город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2014 г. |
дело N А32-1957/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 12.09.2013 г. Ермолаев А.П.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского хозяйства) Ситникова Ивана Федоровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014 г. по делу N А32-1957/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского хозяйства) Ситникова Ивана Федоровича,
заинтересованное лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, третье лицо: крестьянское (фермерское) хозяйство "Кубань-Юг",
принятое в составе судьи Гречко О.А.,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского хозяйства) Ситников Иван Федорович (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением в котором просит:
- признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю, выразившееся в уклонении от предоставления в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству Ситникову И.Ф. земельных участков с кадастровыми номерами 23:46:0000000:12, 23:46:0000000:13, 23:46:0000000:14.
- обязать Департамент имущественных отношений по Краснодарскому краю принять решение о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству Ситникову И.Ф. земельных участков с кадастровыми номерами 23:46:0000000:12, 23:46:0000000:13, 23:46:0000000:14, подготовить проект договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:46:0000000:12, 23:46:0000000:13. 23:46-0000000:14. и направить его в адрес крестьянского (фермерского) хозяйства Ситникова И.Ф.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) заявленные требования не признает, считает, что положения закона им при отказе не нарушены. Отказ соответствует закону, поскольку заявитель не обосновал размер истребуемых земельных участков, у Департамента отсутствует возможность фактической передачи спорных земельных участков в связи с нахождением их во владении КФХ "Кубань-Юг". Департамент также полагает, что действия заявителя направлены на обход закона в получении земельных участков иными лицами, что подтверждается передачей заявителем прав по договору аренды в отношении иного земельного участка иному лицу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Ситников Иван Федорович обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе глава КФХ просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что вывод суда первой инстанции о необоснованности размеров испрашиваемых земельных участков несостоятелен, поскольку не представлены доказательства, подтверждающие довод департамента о том, что размер спорных земельных участков не соответствует экономическим возможностям хозяйства, а также видам осуществляемой им деятельности.
Податель жалобы также указал, что как следует из письма от 25.09.2013 г.
N 52-3132ж/13-11.05 департамент не рассмотрел по существу заявление и уклонился от принятия решения о предоставлении земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства.
Заинтересованное и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить. На вопрос суда пояснил, что письмо департамента от 19.12.2013 г. N 52-4097-ж/13-11-05 заявитель расценил как отказ по существу на его заявление о предоставлении спорных земельных участков, в связи с чем, заявитель бездействие департамента по не рассмотрению его заявления не оспаривал.
Как следует из материалов дела, на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации -Краснодарский край, что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРП от 02.10.2013 г. (л.д. 26-28).
Глава КФХ Ситников Иван Федорович обратился в Департамент с заявлением от 27.11.2013 г. о предоставлении спорных земельных участков в аренду для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства.
Письмом от 19.12.2013 г. N 52-4097-ж/13-11.05 Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил заявителю об отказе в предоставлении спорных земельных участков, указав, что земельные участки Департаментом предоставляются при отсутствии на территории муниципального образования необходимого количества земель сельскохозяйственного назначения.
Не согласившись вышеуказанным письмом департамента, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статьи 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Как следует из пункта 1 названной статьи Закона N 74-ФЗ, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 74-ФЗ предусмотрено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 названного Федерального закона.
В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (статья 4 Закона N 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона N 74-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
С учетом изложенного, заключение договора аренды земельного участка возможно лишь после проведения оговоренных выше процедур, в частности, подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка, принятия решения о предоставлении этого земельного участка на праве собственности или аренды заинтересованному лицу.
Обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в аренду распространяется лишь на случаи соблюдения заявителем установленной процедуры.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка.
Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как следует из положении пункта 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ в предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству может быть отказано, если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов.
Таким образом, эта норма закона связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства, а не количеством работников, привлекаемых по трудовому, либо гражданско-правовому договору.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя об отсутствии у него обязанности обосновывать площадь испрашиваемых в аренду земельных участков как основанные на неверном понимании статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Как следует из материалов дела общая площадь испрашиваемых земельных участков составляет 410,082 га.
Материалами дела подтверждается, что заявитель является единственным членом фермерского хозяйства.
В качестве обоснования размера испрашиваемых земельных участков предприниматель в заявлении указал, что он предполагает вести крестьянское (фермерское) хозяйство посредством заключения гражданско-правовых договоров.
При этом в обоснование своей позиции Глава КФХ вместе с заявлением не представил в департамент ни одного подтверждающего документа, в приложении к заявлению такие документы не обозначены (т. 1, л.д. 35).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявитель не обосновал размер испрашиваемых земельных участков, общая площадь которых является значительной, сделал вывод, что заявление предпринимателя не соответствовало статье 12 Закона N 74-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2013 г. по делу N А63-11030/2012, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2013 г. по делу А23-859/2011.
У департамента имущественных отношений Краснодарского края не имелось оснований для применения по заявлению главы КФХ Ситникова И.Ф. специальной процедуры, предусмотренной статьёй 12 Закона N 74-ФЗ, поскольку единолично обрабатывать такой участок заявитель не имеет возможности, что подтверждается и его заявлением.
Что касается указания на осуществление деятельности по обработке земли посредством заключения гражданско-правовых договоров, судебная коллегия также считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изменениями от 23.06.2014 г.) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
Таким образом, с учетом изложенных выше норм права, следует признать, что нормы статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о крестьянском хозяйстве. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
По смыслу указанного закона преимущества в порядке предоставления земельных участков в собственность и аренду (без проведения торгов) предоставляются фермерским хозяйствам именно в связи с тем, что они обрабатываю землю своим трудом. Данный вывод согласуется и с содержанием норм указанного закона об обосновании площади земельного участка, норма указывает на необходимость указать количество членов КФХ. В противном случае, если бы закон допускал обоснование площади земельного участка посредством указания на возможность заключения гражданско-правовых договоров, терялся бы смысл предоставления данной льготы, граждане, ведущие крестьянское хозяйство, основанное на их личном участии, не имели бы преимуществ в получении земельных участков перед теми гражданами-членами КФХ, которые ведут хозяйство посредством заключения гражданско-правых договоров, т.е. фактически не являются фермерскими хозяйствами, так как их деятельность не основана на их личном участии.
В судебном заседании представитель заявителя под аудиозапись пояснил, что земельные участки планирует использовать совместно с другой организацией, что также не соответствует целям Закона о крестьянском хозяйстве, указанным выше.
Верным является также вывод суда первой инстанции о том, что как следует из актов обследования земельных участков от 28.02.2014 г., спорные земельные участки находятся во владении КФХ "Кубань-Юг", тогда как для исполнения решения необходимо предоставить свободные от прав третьих лиц земельные участки сельскохозяйственного назначения. Указанное свидетельствует о наличии спора о праве на истребуемые земельные участки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопрос о распределении судебных расходов и возврате заявителю излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1000 рублей судом апелляционной инстанции не рассматривается в связи с непредставлением заявителем подлинного платежного документа, подтверждающего факт оплаты государственной пошлины в установленном порядке или размере. В материалы дела представлена электронная копия квитанции от 05.08.2014 г. об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей.
Между тем, заявитель не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции с соответствующим заявлением о распределении судебных расходов, представив подлинный платежный документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014 г. по делу N А32-1957/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1957/2014
Истец: Ситников Иван Федорович
Ответчик: Департамент имущ отношений КК, департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: крестьянское (фермерское) хозяйство "Кубань-Юг", КФХ "Кубань-Юг"