответствуют требованиям НПБ 245-01. Лестницы пожарные наружные не огрунтованы и не окрашены по V классу в соответствии с ГОСТ 9.032; лестничная клетка северной стороны не отделена от примыкающего коридора 2, 5 этажей и от вестибюля 1 этажа перегородкой с дверью с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; допускается установка дверей, отделяющих примыкающий коридор 2-го этажа от лестничной клетки южной стороны, и коридор 1-го этажа от лестничной клетки северной стороны с обычным стеклом, не армированным; в лестничных клетках не предусмотрены обособленные выходы наружу из подвального этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.
Производство N 4
Административная часть здания:
Двери, отделяющие лестничные клетки от коридора 3 этажа не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; не предусмотрено ограждение на кровле в соответствии с ГОСТ 25772 высотой не менее 0,6 м; допускается устройство выхода на кровлю из лестничной клетки не через противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6x0,8 м; в месте перепада высот кровли более 1 м, не предусмотрено устройство пожарных лестниц.
Коллекторное отделение:
несущие металлические конструкции выполнены с пределом огнестойкости менее требуемого. Документы, подтверждающие требуемый предел огнестойкости, не представлены.
Миколентное отделение:
несущие металлические конструкции выполнены с пределом огнестойкости менее требуемого. Документы, подтверждающие требуемый предел огнестойкости, не представлены.
Намоточное отделение:
несущие металлические конструкции выполнены с пределом огнестойкости менее требуемого. Документы, подтверждающие требуемый предел огнестойкости, не представлены.
Помещение лакировки цилиндров:
помещение лакировки цилиндров категории "А" не отделено от намоточного отделения, помещения упаковки категории "В-3" тамбур-шлюзом с постоянным подпором воздуха.
Производство N 3:
не предусмотрено ограждение на кровле в соответствии с ГОСТ 25772 высотой не менее 0,6 м; допускается устройство выхода на кровлю из лестничной клетки не через противопожарную дверь 2-го типа; в местах перепада высот кровли более 1 м, не предусмотрено устройство пожарных лестниц.
Помещение пропиточных машин:
в нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствуют требования пожарной безопасности к проектированию систем противопожарной защиты в помещениях с высотой защищаемого помещения 24 м. (в светопрозрачной части) (автоматическая установка пожаротушения - 20-м.) Необходимо разработать специальные технические условия для помещения пропиточных машин, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Административная часть:
допускается установка дверей, отделяющих примыкающие коридоры от лестничных клеток, с обычным стеклом, не армированным; в лестничной клетке в наружных стенах отсутствуют световые проемы площадью не менее 1,2 кв.м. на каждом этаже, при этом не предусмотрено устройство подпора воздуха при пожаре; радиаторы отопления в лестничных клетках установлены на высоте менее 2,20 м; несущие металлические элементы лестничных клеток не доведены до требуемого предела огнестойкости, документы, подтверждающие проведение работ по огнезащите, не представлены.
Помещение старого пресса:
несущие металлические конструкции выполнены с пределом огнестойкости менее требуемого, документы, подтверждающие требуемый предел огнестойкости, не представлены; лестничная клетка, соединяющая 1-ый этаж административно-бытовой части со 2-м имеет уклон более 1:1, при этом в наружных стенах лестничной клетки отсутствуют световые проемы площадью не менее 1,2 м2 на каждом этаже.
Склад готовой продукции:
стеллажи высотой более 5,5 м не имеют горизонтальных экранов из материалов группа НГ с шагом по высоте не более 4,0 м. Экраны должны перекрывать все горизонтальное сечение стеллажа. Экраны и днища тары и поддонов должны иметь отверстия диаметром 10 мм, расположенные равномерно, со стороной квадрата 150 мм. Проходы в пределах стеллажей необходимо отделять от конструкций стеллажей противопожарными перегородками; в нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствуют требования пожарной безопасности к проектированию систем противопожарной защиты в складских помещениях с организацией стеллажного хранения с высотой хранения более 5,5 м. Необходимо разработать специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Склад сырья:
стеллажи высотой более 5,5 м не имеют горизонтальных экранов из материалов группа НГ с шагом по высоте не более 4,0 м. Экраны должны перекрывать все горизонтальное сечение стеллажа. Экраны и днища тары и поддонов должны иметь отверстия диаметром 10 мм, расположенные равномерно, со стороной квадрата 150 мм. Проходы в пределах стеллажей необходимо отделять от конструкций стеллажей противопожарными перегородками; в нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствуют требования пожарной безопасности к проектированию систем противопожарной защиты в складских помещениях с организацией стеллажного хранения с высотой хранения более 5,5 м. Необходимо разработать специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Другие подразделения:
не предусмотрено твердое водонепроницаемое покрытие площадки для сливоналивных эстакад огражденное по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м, и уклон не менее 2%.
