г. Санкт-Петербург |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А42-1489/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Бебишевой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): кузнецов Д.С. по доверенности от 01.10.2014 N 02-08/14-20
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19342/2014) ЗАО "Звента" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.06.2014 по делу N А42-1489/2014 (судья Романова А.А.), принятое
по заявлению ЗАО "Звента"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Мурманской области
о признании недействительным решения от 14.10.2013 N 15659 и обязании налогового органа возместить НДС в сумме 166 928 руб.
установил:
Закрытое акционерное общество "Звента" (место нахождения: 184380, Мурманская область, г. Кола, ул. Сопка Соловарака, д. 4А, ОГРН 1075190008541) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Мурманской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 14.10.2013 N 15659 и об обязании инспекции возместить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 166 928 руб.
Решением суда от 04.06.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, фактически применяемое Обществом распределение "входного" НДС соответствует положениям, закрепленным в учетной политике заявителя, и в данном случае у Общества отсутствует обязанность осуществлять распределение "входного" НДС в соответствии с положениями статьи 170 НК РФ.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явилось, направило в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя.
Представитель Инспекции доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2012 года, представленной Обществом 08.05.2013.
Согласно указанной декларации Обществом заявлены вычеты: по разделу 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 статьи 164 НК РФ" - 43 719 руб., по разделу 4 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена" - 524 065 руб.
По результатам проверки инспекцией 22.08.2013 составлен акт N 13269 и 14.10.2013 принято решение N 15659 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению, на 166 928 руб.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в проверяемом периоде Общество осуществляло операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 НК РФ (производство алюминиевых чушек, реализуемых на экспорт по ставке 0%; оказание услуг по переработке сырья, облагаемых по ставке 18%) и операции, не подлежащие налогообложению в соответствии со статье 149 НК РФ (реализация лома черных и цветных металлов).
Обществом в уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2012 года заявлены налоговые вычеты по НДС, при приобретении товаров для перепродажи на экспорт и на внутренний рынок в сумме 567 784 руб., в т.ч. при реализации на экспорт в размере 524 065 руб.
В представленной налоговой декларации сумма выручки по всем разделам декларации в соответствии с расчетом процентного соотношения составила:
- выручка, облагаемая НДС по ставке 18% (реализация услуги Толлинга на внутреннем рынке) - 634 001 руб., и равна 7, 70%;
- выручка, облагаемая по ставке 0% равна 92,3%.
С учетом данного расчета и представленной Обществом Учетной политики на 2012 год Инспекция пришла к выводу, что в данном случае на Общество возложена обязанность по ведению раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления, как облагаемых налогом, так и освобожденных от налогообложения операций. Поскольку применяемое Обществом распределение "входного" НДС, не соответствует порядку, установленному положениями статьи 170 НК РФ, инспекция пришла к выводу о неправомерном заявлении налоговых вычетов по НДС в налоговой декларации за 4 квартал 2012 в размере 166 928 руб.
Решением Управления ФНС по Мурманской области от 18.12.2013 N 410 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, согласился с выводом налогового органа о том, что применяемое Обществом распределение "входного" НДС не соответствует порядку, установленному положениями статьи 170 НК РФ.
Выслушав мнение представителя инспекции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Общество является производителем алюминиевого сплава (вторичного, необработанного в чушках) предназначенного для продажи на экспорт.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что организациями - экспортерами для подтверждения правомерности применения налогового вычета сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров на экспорт, представляются соответствующие первичные учетные документы, на основании которых принимается к бухгалтерскому учету товар, приобретенный у поставщиков для последующей реализации на экспорт.
Налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты НДС, при приобретении товаров для перепродажи на экспорт и на внутренний рынок в сумме 567 784 руб., в т.ч. при реализации на экспорт в размере 524 065 руб.
В соответствии с Разделом 4 декларации по НДС за 4 квартал 2012 года на экспорт был реализован алюминиевый сплав на сумму 7 582 119 руб. и под данную отгрузку заявлен вычет в размере 524 065 руб.
Согласно п. 10 ст. 165 НК РФ документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
В ходе проверки Обществом представлены книга покупок и книга продаж, все счета-фактуры включены в книги покупок и продаж.
Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения".
Положениями п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
При этом п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по нулевой ставке. Согласно данному порядку вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы.
Таким образом, в случае осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость как по ставкам 18 (10) процентов, так и по ставке 0 процентов, в целях соблюдения норм НК РФ налогоплательщик должен вести раздельный учет сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении таких операций.
В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ порядок определения суммы налога на добавленную стоимость, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения.
Согласно учетной политике Общества на 2012, утвержденной приказом директора от 31.11.2011, в разделе порядок исчисления НДС:
- Общество предусматривает ведение раздельного учета "входного" НДС, при условии осуществления операций связанных с реализацией собственной продукции на экспорт (по ставке ноль процентов) и реализации продукции, оказании услуг на внутренний рынок (по ставке 18%), в таких случаях раздельный учет ведется пропорционально, исходя из суммы выручки, полученной от указанных видов деятельности в разрезе отчетных периодов";
- Раздельный учет между операциями, не облагаемыми НДС (освобожденные от налогообложения) по приобретению сырья (металлолома) и его реализации, не ведется, так как, приобретение (металлолома) и его реализация не влияет на долю совокупности расходов на производство;
- Общество не ведет раздельный учет входного НДС по общехозяйственным и общепроизводственным расходам, так как основным видом деятельности является экспорт произведенной продукции.
