г. Воронеж |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А64-3441/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чаплыгиным П.В.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Зеленый Гай": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2014 по делу N А64-3441/2014 (судья Парфенова Л.И.) рассмотренному в порядке упрощенного судопроизводства, принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области (ОГРН 1026801062199, ИНН 6827012451) к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Зеленый Гай" (ОГРН 1026800632374, ИНН 6807001148) о взыскании финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, 2 квартал 2011 года, 3 квартал 2011 года, 4 квартал 2011 года, 2 квартал 2012 года, 3 квартал 2012 года, 4 квартал 2012 года в размере 73813,05 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области (далее - Управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Зеленый Гай" (далее - Кооператив, страхователь) о взыскании финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, 2 квартал 2011 года, 3 квартал 2011 года, 4 квартал 2011 года, 2 квартал 2012 года, 3 квартал 2012 года, 4 квартал 2012 года в размере 73813,05 руб.
Данное дело было рассмотрено Арбитражным судом Тамбовской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2014 в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования пенсионного фонда удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы, Управление ссылается на обстоятельства, установленные в ходе выездной проверки, и свидетельствующие о представлении Кооперативом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, 2 квартал 2011 года, 3 квартал 2011 года, 4 квартал 2011 года, 2 квартал 2012 года, 3 квартал 2012 года, 4 квартал 2012 года.
Как указывает Управление, в проверяемом периоде 2010-2012 гг. Кооператив занизил базу для начисления страховых взносов.
Управление ссылается на то, что страхователь обеспечивал своих работников питанием по льготным ценам. Указанную оплату питания работникам, по мнению пенсионного фонда нельзя рассматривать как компенсационную выплату, поэтому указанные суммы подлежат обложению страховыми взносами.
Кроме того, Кооператив занизил базу для начисления страховых взносов на выплаты физическому лицу (Терехову В.Н.) по договору гражданско-правового характера в сумме 6000 руб. за изготовление метел, а также занизил базу для начисления страховых взносов на сумму пособий по временной нетрудоспособности за 2010 год в сумме 4732,46 руб. поскольку Тамбовским региональным фондом социального страхования не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем в сумме 4732,46 руб.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Кооператив возражает против доводов Управления, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание не явились пенсионный фонд и страхователь, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
В материалах дела имеется ходатайство СПК "Зеленый Гай" о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст.ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие УПФР в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области и СПК "Зеленый Гай".
Изучив материалы дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, УПФР в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области в отношении СПК "Зеленый Гай" проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов за 2010-2012 гг., по результатам которой составлен акт от 10.01.2014 N 07907214АВ0000029.
В ходе выездной проверки Управлением установлено, что Кооператив занизил базу для начисления страховых взносов при следующих обстоятельствах. В проверяемом периоде (2010-2012 гг.) страхователь обеспечивал своих работников питанием по льготным ценам. Работниками СПК "Зеленый гай" полученное питание частично оплачивалось по номинальной (льготной) стоимости. В результате, Управление пришло к выводу, что база для начисления страховых взносов занижена на 1489487 руб. (на доплату (уценку) на питание работникам в сумме 1489487 руб., в том числе за 2010 год в размере 386717 руб., за 2011 год в размере 529057 руб., за 2012 год в размере 573713 руб.). Также Управление посчитало, что Кооператив занизил базу для начисления страховых взносов на выплаты физическому лицу (Терехову В.Н.) по договору гражданско-правового характера в сумме 6000 руб. за изготовление метел (за 2010 год - 3000 руб., за 2011 год - 3000 руб. и на сумму пособий по временной нетрудоспособности за 2010 год в сумме 4732,46 руб. Указанные суммы не приняты к зачету в качестве расходов по обязательному социальному страхованию Тамбовским региональным фондом социального страхования.
Рассмотрев акт проверки, материалы проверки и пояснения страхователя, 07.02.2014 Управлением вынесено решение N 2367/2367 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанным решением Кооператив привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в сумме 73813,05 руб. за представление недостоверных (неполных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Основаниями для привлечения общества к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, послужили установленные Управлением в ходе выездной проверки факты предоставления недостоверных сведений персонифицированного учета.
На основании указанного решения пенсионный фонд направил в адрес Кооператива требование N 1809/1809 от 17.03.2014 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 03.04.2014.
Неуплата финансовых санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа.
Отказывая в удовлетворении требований Управления суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения
В силу ст. 2 Закона N 167-ФЗ, Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу п.. 1, 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со ст. 1 Закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений к страхователям необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из правовой позиции, установленной постановлением Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12, ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Как следует из акта проверки, основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, послужил вывод пенсионного фонда о том, что представленные страхователем сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, 2 квартал 2011 года, 3 квартал 2011 года, 4 квартал 2011 года, 2 квартал 2012 года, 3 квартал 2012 года, 4 квартал 2012 года являются недостоверными.
При этом в решении Управления от 07.02.2014 N 2367/2367 состав правонарушения не указан.
Вывод о недостоверности индивидуальных сведений сделан пенсионным фондом по результатам начисления страховых взносов выездной налоговой проверкой.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом в силу положений приведенной статьи Закон N 27-ФЗ являются составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Ввиду чего процедура привлечения к ответственности, установленная Законом N 212-ФЗ, подлежит применению к случаям привлечения к ответственности в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона N 212-Ф по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования
Согласно пункту 6 Требований к составлению акта выездной проверки (приложение N 28 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"), в описательной части акта выездной проверки должно быть указано, выявлены или не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах описательная часть акта должна содержать:
- сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;
- сведения о выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
- сведения о выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
- сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- сведения о других, документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона (ч. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ.
В силу ч. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов (ч. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ)
Таким образом, надлежащее отражение в акте проверки, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте. Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Из материалов дела усматривается, что в решении Управления отсутствуют выводы о вине страхователя. Отсутствует указание на то, как правонарушение установлено, не имеется ссылок на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. В то время как объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, составляет: представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом в акте проверки и в решении отражено только то обстоятельство, что страхователь представил недостоверные сведения индивидуального персонифицированного учета.
Ни в акте проверки, ни в решении Управления не указано, в чем именно заключается недостоверность сведений, каким образом и в результате исследования каких документов установлена такая недостоверность.
Также, ни в акте проверки, ни в оспариваемом решении Управления надлежащим образом не установлены обстоятельства допущенного нарушения, существо данного нарушения и не приведены доказательства, подтверждающие соответствующие факты.
Согласно ст. 30 Закона N 212-ФЗ должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов обязаны действовать в строгом соответствии с указанным законом и иными федеральными законами.
При этом, допущенные органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов, нарушения положений Закона N 212-ФЗ, регламентирующего порядок оформления результатов проверки и вынесения соответствующего решения по результатам их рассмотрения, не позволяют убедиться в обоснованности доначисления соответствующих сумм недоимки по страховым взносам, начисления на указанные суммы недоимок пеней и привлечения к ответственности.
Указанные нарушения являются существенными и свидетельствующими о несоответствии принятого решения требованиям закона, предъявляемым как к содержанию решения, так и к основаниям принятия решения, в том числе к акту проверки.
Исходя из вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Кооператива финансовой санкции, начисленной в соответствии с решением Управления от 07.02.2014 N 2367/2367.
Доводы апелляционной жалобы Управления отклоняются как противоречащие вышеприведенным нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствие с ч. 4, 6 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В нарушение указанных норм Управлением не представлено достоверных и достаточных доказательств законности взыскания финансовых санкций.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2014 по делу N А64-3441/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2014 по делу N А64-3441/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3441/2014
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области
Ответчик: СПК "Зелёный Гай"