Участок фольгирования:
металлические косоуры лестничного марша выполнены с пределом огнестойкости менее R 60. Не представлены документы, подтверждающие проведение огнезащитной обработки.
По данным фактам управление 04.06.2014 составило в отношении общества протокол об административных правонарушениях N 50 и 10.06.2014 вынесло постановление N 47 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде 150 000 рублей штрафа.
За нарушения/невыполнение требований пожарной безопасности:
Коллекторное отделение:
при нормативном расходе воды - 2 струи по 5 л/с - следует применять пожарные краны с комплектующими с DN 65, при этом используются - DN 50. Технико-экономические обоснования, допускающие применять пожарные краны с DN 50 производительностью свыше 4 л/с, не представлены.
Миколентное отделение:
при нормативном расходе воды - 2 струи по 5 л/с - следует применять пожарные краны с комплектующими с DN 65, при этом используются - DN 50. Технико-экономические обоснования, допускающие применять пожарные краны с DN 50 производительностью свыше 4 л/с, не представлены
Намоточное отделение:
при нормативном расходе воды - 2 струи по 5 л/с - следует применять пожарные краны с комплектующими с DN 65, при этом используются - DN 50. Технико-экономические обоснования, допускающие применять пожарные краны с DN 50 производительностью свыше 4 л/с, не представлены.
По данным фактам управление 04.06.2014 составило в отношении общества протокол об административных правонарушениях N 51 и 10.06.2014 вынесло постановление N 48 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
За нарушения/невыполнение требований пожарной безопасности:
Здание заводоуправления:
помещения 3, 4, 5 этажей здания не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
допускается отделка путей эвакуации коридора 5 этажа сгораемым материалом;
в помещении конференц-зала предусмотрено наличие 1 эвакуационного выхода;
принятый для прокладки пожарных шлейфов в системах противопожарной защиты (АУПС, СОУЭ) в помещениях 1, 2 этажей тип исполнения кабельного изделия не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности;
в помещениях 1 этажа допускается размещение точечных дымовых пожарных извещателей на расстоянии, не превышающем 0,5 м от электросветильников;
допускается отделка путей эвакуации коридора 1 этажа (стены) сгораемым материалом. Сертификат пожарной безопасности на материалы отделки не представлен.
Производство N 4
Административная часть здания:
допускается отделка путей эвакуации коридора 3 этажа (пол) сгораемым материалом. Сертификат пожарной безопасности на материалы отделки не представлен;
принятый для прокладки пожарных шлейфов в системах противопожарной защиты (АУПС, СОУЭ) в помещениях 3 этажа тип исполнения кабельного изделия не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности;
ручные пожарные извещатели, смонтированные в коридорах 1 и 3 этажей, установлены с нарушением требований нормативных документов в области пожарной безопасности, в части высоты установки от пола до органа управления (более 1,6-м (по факту - 1,68-м) и менее 1,4-м (по факту 1,35-м) соответственно);
в помещениях 2 этажа допускается размещение точечных дымовых пожарных извещателей на расстоянии, не превышающем 0,5 м от электросветильников;
ширина эвакуационного пути (коридор 2 этажа) не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности. При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную на ширину дверного полотна (по факту ширина коридора 1,62-м, полотна-0,86-м);
Коллекторное отделение:
приборы приемно-контрольные, установленные в помещении производственного участка, не защищены от несанкционированного доступа;
помещения коллекторного отделения не оборудованы автоматической установкой пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
Помещение коллекторного отделения не оборудовано системой дымоудаления.