- Общество предусматривает ведение раздельного учета входного НДС относящиеся к осуществлению операций, связанных с оказанием услуг, работ по утилизации отработанных масел, АКБ, шлама, не имеющих затрат относящиеся к производству продукции методом прямого счета.
- Ведение раздельного учета, между операциями, не облагаемыми НДС (освобожденные от налогообложения) (приобретение сырья (металлолома), и его реализация, не ведется, т.к. приобретение металлолома и его реализация не влияет на долю совокупных расходов общества на производство.
В ходе проверки инспекцией установлено, что Общество занимается закупом, переработкой лома цветных металлов и производит из вышеуказанного материала собственную продукцию (алюминий чушковый марки АК5М2), которую реализует в режиме экспорта. Также оказывает услуги по переработке сырья по Договору Толлинга, заключенного между ООО "Ганеша" и ЗАО "Звента".
Согласно уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2012, в разделе 3 отражена налоговая база в размере 1 024 313 руб. по виду деятельности (оказание услуг на внутренний рынок), облагаемому НДС по ставке 18%.
В разделе 7 "Операции, не подлежащие налогообложению" (по коду операции 1010274) реализация лома черных и цветных металлов, отражена налоговая база 3 583 149 руб.
Учетной политикой предприятия применяется ведение раздельного учета "входного" НДС. При этом, ведение раздельного учета "входного" НДС относящееся к операциям по утилизации отработанных масел, АКТ, шламов, не имеющих затрат к производству, ведется методом прямого счета. Поскольку оказание услуг по утилизации моторных масел, сточных вод, по мнению ЗАО "Звента", не сопровождается никакими дополнительными затратами, а именно утилизируется методом выпаривания и сжигания в печах, то соответственно "входной" НДС, облагаемый по ставке 18%, отсутствует.
Сумма НДС, заявленная по книге покупок за 4 квартал 2012, составляет 567 784 руб. Сумма налоговых вычетов в разделе 3 декларации составляет 43 719 руб. (567 784 х 7,70 %)
Сумма налоговых вычетов по ставке 0% составляет 524 065 руб. (567 784 х 92,3%).
Согласно учетной политике Общества "ведение раздельного учета между операциями, не облагаемыми НДС (освобожденные от налогообложения), ЗАО "Звента" не ведется, так как приобретение (металлолома) и его реализация не влияет на долю совокупности расходов на производство. Продажа лома черных металлов, осуществляется только в случае, если приобретенный лом не подходит для производства выпускаемой продукции".
В соответствии с п.п.25 п.2 ст. 149 НК РФ операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
При этом на основании положений п. 4 ст. 149 НК РФ налогоплательщик обязан вести отдельный учет таких операций для целей раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащих и не подлежащих вычету, в том числе по общехозяйственным расходам.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом, а также местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Пунктом 4 статьи 170 НК РФ установлена обязанность ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) в случаях осуществления налогоплательщиком операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения.
В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения, принимаются к вычету или учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
В соответствии с абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Согласно Учетной политике ЗАО "Звента", процентное соотношение расходов определяется Обществом пропорционально, исходя из суммы выручки, полученной от указанных видов деятельности в разрезе отчетных периодов.
Согласно представленной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2012 год, сумма выручки по всем разделам декларации в соответствии с расчетом процентного соотношения составила:
- выручка, облагаемая НДС по ставке 18% (реализация услуги Толлинга на внутреннем рынке) равна 634 001 руб., равна 7,70%
- выручка, облагаемая по ставке 0 %, равна 92,3%
Таким образом, процентное соотношение расходов по ставке 18% равно 7,70% и по ставке 0% - 92,3%
Учитывая, что расходы Общества превышают 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), на налогоплательщика возложена обязанность по ведению раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобожденных от налогообложения операций.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что фактически применяемое Обществом распределение "входного" НДС, в данном случае, не соответствует порядку, установленному положениями ст. 170 НК РФ.
В свою очередь налоговый орган правомерно в строгом соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ произвел расчет пропорции сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления, как облагаемых налогом, так и освобожденных операций.
Произведенный инспекцией расчет обоснован не только по праву, но и по размеру.
При таких обстоятельствах инспекция правомерно уменьшила сумму НДС, излишне заявленного Обществом к возмещению из бюджета, в размере 166 928 руб., в связи с чем, суд обоснованно признал решение налогового органа законным и соответствующим нормам налогового законодательства.
На основании изложенного и принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все доводы заявителя и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "Звента" и отмены принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.06.2014 по делу N А42-1489/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1489/2014
Истец: ЗАО "Звента"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 7 по Мурманской области