г. Москва |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А41-32851/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Стенин С.А., по доверенности от 25.02.2013 N 1021/02,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 июля 2014 года по делу N А41-32851/14, принятое судьей Потаповой Т.Н., по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о привлечении арбитражного управляющего Антонову Любовь Леонидовну к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Антонову Любовь Леонидовну к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением от 18 июля 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленного требования Управления отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы Управление указывает, что сообщение о проведении собрания кредиторов 28.03.2014 и сообщение о решениях, принятых собранием кредиторов 28.03.2014, до настоящего времени арбитражным управляющим не включены в ЕФРСБ. Суд необоснованно признал совершенное правонарушение малозначительным.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, арбитражного управляющего Антоновой Л.Л., извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, определением Арбитражного суда Московской области от 13.06.2013 по делу А41-14388/13 в отношении ОАО "Каравай" (ИНН 5045003184, ОГРН 1025005922688, 142800, Московская обл, Ступинский р-н, Ступино г., Горького ул., 47 ) введена процедура наблюдения. Временным управляющим утверждена Антонова Любовь Леонидовна.
При проведении административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Антоновой Л.Л. выявлены нарушения положений пункта 1 статьи 128, пункта 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 68 Закона о банкротстве, выразившиеся в нарушении сроков публикации сообщения, содержащего сведения о введении процедуры наблюдения в ЕФРСБ; не включении в ЕФРСБ сообщения о проведении собрания кредиторов; не включении в ЕФРСБ сообщения, содержащего сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся.
По результатам проверки Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 04.06.2014 N 00255014 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, Управление обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Согласно пункту 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
В силу пункта 1 статьи 68 Закона о банкротстве, временный управляющий обязан направить для опубликования в порядке, предусмотренном статьи 28 Закона о банкротстве, сообщение о введении процедуры наблюдения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Закона о банкротстве наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты, поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 67 Закона о банкротстве, временный управляющий обязан созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 72 Закона о банкротстве, временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим в порядке и в сроки, которые предусмотрены статьей 13 настоящего Федерального закона.
Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения.
Часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Согласно материалам дела процедура наблюдения в отношении должника была введена определением суда от 13.06.2013. Из протокола об административном правонарушении от 04.06.2014 следует, что арбитражным управляющим, сообщение, содержащее информацию о введении процедуры наблюдения в отношении ОАО "Каравай", было включено в ЕФРСБ 24.07.2013, что является нарушением пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве, а именно нарушением десятидневного срока с даты введения процедуры наблюдения.
Сообщение о проведении 28.03.2014 собрания кредиторов включено арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", временный управляющий предварительно (не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов) направил уведомления о проведении собрания кредиторов в адрес конкурсных кредиторов, в уполномоченный орган путем отправки телеграмм от 21.03.2014.
28.03.2014 на собрании кредиторов зарегистрировались и приняли участие в собрании кредиторов 99,76% от общего количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по данным реестра.
Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов ОАО "Каравай" от 28.03.2014, включено арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Протокол первого собрания кредиторов ОАО "Каравай" был составлен в двух экземплярах 28 марта 2014 года. Один экземпляр протокола собрания кредиторов ОАО "Каравай" от 28 марта 2014 года с приложением необходимых документов был направлен 02.04.2014 (не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов) в Арбитражный суд Московской области посредством почтового отправления.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.
Судом установлено, что заинтересованное лицо имело возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако не приняло необходимых мер.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлена вина арбитражного управляющего во вменяемом ему правонарушении, в связи с чем доказано наличие состава административного правонарушения в действиях заинтересованного лица.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В соответствии с пунктом 18 и пунктом 18.1.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства. Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В рассматриваемом случае, как верно установлено судом первой инстанции, совершенное правонарушение не несет существенной угрозы правам и интересам должника, кредиторов и общества и является малозначительным.
Апелляционный суд считает, что с учетом конкретных обстоятельств дела, в частности, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, наказание в виде наложения административного штрафа не отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания. Устное же замечание, как мера воздействия за формальное совершение вменяемого правонарушения является для арбитражного управляющего Антоновой Л.Л. достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст. 1.2 Кодекса.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об изменении обжалуемого решения суда первой инстанции, дополнении резолютивной части указанием на освобождение арбитражного управляющего Антоновой Л.Л. от административной ответственности, объявлении ей устного замечания.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.07.2014 по делу N А41-32851/14 изменить, дополнив резолютивную часть: освободить арбитражного управляющего Антонову Любовь Леонидовну от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения с объявлением устного замечания.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32851/2014
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Ответчик: Арбитражный управляющий Антонова Л. Л.
Третье лицо: Арбитражный управляющий Антонова Л. Л.
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1625/15
10.02.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1625/15
07.10.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10190/14
18.07.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-32851/14