Миколентное отделение:
помещения отделения не оборудованы автоматической установкой пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
помещение отделения не оборудовано системой дымоудаления.
Участок ПЭК
помещения отделения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
помещение отделения не оборудовано системой дымоудаления.
Намоточное отделение:
помещения отделения не оборудованы автоматической установкой пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
помещение отделения не оборудовано системой дымоудаления.
Помещение лакировки цилиндров:
помещения отделения не оборудованы автоматической установкой пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
помещение отделения не оборудовано системой дымоудаления.
Производство N 3
Помещение пропиточных машин:
автоматическая установка пожаротушения находится в неработоспособном состоянии;
помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
помещение не оборудовано системой дымоудаления.
Административная часть:
в тамбурах бытовых помещений 1, 3 этажей не предусмотрена установка дымовых пожарных извещателей;
Помещение старого пресса:
помещения отделения не оборудованы автоматической установкой пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
помещение не оборудовано системой дымоудаления.
Склад готовой продукции:
помещения склада не оборудованы системой дымоудаления.
Склад сырья
помещения склада не оборудованы системой дымоудаления.
Другие подразделения:
не предусмотрена установка речевых пожарных оповещателей снаружи производственного здания Производства N 1. При этом способ прокладки соединительных линий СОУЭ и расстановка пожарных оповещателей определяется проектной организацией;
помещения перемотки Производства N 3 не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
помещения гаража внутрицехового транспорта не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
помещения фенольной, склада этиленгликоля, тепляка не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
не предусмотрен 100%-ный запас комплектующих, модулей (не перезаряжаемых) и порошка для замены в автоматической установке порошкового пожаротушения в Котельной ВОТ;
в помещениях котельной ВОТ допускается перевод автоматической установки пожаротушения с автоматического пуска на ручной;
Участок фольгирования:
административно-бытовая часть здания не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации;
административно-бытовая часть здания не оборудована системой оповещений и управления эвакуацией людей при пожаре.
Производство N 1:
административно-бытовая часть здания не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации;
административно-бытовая часть здания не оборудована системой оповещений и управления эвакуацией людей при пожаре;
производственные помещение на 1,2,3, 4-м этажах не оборудованы системой оповещений и управления эвакуацией людей при пожаре;
руководитель организации не обеспечил исправное состояние автоматической установки пожаротушения на 1, 2, 3, 4-м этаже.
Административное здание цеха утилизации производственных отходов:
административно-бытовые помещения здания не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
здание не оборудовано системой оповещений и управления эвакуацией людей при пожаре.
По данным фактам управление 04.06.2014 составило в отношении общества протокол об административных правонарушениях N 52 и 10.06.2014 вынесло постановление N 49 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления управления N 47, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, порядок привлечения к административной ответственности - соблюденным, а применение управлением части 1 статьи 4.4 КоАП РФ - верным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3-8 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Событие вмененного обществу административного правонарушения, влекущего ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Требования к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности, а также к назначению административного наказания проверены апелляционным судом и признаны соблюденными. Обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения, не имеется, равно как и обстоятельств, при которых обществу мог быть назначен в меньшем размере: каких-либо документов по данным вопросам общество не представило.
Довод общества о том, что управление при рассмотрении дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесло оспариваемое постановление N 47, должно было применить часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ могут применяться лишь при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.
Как следует из материалов дела, обществом совершены различные по своему характеру как действия, так и бездействие, образующие различные составы административных правонарушений, за которые в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Исходя из установленных управлением нарушений, подтвержденных материалами дела, управление при назначении административного наказания обоснованно применило правило части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, предусматривающее назначение административного наказания за каждое из совершенных обществом правонарушений, приняв наряду с постановлениями N 48, 49 (по частям 2 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ), оспариваемое по настоящему делу постановление N 47 (по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ).
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.08.2014 по делу N А41-35530/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35530/2014
Истец: ЗАО "Электроизолит"
Ответчик: Главное управлени МЧС России по Московской области
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Московской области